Чтобы открыть логистическую компанию с нуля, нужно тщательно подготовиться. Предстоит учесть множество факторов: от выбора оптимальной формы бизнеса и составления детального бизнес-плана до подбора оборудования и привлечения квалифицированного персонала. Рассказываем о ключевых этапах открытия логистического бизнеса
Содержание
Функции логистических компаний
Характеристика рынка логистики в
России
Основные расходы для организации
бизнеса
Регистрация бизнеса
Поиск и выбор помещения под офис
Закупка автомобилей и оборудования
Наем персонала
Продвижение услуг логистической
компании
Частые ошибки при открытии
логистических компаний
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
С помощью логистических компаний производители и продавцы могут обеспечить бесперебойное перемещение товаров, минимизируя затраты и увеличивая эффективность всей цепочки поставок.
К функциям логистических компаний относятся:
Организация перевозок с использованием различных видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного.
Управление запасами и обработка грузов — приемка, отгрузка, упаковка, маркировка.
Контроль и управление процессами доставки до конечных потребителей.
Управление заказами клиентов, включая обработку и отслеживание.
Организация процесса таможенного оформления грузов при международных перевозках.
Координация всех участников цепочки поставок — поставщиков, производителей, дистрибьюторов, розничных продавцов.
Предоставление клиентам информации о статусе их грузов в режиме реального времени.
Консультации по вопросам оптимизации логистических процессов и цепочек поставок.
Обработка возвратов, утилизация возвращенных товаров.
Финансовое управление, включая страхование грузов, инкассацию платежей, предоставление отчетности клиентам.
Рынок логистики в России достаточно крупный и продолжает расти. По данным различных исследований, его объем составляет более 5 трлн рублей.
На рынке действуют как крупные международные компании: DHL, Kuehne + Nagel, DB Schenker, так и российские транспортные компании: «Деловые линии», «ПЭК», Группа компаний «СДЭК», «Байкал Сервис».
Инфраструктура логистического бизнеса включает:
Автомобильные дороги. Россия обладает одной из самых крупных сетей автомобильных дорог, хотя их состояние в разных регионах отличается.
Железные дороги. Российская железнодорожная сеть — одна из самых протяженных в мире и играет ключевую роль в грузоперевозках.
Порты. Ключевые морские порты находятся на Балтийском, Черном, Каспийском, Белом морях и на Тихом океане. Они являются важными узлами для международной торговли.
Аэропорты. Крупные международные аэропорты Москвы (Шереметьево, Домодедово, Внуково) и Санкт-Петербурга (Пулково) выступают важными логистическими хабами.
Источник: исследование Strategy Partners.
Логистический рынок в России регулируется различными законами и нормативными актами, в том числе:
законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;
международными соглашениями, такими как Конвенция МДП (Конвенция о международной перевозке грузов).
Основные статьи затрат, которые должен учитывать предприниматель в логистическом бизнесе:
Регистрация бизнеса и юридические расходы. Это оплата государственной пошлины за регистрацию (опционально), услуги нотариуса и юридическое сопровождение, получение необходимых лицензий, подготовка уставных документов, договоров и консультации юриста.
Аренда либо покупка недвижимости. Сюда входит аренда или покупка офиса, складских помещений для хранения товаров, земельных участков, если планируется строительство собственных логистических центров.
Транспортные средства. Закупка грузовых автомобилей, фургонов, контейнеровозов и других транспортных средств. Либо сюда входят затраты на аренду, лизинг, если покупка невозможна или нецелесообразна в начале. Также нужно предусмотреть расходы на регулярное техническое обслуживание и ремонт автопарка.
Оборудование и техника. Закупка стеллажей, погрузчиков, конвейерных систем и другого складского оборудования. Потребуется офисное оборудование — компьютеры, принтеры, мебель, телефоны.
Информационные технологии. Приобретение программ для управления логистикой (TMS, WMS, ERP-системы). Настройка и интеграция программного обеспечения, создание корпоративного сайта и платформы для клиентов.
Персонал. Оплата труда водителей, складских работников, логистов, менеджеров, бухгалтеров и других сотрудников. Затраты на обучение и повышение их квалификации.
Маркетинг и реклама. Сюда входят создание логотипа, фирменного стиля и рекламных материалов, затраты на рекламу в интернете, СМИ, участие в выставках и конференциях, ведение социальных сетей и PR-кампании.
Страхование. Полисы ОСАГО и КАСКО для автопарка, полисы на страхование перевозимых товаров, страхование профессиональной ответственности компании.
Финансовые и административные расходы. Затраты на открытие и ведение расчетного счета, комиссии за банковские операции, консультации по налоговым, финансовым и юридическим вопросам.
Непредвиденные расходы. Создание резервного фонда на случай форс-мажорных ситуаций и расходов.
Преимущества ИП:
Проще и дешевле по сравнению с ООО.
Подача документов и получение свидетельства о регистрации обычно занимают меньше времени.
Для ИП не требуется ведение бухгалтерской отчетности в полном объеме.
ИП доступно больше льготных налоговых режимов, чем ООО.
Однако есть минусы:
ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом, что увеличивает риски в случае финансовых проблем.
Некоторые крупные компании и государственные учреждения предпочитают работать с юридическими лицами, а не с ИП.
ИП не может продавать доли в бизнесе, что ограничивает возможности для привлечения капитала.
Плюсы ООО:
Учредители отвечают по обязательствам компании только в пределах своих вкладов в уставный капитал, что снижает личные финансовые риски.
ООО может продавать доли в бизнесе, привлекать инвесторов.
ООО имеет более серьезный имидж, что может быть важно при заключении крупных контрактов и работе с крупными клиентами.
Минусы ООО:
Регистрация ООО более сложная и требует больше документов.
Необходимо внести уставный капитал — минимум 10 000 рублей.
ООО обязано вести полноценный бухгалтерский учет и предоставлять отчетность в налоговые органы. Это требует дополнительных затрат на бухгалтерские услуги.
Начать логистический бизнес целесообразно как ИП, а потом перейти на ООО. Зарегистрировать ООО или ИП и открыть расчетный счет бесплатно, без необходимости посещать ФНС, платить государственную пошлину можно с помощью сервиса РБиДОС от Деловой среды.
Рассмотрим основные аспекты, на которые следует обратить внимание предпринимателю при выборе помещения для транспортной компании:
Местоположение. Офис должен быть удобно расположен для сотрудников и клиентов. Желательно, чтобы он находился вблизи крупных транспортных узлов — автомобильных дорог, железнодорожных станций, портов, аэропортов.
Размер и планировка помещения. Офис должен иметь достаточное количество рабочих мест, переговорные комнаты, зоны отдыха, технические помещения. Желательно учесть возможности расширения, аренды дополнительных площадей в будущем.
Инфраструктура. Нужно смотреть на наличие парковочных мест, высокоскоростного интернета, телефонии, кондиционирования, систем безопасности, кафе, ресторанов, банков, аптек рядом с офисом.
Стоимость аренды. Полезно сравнить цены на аренду в разных районах и выбрать оптимальный вариант. Также нужно учесть расходы на коммунальные услуги, уборку, обслуживание техники, парковку.
Техническое состояние. Важно проверить состояние помещений, чтобы избежать дополнительных затрат на ремонт и обустройство.
Юридические аспекты. Необходимо убедиться в правовой чистоте сделки, проверить права арендодателя на помещение и все необходимые документы. Помещение должно соответствовать санитарным и противопожарным требованиям.
Офис в презентабельном здании улучшает имидж транспортной компании и может привлечь больше клиентов. Рядом с офисом желательно наличие других успешных компаний, что повысит статус бизнеса.
Рассмотрим типы транспорта и техники, которые используются в логистических компаниях:
различные виды грузовиков — малотоннажные, среднетоннажные, большегрузные — для перевозки разных типов грузов;
фургоны и микроавтобусы для доставки мелких партий товаров и услуг «последней мили»;
специализированные автомобили — рефрижераторы для перевозки продуктов питания, автоцистерны для жидкостей, контейнеровозы;
прицепы и полуприцепы для увеличения грузоподъемности;
погрузочно-разгрузочная техника — погрузчики, штабелеры, ричтраки, конвейеры.
Автомобили выбирают по таким критериям:
Грузоподъемность и вместимость. Соответствие потребностям логистического бизнеса по объему и весу перевозимых грузов.
Технические характеристики. Надежность, экономичность, соответствие нормам выбросов, мощность двигателя.
Репутация производителя. В том числе доступность запчастей и обслуживания.
Новый или подержанный транспорт. Новые автомобили менее подвержены поломкам, но дороже.
Стоимость владения. Нужно учитывать не только стоимость покупки, но и эксплуатационные расходы — на топливо, обслуживание, страховку.
Также в транспортных компаниях используют:
складские стеллажи — полочные, паллетные, мобильные стеллажи для оптимизации пространства;
GPS-системы и трекеры — для отслеживания автомобилей и оптимизации маршрутов;
системы контроля топлива — для мониторинга расхода топлива и предотвращения хищений;
системы автоматизации процессов — программное обеспечение для управления логистикой и складом.
Полезно сравнить предложения разных поставщиков, обязательно проверять репутацию потенциальных партнеров, используя соответствующие сервисы для проверки контрагентов. Желательно заключать долгосрочные контракты с надежными поставщиками для получения лучших условий и скидок.
Наем персонала зависит от масштаба бизнеса, объема операций и специфики предоставляемых услуг. Однако для большинства транспортных компаний базовый состав сотрудников включает такие позиции:
Директор. Руководит деятельностью компании, принимает стратегические решения, отвечает за взаимодействие с ключевыми клиентами.
Финансовый директор. Управляет финансовыми потоками, занимается бюджетированием, контролем за расходами, отчетностью и налоговыми вопросами.
Операционный директор. Организует и контролирует все логистические операции, отвечает за оптимизацию процессов.
Специалисты по логистике. Планируют маршруты, контролируют перевозки, взаимодействуют с водителями и клиентами.
Менеджеры по работе с клиентами. Ведут переговоры с клиентами, заключают договоры, контролируют выполнение обязательств перед клиентами.
Специалисты по таможенному оформлению. Создают таможенные документы и работают с международными грузами.
Координаторы складской логистики. Контролируют работу склада, организуют прием, хранение и отгрузку товаров.
Заведующий складом. Руководит работой склада, отвечает за учет и сохранность товаров.
Кладовщики. Занимаются приемом, хранением, выдачей товаров, ведут учет складских операций.
Погрузчики/разгрузчики. Выполняют погрузочно-разгрузочные работы, используют погрузочную технику.
Операторы складской техники. Управляют погрузчиками, штабелерами, ричтраками.
Водители. Выполняют перевозку грузов, отвечают за безопасность и сохранность перевозимых товаров.
Механики. Обслуживают и ремонтируют автопарк компании.
IT-специалисты. Обеспечивают работу информационных систем, занимаются настройкой и поддержкой программного обеспечения.
Главный бухгалтер. Ведет бухгалтерский учет, готовит финансовую отчетность, отвечает за налогообложение.
Бухгалтеры. Ведут учет операций, контролируют платежи, готовят налоговые декларации, выдают работникам зарплату.
Маркетолог. Разрабатывает и реализует маркетинговые стратегии, занимается продвижением услуг транспортной компании.
Уборщики. Обеспечивают чистоту в офисных и складских помещениях.
Охранники. Обеспечивают безопасность на территории компании.
Точный состав и количество сотрудников зависят от конкретных потребностей и масштабов логистической компании. На начальном этапе, возможно, потребуется минимальный штат, который будет расширяться по мере роста бизнеса.
Рассмотрим наиболее эффективные каналы продвижения.
Функциональный сайт с удобной навигацией, полезной информацией и SEO-оптимизацией обеспечит видимость сайта в поисковых системах по ключевым запросам.
Реклама в поисковых системах для привлечения потенциальных клиентов, которые ищут логистические услуги. В том числе это ретаргетинг — возвращение пользователей, которые уже посещали сайт, но не совершили целевых действий.
Публикация новостей компании, кейсов, отзывов клиентов, полезных советов и аналитики в социальных сетях.
Настройка таргетированных рекламных кампаний на целевую аудиторию по интересам, профессии и географии.
Информационные и промо-рассылки для клиентов и партнеров. Индивидуальные предложения и уведомления для различных сегментов аудитории.
Публикации в отраслевых журналах и газетах, которые читают потенциальные клиенты и партнеры.
Размещение информации о компании в специализированных логистических каталогах.
Участие в специализированных выставках и форумах для налаживания контактов и демонстрации услуг. Выступления на конференциях, проведение семинаров.
Встречи с потенциальными клиентами и партнерами для демонстрации услуг и обсуждения условий сотрудничества.
Прямой контакт с потенциальными клиентами через холодные телефонные звонки.
Сотрудничество с производителями, дистрибьюторами и ритейлерами для предоставления комплексных услуг. Создание партнерских программ для привлечения новых клиентов через партнеров.
Распространение пресс-релизов о значимых событиях и новостях в СМИ. Публикация экспертных статей и интервью с руководством компании.
Старт логистических компаний связан со множеством нюансов и потенциальных подводных камней. Например:
Многие предприниматели не проводят исследование рынка перед тем, как запустить логистический бизнес. В результате они неправильно понимают потребности клиентов и конкуренции. Поэтому важно проводить детальный анализ, изучать конкурентов, их услуги и цены, правильно определить целевую аудиторию.
Неправильный выбор местоположения может усложнить логистические операции и увеличить затраты. Важно учитывать транспортную доступность офиса, близость к клиентам, складам.
Неправильная оценка необходимых затрат может привести к нехватке средств и проблемам с ликвидностью. Поэтому нужно составить детальный бизнес-план, оценить все возможные расходы, создать резервный фонд.
Слишком высокие или низкие цены могут оттолкнуть клиентов или привести к убыткам. Важно определить оптимальные ценовые стратегии, учитывая затраты и рыночные условия, использовать гибкое ценообразование, скидки, акции.
Недостаточный или избыточный запас может привести к потерям и увеличению затрат. Важно использовать системы автоматизированного учета и прогнозирования потребностей, следить за актуальностью данных о запасах.
Сформировав четкую стратегию, грамотно распределяя ресурсы и активно развивая бизнес, предприниматель сможет не только успешно конкурировать на рынке, но и создавать устойчивые партнерские отношения. В итоге правильное руководство, инновационный подход и внимание к деталям станут основой для роста открытой логистической компании.
Автор: Ксения Воловик, пишет на темы для предпринимателей