Чтобы масштабировать свое дело, необязательно открывать филиалы. Можно упаковать свой бизнес во франшизу. Партнеры будут использовать название, наработки и сами управлять своими точками, а создатель франшизы — получать от каждого разовый взнос и ежемесячные роялти. Как создают свою франшизу и что при этом учитывают, разобрали в статье
Содержание
Кто
может создать свою франшизу
Когда
стоит запускать франшизу
Как
запустить франшизу: пошаговый алгоритм
Частые ошибки при создании франшизы
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Упаковку и запуск продаж франшизы стоит делать, если у товара или услуги есть уникальное предложение. При этом дело необязательно должно быть революционным или прорывным, для классического бизнеса франшизы тоже подходят.
Покупателей может привлечь налаженная система, комплекс услуг, собственная разработка, по которой можно открыть компанию под ключ и самим не решать вопросы, с которыми сталкиваются новички. Продавцу нужно организовать обучение партнеров и их персонала тому, что уже работает в его успешном бизнесе.
Если же дело особенно не выделяется на фоне проектов конкурентов и нет четкого понимания, в чем конкретно создатель франшизы сможет помочь начинающим предпринимателям, то франшизу вряд ли будут покупать. Потенциальные партнеры должны понимать, за что будут платить на старте и потом ежемесячно.
Можно создавать франшизу в любом интересном направлении, главное — УТП. Источник: sberbank.com/ru/s_m_business/franchises.
Считается, что упаковать франшизу можно спустя три года или даже пять лет с начала работы бизнеса, когда фирма востребована и процессы налажены. На деле первая продажа франшизы может случиться, если кому-то очень понравится формат и поступит такой запрос.
Понять, что пора упаковать свой бизнес, что времени и возможностей хватит, чтобы помогать покупателю, владельцу проекта помогут ответы на такие вопросы:
Каковы перспективы для масштабирования проекта. Обычно франшизами интересуются начинающие бизнесмены. Для них важно, чтобы все было просто и понятно.
Есть ли УТП. Это то, за что клиенты готовы платить конкретному бизнесу: уникальный дизайн, рецептура, сервис.
Занята ли команда полностью. Перед запуском каждой точки представителям головной компании понадобится анализировать ситуацию, готовить документы для партнера, проводить обучение нанятого им персонала, отправлять на точку часть специалистов, которые будут участвовать в запуске.
Необходимо учитывать, что после продажи франшизы нужно уделить время новой точке и ее команде, чтобы:
помочь, если возникнут трудности;
проконтролировать, как соблюдаются правила и условия франшизы;
проверить отчетность.
В целом продавцу франшизы важно анализировать работу франчайзи и указывать им на точки роста. Основной проект и его репутация не должны пострадать.
Старт франшизы требует ресурсов, но дает владельцу возможность выйти на рынки других регионов, получить партнеров, которые станут вносить вклад в развитие общего дела. А значит, нельзя упустить ни единой мелочи.
Рассмотрим алгоритм упаковки и запуска продаж франшизы подробнее.
На этапе подготовки потребуется зарегистрировать товарный знак, подготовить бренд- и бизнес-бук, то есть пошаговое описание процессов, сделать презентацию франшизы, образцы договоров и других документов.
Регистрация товарного знака. К товарному знаку относятся название и логотип. Без этого не удастся продать франшизу.
Подписанный договор без регистрации товарного знака может быть признан недействительным, так как продавцу нельзя передать права на то, что ему не принадлежит. Если кто-то зарегистрировал такое название раньше, он может предъявить претензии и подать в суд.
Есть недобросовестные конкуренты, которые замечают, что бренд начинает набирать популярность, и регистрируют товарный знак на себя. Таким способом конкуренты создают себе источник заработка и переманивают клиентов.
На регистрацию товарного знака уходит от полугода до восьми месяцев. Не у каждого получается пройти процесс с первого раза. Так что откладывать регистрацию не стоит. Можно заниматься ей параллельно с самой франшизой — продумыванием ее концепции и бизнес-бука.
Создание бренд-бука. В этом документе описывают концепцию и правила использования фирменного стиля, логотипа, цвета, шрифтов. Бренд-бук является опорой для дизайнеров.
Разработка бизнес-бука — описания стандартов. Этот документ содержат:
часы работы точки,
специфику коммуникации с клиентами,
правила по внешнему виду и одежде персонала.
Владельцу франшизы важно прописать все нюансы, чтобы франчайзи могли наладить работу в своих точках на соответствующем уровне. Несоблюдение правил грозит ущербом репутации бренда. При наличии бизнес-бука владелец франшизы вправе требовать компенсацию, если зафиксированные там правила не соблюдаются. Это лучше прописать в договоре.
Подготовка презентации. Здесь следует говорить о концепции бизнеса, его УТП и почему трудно запустить подобное дело самостоятельно. Нужно описать и финансовую модель: сколько денег понадобится на старте, когда проект выйдет на точку безубыточности и когда вложения окупятся.
Составление образцов договоров. Имеются в виду трудовые договоры, о неразглашении, с контрагентами на поставки и прочие бумаги. Их стоит стандартизировать вместе с юристом, чтобы затем использовать как шаблоны.
Шаг 2. Составить договор франчайзинга
Для продажи франшизы в РФ используют договор коммерческой концессии. По нему покупатель получает право на применение в своем бизнесе объектов интеллектуальной собственности: дизайна, товарного знака, ПО, различных технологий, например рецептов приготовления блюд.
Что должно быть прописано в договоре:
Права и обязанности сторон. Стоит обстоятельно прописать, что будет делать франчайзер, а в какие процессы он вникать не обязан.
Право на контроль работы партнерских точек. Например, какие документы франчайзер вправе изучать, может ли следить за работой точки через камеры наблюдения.
Радиус, в рамках которого не будут продавать права на пользование франшизой другим бизнесменам. Это исключит конкуренцию.
Паушальный взнос, есть ли рассрочка и если да, то какая.
Роялти — какой процент, период выплаты, ситуации, при которых этот процент больше или меньше.
Срок продления. Это может быть год, после которого договор продлевают, если все идет хорошо.
Действия, когда какая-то из сторон не следует правилам.
Чем подробнее, детализированнее договор, тем ниже риски споров и судебных разбирательств.
Паушальный взнос — плата за вход во франшизную сеть, совершается единовременно. Франчайзер получает эту сумму за опыт, наработки, использование бренда.
Паушальный взнос — это не стартовые инвестиции. Он не включает расходы на открытие, аренду помещения, ремонт или работу подрядчиков. Это плата именно за то, чтобы более опытный владелец проекта проконтролировал запуск.
Для расчета паушального взноса следует:
составить перечень обязательных мероприятий на старте;
определить, сколько сотрудников будет в них участвовать;
оценить, как много времени это потребует.
Лучше рассчитывать с запасом, так как может показаться, что работы меньше, но не стоит забывать, что точку франчайзи придется открывать с нуля.
Роялти представляет собой часть прибыли, которую франчайзи будет выплачивать ежемесячно. Как правило, это доля определяется как процент от прибыли.
Обычно рояли составляют от 2 до 5% прибыли. Это комфортно для франчайзи. Предел — до 12%. Если просить больше, начинающему бизнесмену это будет невыгодно. Покупатель франшизы посчитает, что лучше открыть свой бизнес, пусть не очень прибыльный в самом начале, зато все заработанное получится оставлять себе.
Роялти необязательно делать фиксированными на весь период действия договора. На старте, когда бизнесмен и так вложился в открытие, можно брать меньше, чтобы помочь предпринимателю выйти в плюс быстрее. Повысить роялти допустимо, когда у точки будут уже стабильные показатели. Эту схему нужно прописать в договоре.
Еще можно модифицировать роялти для разных регионов. Если у франчайзера есть цель выйти на рынок какого-либо региона и есть желающие стартовать там бизнес по конкретной франшизе, но процент отчислений их не устраивает, можно его снизить. Прибыль будет меньше, но новые точки повысят узнаваемость сети и расширят географию ее присутствия.
До первой продажи можно попросить кого-то из знакомых открыть филиал без паушального взноса и роялти. Здесь важно обкатать саму схему. Лучше, если человек не будет хорошо разбираться в этом направлении бизнеса. Ему нужно выдать подготовленные инструкции, и он проверит, получается ли запустить проект по ним.
Это позволит понять, какие у будущей франшизы слабые места и на каких этапах нужен больший контроль. На основе теста можно доработать инструкции.
Организационные процессы в основном ложатся на плечи продавца франшизы, но есть вещи, которые невозможно сделать за франчайзи: открыть ИП либо ООО, расчетный счет. Все что партнерам придется делать самостоятельно, лучше прописать отдельно, чтобы они заранее могли оценить собственные возможности и силы.
Часто франшизой интересуются те, кто только стартует в бизнесе в принципе, поэтому люди могут не знать основ, которые опытному бизнесмену кажутся банальными.
Полезно не просто обозначить каждый шаг, например написать там «открыть ИП», но и объяснить, как именно это сделать, куда обратиться.
На сайте topfranchise.ru ежегодно публикуют рейтинг лучших франшиз.
Когда удалось протестировать и упаковать франшизу, нужно начинать искать покупателей. Часто лояльные клиенты становятся первыми франчайзи и оказываются амыми надежными партнерами. Этим людям уже нравится проект, они представляют, как все должно работать.
Еще покупателей франшизы можно искать на выставках. На них владельцы с буклетами и рекламными материалами рассказывают потенциальным покупателям о бизнесе. Также есть каталоги, размещение в которых может быть платным.
Желающих можно искать и посредством онлайн-рекламы. Например, создать сайт с описанием франшизы и условиями покупки. Стоит подключить рекламу в онлайн-сообществах, деловых изданиях.
Когда появился первый покупатель и договор с ним подписали, нужно зарегистрировать этот документ в Роспатенте. В противном случае договор не будет считаться действительным.
Продавец и покупатель франшизы подают заявление о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности совместно. Указывается, на какие объекты передается право, а также прописываются цель и сроки.
За регистрацию права платят пошлину. Конкретная сумма зависит от числа объектов в договоре.
Можно договориться об оплате пошлины. Продавец и покупатель могут поделить сумму пополам или прописать в договоре, что расходы берет на себя покупатель.
Из-за промахов владельца за франшизой бизнеса может закрепиться плохая слава. Собрали ошибки, которые нередко случаются у основателей франчайзинговых проектов:
Продажа франшизы партнерам без учета их опыта и возможностей. В бизнес могут приходить новички без понимания всех рисков, но с желанием запуститься поскорее. Они часто неверно оценивают сроки реализации проекта, стартовые инвестиции. Поэтому владельцу франшизы стоит тщательнее выбирать партнеров и контролировать процессы.
Ожидания, что проект будет приносить пассивный доход. На деле франчайзеру придется постоянно участвовать в запуске точек. Поначалу нужно ходить на множество встреч, участвовать в переговорах, отвечать на вопросы. Поэтому нужно уметь делегировать часть процессов, чтобы ими занимались сотрудники, кто хорошо знает компанию и сможет ориентировать начинающих партнеров.
Отсутствие УТП. Есть франшизы, которые похожи друг на друга. Это не приносит их владельцам хороших доходов — к ним приходит мало желающих открыть заведение, которое не особенно отличается от другого.
Юридические просчеты. Франчайзеру стоит думать не только о быстрых продажах и скором создании готового продукта. Правовую базу для ведения такого бизнеса важно тщательно подготовить и проработать, без этого многое может пойти не так. Поэтому лучше не использовать типовые договоры и потратить достаточно времени и средств на работу с юристом. Главное — как следует все прочитать, вероятно, понадобится несколько раз вносить правки.
Нет отдела продаж, заточенного под реализацию франшизы. Чтобы продвигать франшизу, нужны маркетологи. Основную прибыль дают совершенные сделки, и важно, чтобы сотрудники были нацелены на результат. Поэтому следует продумать, как мотивировать менеджеров и маркетологов работать эффективно. Возможно, стоит привязать премии к проценту от продаж.
Итак, перед тем как создать франшизу, стоит понять, захотят ли партнеры использовать бизнес-идею для старта своего проекта, есть ли у фирмы ресурсы на развитие и сопровождение франшизы и готова ли компания к запуску с юридической точки зрения.
Автор: Ольга Лаврикова, пишет на темы для предпринимателей