Роялти — это денежная сумма, которую правообладатель интеллектуальной собственности, например владелец торговой марки, автор, композитор, изобретатель получает от того, кто эту интеллектуальную собственность использует.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Так, издательство выплачивает роялти писателю, когда публикует его книги. Компания, открывшая бизнес по франшизе, платит роялти владельцу и создателю бренда.
По другому определению роялти — это один из способов вознаграждения и компенсации создателю интеллектуального продукта за то, что используется его творчество.
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноРоялти могут быть:
авторскими — это гонорары авторам за проданные копии произведений или за их использование;
патентными — вознаграждения изобретателям за то, что их технологии и разработки используются; изобретателем может быть как отдельный человек, так и компания;
лицензионными — это выплаты за использование торговой марки по лицензионному соглашению;
технологическими — отчисления за то, что используются авторские технологии.
Иногда выделяют отдельный вид роялти — ренту, которую компания платит собственнику природных ресурсов за право их разработки.
То, как рассчитывается роялти, во многом зависит от договоренностей между сторонами, закрепленных в договоре. Например:
Фиксированная сумма. Это конкретная сумма денег, которую пользователь интеллектуальной собственности выплачивает правообладателю в определенный период времени.
Процент от продаж. Это один из распространенных способов. Правообладатель получает вознаграждение в виде процента от выручки, которая была получена после продаж копий продукта.
Комбинированный подход. При такой схеме роялти включает как фиксированную сумму, так и процент.
Процент от прибыли или маржи. Роялти выплачивается в виде ставки от прибыли компании, купившей право на использование интеллектуальной собственности. Схема выгодна для предпринимателей, так как учитывает издержки производства.
Ставки роялти изменяются в зависимости от разных условий. Например, они могут быть увеличены в случаях, когда продажи достигают определенного уровня.
📗 Словарь для предпринимателей