Как разрешать конфликты между сотрудниками
Книги для бизнеса

Как разрешать конфликты между сотрудниками


Аудиоверсия этой статьи

Проблема профилактики и решения конфликтов между сотрудниками часто встает перед руководителями, ведь взаимопонимание, помощь друг другу повышают результаты команды. Конфликтные ситуации, напротив, снижают продуктивность, мешают выполнять работу

Содержание

Типы конфликтов между сотрудниками
Причины возникновения конфликтов
Последствия конфликтных ситуаций
Профилактика конфликтов
Способы разрешения конфликтов


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Типы конфликтов между сотрудниками

Конфликты с коллегами, согласно опросу SuperJob, были у 47% россиян. Ссорились с сослуживцами 35% опрошенных. Сами инициировали конфликт 4%, вовлекались по вине коллег — 21%, считают зачинщиками руководителя или партнеров 10%.

Респонденты отмечали, что конфликты в коллективах в ряде случаев полезны: они позволяют прояснить зоны ответственности участников, решить проблему одним из найденных способов.

Социологи выделяют следующие типы конфликтов:

  • межличностные;

  • личностно-групповые;

  • межгрупповые.

Если не брать во внимание рабочие споры, в результате которых «рождается истина», то большинство конфликтов лучше предотвращать или стараться уладить максимально быстро. Такие задачи, как правило, ставят перед руководителем.

Межличностные конфликты

Неприязнь между двумя сотрудниками может быть обоснованной или не иметь под собой подоплеки. Если у участников спора невысокий культурный уровень, то скандалы иногда возникают «на пустом месте», без причины: кто-то не так посмотрел, не поздоровался первым, ответил не с той интонацией.

Межличностные конфликты возникают также на почве:

  • разных политических взглядов; 

  • отношения к искусству, моде, литературе.   

Случаются и рабочие конфликты, которые возникают из-за разного отношения участников к тому, как надо выполнять свою работу. Подобный конфликт может быть спровоцирован руководством, которое не разъяснило людям нюансы трудовой деятельности.

Самыми трудноразрешимыми считаются конфликты между начальником и подчиненными, когда руководитель начинает придираться к нижестоящим из-за личной неприязни.

Личностно-групповые

В коллективе может появиться человек, который пытается противопоставить себя остальным или нескольким. Вот распространенные причины:

  • работник считает, что круг его обязанностей меньше, чем того требуют от него сослуживцы и начальство;  

  • сотрудник с более высоким образованием решает унижать из-за этого остальных;

  • человек с низкой социальной ответственностью позволяет себе нарушать правила поведения в коллективе;

  • человек получает удовольствие, распространяя домыслы и слухи о других.

В таких случаях в конфликте с одной стороны участвует один сотрудник, а противостоит ему группа. Руководителю следует выяснить причину сложившейся ситуации и найти способ ее уладить.

Причиной межличностных конфликтов могут быть интриги сослуживцев и сплетни. Поэтому руководителю перед принятием решения важно выслушать всех участников раздора.

Если вовремя не принять меры, в коллективе часть сотрудников может начать травить одного. Допускать этого нельзя.

Межгрупповые

Часты выяснения отношений между сменами, проектными группами, отделами. Главная ошибка менеджеров в таких небольших коллективах заключается в том, что они поддерживают своих подчиненных. Разрешить такой конфликт без вмешательства руководителя высшего ранга практически невозможно.

Хорошим вариантом в подобной ситуации может быть перестановка сотрудников или старших в сменах по графику или перевод их в другие отделы. Тем не менее в работе обеих групп обязательно выявить причины разногласий и устранить их

Telegram Деловой среды

Работающие советы и анонсы встреч с бизнес-экспертами — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Причины возникновения конфликтов на предприятиях

Интернет-рекрутинговая компания HeadHunter провела исследование межличностных отношений в коллективах.

Выяснилось, что причинами конфликтов между сотрудниками могут быть:

  • неправильная организация труда;

  • неясный круг обязанностей;

  • ограниченность ресурсов;

  • недостаток информации;

  • авралы;

  • разночтения в трактовке основных понятий, штатных ситуаций;

  • столкновение интересов служащих;

  • личностные качества сотрудников.

Небольшой процент составляют споры по вопросам, не относящимся к работе.

Неправильная организация труда

Если этапы трудового процесса не прописаны четко, о слаженной работе коллектива можно забыть. Сотрудники, какими бы исполнительными и умелыми они ни были, будут постоянно сталкиваться с проблемами на производстве, выполнять работу с ошибками. Появится неразбериха, и, как следствие, в коллективе будут возникать конфликты.

Неясный круг обязанностей

Каждый участник коллектива должен осознавать, за что он отвечает. Когда оба ждут, что отчет подготовит напарник, а за пару дней до сдачи документа оказывается, что его никто не делал, конфликт неизбежен.

При этом конфликты между сослуживцами могут возникать и по таким «бытовым» поводам, как:

  • кто должен следить за порядком в столовой;

  • кому перед уходом нужно проверять, выключен ли везде свет и кондиционеры;

  • в чьих обязанностях сообщать, что в отделе закачивается бумага для принтера.

Ограниченность ресурсов

Недостаток материалов, инструмента, удобных рабочих мест приводит к столкновению интересов сотрудников, особенно в тех случаях, когда у них сдельная заработная плата. Пытаясь обеспечить себе более выгодные условия труда, коллеги превращаются в соперников. На этой почве между ними возникают конфликты.

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Недостаток информации

Из-за отсутствия конструктивного общения руководителя с подчиненными в коллективе появляются слухи, домыслы. Это может спровоцировать конфликты между сослуживцами, сбои в работе отделов.

Авралы

Полностью исключить цейтноты из рабочего процесса невозможно. Практика показывает, что изредка возникающие авралы на работе сплачивают коллектив. Но когда весь процесс построен на авралах, стрессы влияют на эмоциональный фон работников, ухудшая его. Это приводит к скандалам и ссорам в коллективе.

Разночтения в трактовке основных понятий, штатных ситуаций

Раздоры в коллективе часто возникают из-за недопонимания.

Сослуживцы могут по-разному воспринимать:

  • профессиональные термины — чаще это проблема новичков в сфере;

  • острые ситуации — на предприятиях есть кризисные ситуации, которые можно решить в штатном режиме; новые сотрудники могут об этом не знать и теряться;

  • ценности команды и компании.

Каждый человек имеет представления о том, как должна вестись работа. Роль руководителя — четко проговорить или прописать основные правила и положения и требовать их неукоснительного исполнения от всех сотрудников.

Последствия конфликтных ситуаций

Работа в коллективе, где постоянно вспыхивают ссоры и даже откровенные скандалы, идет непросто. Тяжело трудиться и там, где плетутся интриги, распространяются сплетни, грубо шутят и иронизируют над кем-либо.

У человека, назначенного на роль белой вороны, снижаются мотивация и продуктивность. Он с неохотой выполняет свои обязанности. Это отражается на общих показателях команды. Бывают случаи, когда сотрудник из-за постоянного стресса тяжело заболевает. Среди решений проблемы — перевод в другое подразделение или увольнение по соглашению сторон.

По мнению психологов, у конфликтов есть и положительные стороны:

  1. Проблемные ситуации позволяют узнать сотрудников лучше. Во время конфликтов участники показывают истинное лицо.

  2. Углубляясь в причины конфликтов, руководитель часто замечает ошибки в организации труда.

  3. Услышав конструктивную критику от сотрудников, начальству удается улучшить производство, усовершенствовать бизнес-процессы и условия работы.

Но больше пользы приносят конфликтные ситуации, которые получилось вовремя погасить:

  1. Поиск настоящего (скрытого) зачинщика постоянных противостояний в коллективе помогает остановить его активность и стабилизировать команду.

  2. Каждый сотрудник начинает чувствовать, что с его мнением считаются при принятии решений. 

  3. Члены коллектива понимают, что участвовать в конфликте невыгодно и может негативно повлиять на работу отдела, компании.

Профилактика конфликтов

Заранее устранить факторы, способствующие возникновению конфликтов между сотрудниками, проще и практичнее, чем позднее устранять их последствия или разрешать споры, переросшие в крупные скандалы.

Для профилактики раздоров в коллективе необходимо:

  • создать благоприятные условия труда и хорошую атмосферу;

  • постоянно общаться с подчиненными, уделяя больше внимания тем, кто чем-то задет или недоволен;

  • четко выстроить работу и очертить обязанности каждого сотрудника;

  • обеспечить людям достойную оплату труда, возможности для карьерного и профессионального роста;

  • поощрять инициативы подчиненных;

  • справедливо распределять нагрузку среди сослуживцев;

  • разработать нормативные процедуры разрешения типичных предконфликтных и конфликтных ситуаций;

  • регулярно информировать сотрудников о результатах работы отдела и компании в целом;

  • проводить мероприятия по сплочению коллектива.

Способы разрешения конфликтов

Роль руководителя в уже создавшейся спорной ситуации заключается в том, чтобы привести коллектив к сотрудничеству.

Разрешение конфликтов между сотрудниками включает несколько этапов:

  • прояснение ситуации,

  • моделирование будущего,

  • переход к конструктиву,

  • поиск решения,

  • фиксацию примирения.

Часто конфликтная ситуация налаживается уже после первого этапа, иногда разрешается на втором или третьем.

Прояснение ситуации

Беседу рекомендуется проводить индивидуально с каждым участником конфликта, потому что, если не знать тонкостей раздора, можно усугубить конфликт. Разговоры наедине способствуют созданию доверительной обстановки, когда подчиненному проще открыто рассказать о том, чем он не может поделиться с другими.

Обсуждать конфликт прилюдно не стоит по той причине, что эмоционально возбужденные участники ссоры могут ухудшить обстановку, перейдя к открытым нападкам друг на друга с оскорблениями и даже применением силы.

❗️ Внимание
Во время беседы руководитель не должен открыто демонстрировать своего расположения к кому-либо из участников раздора. Необходимо держать строгий нейтралитет.

Моделирование будущего

В конце разговора следует узнать у собеседника, чего он хотел добиться, какова была цель конфликта. Возможно, у работника не получится сформулировать ответ на этот вопрос либо он сам поймет, что причиной ссоры было его плохое самочувствие или домашние неурядицы.

Часто сотрудники, критично настроенные к сослуживцам, дают полезные рекомендации руководителю, благодаря которым можно усовершенствовать трудовой процесс:

  • регистрировать время, проведенное курильщиками не на рабочем месте;

  • составить текущий график обеденных перерывов;

  • проводить ежедневные пятиминутные сборы с тем, чтобы уменьшить опоздания.

Переход к конструктиву

На этом этапе руководитель кратко резюмирует беседу, обобщает факты и полученную информацию. Ошибочно здесь принимать чью-либо позицию, давить авторитетом, выдвигать ультиматумы, угрожать. Главная цель — добиться, чтобы стороны сами пришли к примирению, поняли его необходимость.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб предпринимателей и получите поддержку бизнес-сообщества

Попробовать бесплатно на 14 дней

Поиск решения

Сотрудники во время разбирательств выдвигают требования, которые могут касаться как участников спора, так и руководства. Замечания бывают конструктивными. На этом этапе руководителю стоит прислушаться к инициативе сотрудников либо выдвинуть свой вариант, который устроил бы обе стороны.

Фиксация примирения

Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения услышаны, а интересы соблюдены. Зафиксировать позицию можно уже в присутствии коллектива.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес без визита в налоговую и пошлины — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам