Открытие фотосалона хорошо подходит для начала предпринимательской деятельности. Со временем бизнес может приносить стабильную прибыль, а затраты на старт относительно небольшие. Рассказываем, как стартовать фотосалон
Содержание
Чем фотосалон отличается от фотостудии
Как открыть фотосалон с нуля
Помещение: поиск и аренда
Расходы на оборудование, ремонт и технику
Поиск и наем сотрудников, требования к ним
Регистрация фотосалона как бизнеса
Полезные советы
Дополнительные услуги и продажа сопутствующих товаров
Сколько можно заработать
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнВ крупных городах фотосалоны могут находиться буквально в каждом жилом доме и торговом центре, а значит, в этой сфере высокая конкуренция. Однако и услуги востребованы, спрос на них постоянно растет. Людям нужны фото на документы, например для паспорта, пропуска на работу или в вуз, студенческого билета.
Фотосалон — это небольшое помещение, где любой человек может сделать фото на документы. Здесь можно предлагать и дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование документов — и продавать сувениры, фоторамки, фотокниги.
Основные клиенты фотосалона — люди, которым нужно быстро сделать фото по определенным параметрам. Иногда приходят заказать иную фотоуслугу, например напечатать изображение на кружке или футболке.
Фотостудия — это, как правило, более крупное по площади помещение, где работают профессиональные фотографы, устраиваются фотосессии. К услугам фотостудий чаще прибегают частные фотографы-фрилансеры, агентства. Туда приходят и частные клиенты, которым нужна профессиональная фотография, например в деловом стиле для блога, презентабельный снимок семьи.
В фотостудии часто используются декорации, антураж. Могут предлагать дополнительно услуги визажиста, стилиста, Могут проводить профессиональную предметную съемку товаров для маркетплейсов.
В фотосалоне обычно только одна маленькая комната. Там создается нужное освещение, чтобы сделать снимок, который примут, например, в госорганизации, выдающей паспорта и визы.
Конкуренция высока: в крупных городах по 300–400 стабильно работающих фотостудий, фотосалонов — в разы больше. По сравнению со столицей, в регионах фотосалонов меньше, там легче занять свободную нишу. Однако надо понимать, что фотоуслуги предлагают и крупные компании и агентства.
Для открытия фотосалона нужно проанализировать рынок в регионе. В каждом городе или населенном пункте — свои особенности. Важно понять, сколько конкурентов, какой спрос.
Один из способов проанализировать спрос — задать запрос в сервисе «Подбор слов Яндекса» и посмотреть, сколько людей ежемесячно интересуются услугами фотографии. Так, предприниматель, который решил открыть фотосалон в Самаре, увидит, что ежемесячно о такой услуге спрашивает около 700 человек.
Полезно узнать цены у конкурентов, их организацию бизнеса, уровень сервиса и обслуживания, ассортимент. Для такой разведки можно посетить несколько фотосалонов на районе в качестве тайного покупателя.
Необходимо составить бизнес-план. Понадобится расписать создание и развитие компании, имеющиеся ресурсы, прогноз по доходам, расходам, информацию об исследовании рынка.
Что включить в бизнес-план:
конкурентный анализ;
анализ рынка фотоуслуг в регионе;
срез по потенциальным клиентам — пол, возраст, платежеспособность, потребности;
прогноз по среднему чеку;
затраты на помещение, аренду, ремонт;
затраты на оборудование;
затраты на персонал;
маркетинговую стратегию;
планы по масштабированию и развитию бизнеса;
прогноз по окупаемости.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнПлан открытия фотосалона включает в себя расходы на площадь. Параллельно с процессом регистрации бизнеса, о котором мы расскажем ниже, нужно определиться с помещением:
где оно будет находиться;
сколько стоит аренда в городе и его конкретном районе;
целесообразно ли рассмотреть покупку помещения и оформление его в собственность, чтобы не платить аренду;
насколько хорошая проходимость.
Например, часто фотосалоны размещают в домах, мимо которых идет большой поток людей до метро, либо рядом с автобусными остановками. Фотосалон может находиться в жилом доме на первом или цокольном этаже, в торговом центре, в бизнес-центре, при магазине.
📌 Совет
Еще вариант — ориентироваться на находящиеся рядом паспортные столы, визовые
центры, турагентства, вузы и колледжи. До фотосалона потенциальным клиентам
должно быть легко добираться.
Помещение должно отвечать всем требованиям техники безопасности, чтобы пройти успешную проверку МЧС и Роспотребнадзора. Первая проверка может быть через три года после организации бизнеса.
Для помещения понадобится минимум мебели — стулья для фотографа (или администратора) и кресла для клиентов, стол, стойка или полка с фототехникой, печатным оборудованием. Разместить все получится на площади до 12 квадратных метров.
В выбранном помещении может потребоваться ремонт. Нужно организовать пространство, чтобы оно было удобным для клиентов: поставить вешалку для одежды, кресла или диван для ожидающих своей очереди, повесить или поставить большое зеркало.
Можно приберечь «дежурные» пиджак и галстук на случай, если человеку срочно нужно фото на документы, а переодеться нет возможности.
Для фотосалона потребуется фототехника, осветительные приборы, отражатели, штативы, принтеры с высококачественной печатью и сканерами (если предполагаются допуслуги — сканирование документов и фотографий), расходные материалы к ним: картриджи, фотобумага.
Бизнес-план должен учитывать следующие статьи расходов. Цены указаны приблизительные.
Статья расхода | Сумма, руб. |
Аренда помещения (сильно разнится от региона к региону) в месяц | 10 000 — 30 000 |
Коммунальные платежи (могут быть включены в аренду) в месяц | 2000–3000 |
Цифровой фотоаппарат | от 50 000 |
Компьютер или ноутбук | от 70 000 |
Лицензионные программы — фоторедакторы | от 50 000 |
Фотопринтер | от 60 000 |
Штатив | от 3000 |
Осветительные приборы (комплект вроде REKAM LIGHT KIT) | от 20 000 |
Ксерокс (лучше купить отдельно) | от 20 000 |
Ламинатор | от 3000 |
Ремонт помещения | от 30 000 |
Регистрация бизнеса, оформление документов (через посредников) | от 5000 |
Мебель | от 50 000 |
Расходные материалы | от 20 000 |
Реклама перед запуском | от 20 000 |
Зарплата персонала | от 60 000 |
Итого на старт проекта | примерно 500 000 |
Расчеты примерные. Так, стоимость оборудования зависит от марки, модели техники, ее функциональности. Предприниматель, который купил помещение в собственность, не будет платить за аренду. Если он решил работать самостоятельно первое время, например обладает навыками в фотографии, то не будет затрат на зарплату сотрудникам. Если для обработки фотографий используется более дешевый редактор, расходы уменьшаются.
Некоторые предприниматели делятся опытом и своими расчетами, подчеркивают, что реально открыть фотосалон и за 200 000 рублей. Другие, наоборот, рекомендуют ориентироваться на 1 млн рублей для старта.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнБизнес-план фотоателье должен учитывать расходы на персонал, если предприниматель не собирается делать все самостоятельно. В фотосалоне обычно работают администратор-продавец и фотограф. Чаще всего фотограф выполняет все функции: он делает снимки клиентов, отвечает за кассу и продает сопутствующие товары.
Фотограф должен обладать конкурентоспособным опытом, уметь обращаться с техникой, владеть навыками обработки снимков, знать и разбираться в требованиях, которые предъявляют к фотографиям госучреждения.
Сотрудник должен знать Adobe Photoshop и аналоги, уметь быстро обрезать изображение и скорректировать его. Клиент не станет ждать долго, ему нужно выдать фото спустя 3–5 минут после съемки.
Нужно постараться получить отзывы о кандидате от предыдущих работодателей, попросить предоставить подробное портфолио.
Важно продумать график работы, чтобы он был удобен для клиентов. Возможно, понадобится нанять два человека, чтобы они выходили посменно, например 2 через 2 по 12 часов. У некоторых клиентов получается фотографироваться после работы, в районе 19:00–20:00. Большой интервал, в который открыт салон, может стать конкурентным преимуществом и даже частью УТП, особенно в маленьком городе. Но нужно продумать, чем занять сотрудников, если нет клиентов.
Понадобится также нанять уборщицу либо заключить договор с клининговой службой. Если предприниматель арендует помещение под фотосалон в торговом центре, арендодатель может предоставить свой клининг. Следует обговорить нюансы, стоимость и порядок взаимодействия.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнБизнес обязательно зарегистрировать. Можно выбрать в качестве формы собственности ИП или ООО, ориентируясь на масштаб бизнеса.
Если предприниматель планирует привлекать инвесторов, расширять компанию со временем, организовывает фотосалон совместно с соучредителями, оптимально зарегистрировать юрлицо. Если в проекте — небольшой бизнес, лучше получить статус ИП.
Сразу полезно выбрать выгодную систему налогообложения, проконсультировавшись со специалистом. Такую услугу предлагают налоговые консультанты, бухгалтеры-фрилансеры, аутсорс-компании. Так, ИП может выбрать УСН «Доходы» по ставкой 6% либо патент.
Зарегистрировать бизнес без посещения налоговой и госпошлины можно с помощью сервиса РБиДОС от Деловой среды и Сбербанка.
При указании кодов ОКВЭД для фотобизнеса можно выбрать 74.81 — деятельность в области фотографии. Фотосалон не нужно лицензировать. Однако помещение должно быть приведено в порядок и строго соответствовать пожарным требованиям. Также важно установить и подключить онлайн-кассу.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнВ бизнес-план фотоателье нужно включить расходы на маркетинг. Стоит сделать акцент на продвижении уже на этапе формулирования бизнес-идеи. Важно задействовать все каналы — онлайн и офлайн.
Офлайн-реклама — это яркая вывеска, раздача листовок, объявления в районных газетах о том, что открылся фотосалон, где делают хорошие качественные фото на документы. Если салон находится в торговом центре и его нужно найти среди десятков других магазинов и торговых точек, важно продумать навигацию, расклеить указатели, чтобы клиенты не заблудились и точно дошли.
Онлайн-реклама. Следует зарегистрироваться в сервисах Яндекса и Google: в Справочнике, на Картах, в Услугах, — а также обратить внимание на профессиональные каталоги организаций. Нужно указать о компании максимум информации: график работы, перечень услуг, цены. Многие клиенты ищут фото на документы рядом с домом, задавая такой запрос в поисковике.
Привлечь клиентов помогут объявления на досках вроде Avito и Юла. Можно использовать соцсети, размещать рекламу в группах, посвященных новостям района, либо в группах, где обсуждают вопросы получения визы, фото.
Еще вариант — создать простой сайт, например на конструкторе Tilda или любом другом. Сайт с презентабельными фотографиями салона, позитивными отзывами клиентов и подробным прайсом выгодно отличит точку от салонов конкурентов.
Важно удерживать постоянных клиентов, чтобы они приходили на регулярной основе, приводили друзей, родственников. С этой целью устраивают акции. Полезно собирать положительные комментарии, вовремя и корректно реагировать на негатив.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнСпрос на услуги фотосалонов отличается сезонностью. Больше всего клиентов приходит летом и осенью. Это люди, которые поступают в вузы или едут в отпуск. К Новому году спрос меньше. Поэтому нужно сосредоточиться на предложении интересных дополнительных услуг.
📌 Совет
Можно попробовать совмещать услуги фотосалона
с типографским: печатать визитки, буклеты, POS-материалы. Еще предлагать
клиентам печать по их индивидуальным рисункам и эскизам на кружках, футболках.
Другое направление в рамках масштабирования — превратить фотосалон в фотостудию. Тогда понадобится помещение большей площади, продуманный дизайн фотозон, которые должны постоянно меняться.
В среднем в месяц услугами фотосалона пользуются 400 человек, каждый чек в среднем — около 150 рублей. Получается выручка 60 000 рублей в месяц. Дополнительные услуги вроде ксерокопирования документов, продажи сувениров, фотоальбомов могут принести в районе 20 000 — 40 000 рублей.
Из этой суммы необходимо вычесть регулярные расходы на аренду, оплату работы персонала, ремонт оборудования, коммунальные услуги, налоги.
Расчеты приблизительные, в каждом городе или районе — своя специфика. На большую прибыль сразу рассчитывать не стоит. В первые месяцы она может составлять в районе 10 000 — 15 000 рублей.
Важно реинвестировать заработанные деньги, расширять спектр услуг, докупать со временем более качественное оборудование и работать над лояльностью клиентов, качеством их обслуживания. Если человек пришел за дешевой услугой и ее оказали хорошо, при этом обращаясь вежливо, он придет снова и приведет друзей.
Автор: Ксения Воловик
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды