Франшиза — это вид лицензии, или разрешения, при котором компания продает товары или услуги под другим брендом и использует бизнес-модель этого бренда. Понятие франшизы предполагает, что предприниматель может запустить бизнес, используя готовые схемы работы.
С понятием франшизы связаны следующие термины:
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
франчайзер, управляющая компания — это та организация, которая передает право работать под своим брендом;
франчайзи, партнер — это организация, которая покупает право работать под чужим брендом;
франчайзинг — схема взаимодействия между управляющей компанией и ее партнерами.
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноФранчайзер передает франчайзи:
право использовать свой бренд,
описание бизнес-модели и бизнес-процессов,
технологии,
стандарты работы.
Управляющая компания может, в зависимости от условий договора, предоставлять своим франчайзи клиентскую базу и поставщиков. Управляющая компания поддерживает партнеров и вправе контролировать его работу.
Для управляющей компании франчайзинг выгоден: он позволяет расширять каналы сбыта и повышать узнаваемость бренда.
❗️ Внимание
За работу под популярным брендом франчайзи платит головной компании
единовременный паушальный взнос, а затем регулярно отчисляет роялти. Наличие
или отсутствие взноса и отчислений, а также их размер и принцип расчета
прописаны в договоре.
Преимущества франшизы:
Работа по готовому бизнес-плану и возможность избежать ошибок на старте.
Доверие покупателей к бренду, более легкое продвижение, чем с нуля, когда компанию никто не знает.
Консультационная и информационная поддержка. Управляющая компания обучает своих партнеров, помогает освоить эффективную наработанную технологию.
Налаженные бизнес-процессы. Не нужно терять время, чтобы выстроить их с нуля.
Недостатки франшизы:
Дороговизна. Паушальный взнос и роялти могут быть высокими и требуют постоянного учета в бюджете.
Необходимость строго соблюдать требования управляющей компании. Стандартизация и четкие правила франчайзера накладывают ограничения.
Работа по франшизе отличается от ведения собственного бизнеса тем, что во франчайзинге меньше рисков, в том числе связанных с конкуренцией на рынке, но в то же время меньше свободы.
📗 Словарь для предпринимателей