Как эффективно развивать бизнес: способы и техники
Статья

Как эффективно развивать бизнес: способы и техники

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Бизнесу мало наладить ключевые процессы. Чтобы оставаться на плаву, ему нельзя стоять на месте. Развитие бизнеса предполагает анализ возможностей, выбор и реализацию оптимальной стратегии. Рассказываем, на что ориентироваться, принимая ключевые решения на этом пути

Содержание

Ключевые характеристики и условия развития бизнеса
Что влияет на успех в бизнесе
Идеи для развития бизнеса
Стратегии развития бизнеса
Какие тактики способствуют развитию бизнеса
Как оценить эффективность развития бизнеса
Ошибки начинающих предпринимателей


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Ключевые характеристики и условия развития бизнеса

Развитие бизнеса можно охарактеризовать как комплекс действий, помогающих вывести его на новый уровень. Принятие и реализация стратегически важных бизнес-решений приводят к расширению предприятия, росту его дохода.

Этому может также способствовать увеличение численности персонала, количества филиалов, налаживание выгодных партнерских отношений.

Успешное развитие компании предполагает отстройку и регулярную перенастройку процессов во всех отделах, включая отделы продаж, маркетинга, производства, логистики. Важные изменения неизбежно происходят в бухгалтерии, финансовом отделе и отделе кадров.

Ведущая роль в развитии предприятия принадлежит владельцу бизнеса. Он должен знать о возможностях компании и текущих источниках ее дохода, а также о положении и действиях конкурентов на рынке.

❗️ Внимание
Грамотное развитие бизнеса невозможно без соблюдения ключевого условия: любое движение должно опираться на расчеты и планирование. Прежде чем внедрять нововведения, необходимо выдвинуть соответствующие гипотезы, проверить их, а затем внедрить успешные.

Нередко выход на новый уровень бизнесу обеспечивают унификация, автоматизация и цифровизация процессов. Однако стоит понимать, что внедрение новых технологий — отдельная задача и результаты во многом зависят от ее успешного выполнения.

Что влияет на успех в бизнесе

Бизнесмен Харви Маккей, один из успешных американских предпринимателей, полагает, что в основе успеха любого бизнеса лежат:

  • выносливость и упорство владельца;

  • точная формулировка цели и правильный выбор способов ее достижения;

  • способность концентрировать усилия и средства.

По мнению Маккея, важна сфера, в которой работает компания. Чтобы избрать верное направление деятельности, человеку, решившему заняться бизнесом, сначала нужно определить свои возможности.

Согласно исследованию гарвардских ученых, успех в бизнесе не связан с умственными способностями человека и наличием у него достаточного стартового капитала.

Главную роль играют навыки противодействия неудачам. Другими словами, успех бизнесам в большей степени обеспечивает умение их основателей не сдаваться при первых трудностях.

Идеи для развития бизнеса

Обеспечить развитие компании можно разными способами. Иногда бизнесы используют один из них, иногда — сразу несколько, продвигаясь по всем значимым направлениям.

Увеличение объемов

Проверенный метод развития бизнеса. Он заключается в наращивании производственных мощностей, расширении ассортимента продукции или перечня предоставляемых услуг.

Когда компания начинает предлагать больше товаров или услуг, она может выходить за пределы своего сегмента на рынке. Завоевывать новую аудиторию помогает наработанная бизнесом репутация.

Расширение компании

Компании могут развиваться и укреплять положение на рынке за счет сотрудничества с другими бизнесами или слияния с ними на взаимовыгодных условиях.

Диверсификация

Предприниматели могут вкладывать большие суммы в один вид бизнеса, производство однообразных товаров или услуг. В таком случае компании угрожают риски, связанные с изменением конъюнктуры и рыночных условий, возможным снижением спроса на определенные услуги и товары. Риски возрастают, когда предприниматель вкладывает не свои личные сбережения, а средства, привлеченные извне. Обеспечить бизнесу стабильный приток средств и подстраховать его помогают вложения в разные направления.

Увеличение дохода за счет инвестиций

Один из действенных способов улучшить финансовое положение. Если регулярно инвестировать часть прибыли компании в доходные активы, через некоторое время деньги станут приносить дополнительную прибыль. Ее можно будет тратить в соответствии с существующими потребностями.

Привлечение внешних инвестиций

Приток дополнительных средств — ключ к эффективному развитию бизнеса. Если компания пытается выжить в рыночных условиях, привлечение инвестиций становится необходимым шагом для развития бизнеса. Средства направляют на решение приоритетных задач — покупку нового оборудования, обучение персонала, доработку основного продукта.

Удачно реализованная удачная стратегия обеспечивает рост компании и ее доходов. Чтобы выбрать правильную стратегию, следует учитывать масштаб бизнеса и текущие возможности. Необязательно останавливаться на одной, можно комбинировать их между собой.

Существует базовая стратегия, которая предполагает планирование развития товаров и услуг, компании в целом и ее подразделений. Реализуя ее, бизнесу необходимо решить, как распределять ресурсы между подразделениями, что менять в структуре управления, какие процессы внедрить или упростить. Стратегия сложна в реализации.

Занять лидирующие позиции на рынке помогает конкурентная стратегия, среди целей которой — обход конкурентов по числу клиентов, продажам, прибыли. Выделяют три вида конкурентной стратегии:

  1. Минимизация затрат; цель — снизить затраты на маркетинг, производство товаров и их продажу по сравнению с затратами конкурентов.

  2. Дифференциация — предполагает создание уникального товара или услуги. 

  3. Фокусирование — основана на выборе группы покупателей, виде продукции или сегменте рынка. 

Они наглядно отражены в матрице Майкла Портера, представленной в книге «Конкурентная стратегия».

Среди стратегий развития называют функциональную стратегию. Она направлена на внутренние процессы в компании. Влияет на производство, маркетинг, финансы и продажи. Функциональная стратегия подразумевает научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские работы. Они позволяют реализовывать новые идеи, создавать и выводить на рынок новые продукты.

Концентрированный рост

Концепция включает несколько видов торговых стратегий. При таком подходе бизнесы нацеливаются:

  • на укрепление позиций на рынке;

  • разработку основного продукта;

  • развитие отрасли. 

Чтобы укрепить положение в выбранной сфере, компания направляет все ресурсы на то, чтобы занять лучшие позиции на рынке и способствовать его изменению.

Интегрированный рост

Стратегия направлена на работу с посредническими структурами и другими субъектами, которые стоят между конечным потребителем и организацией. Цель — контроль над поставщиками, создание филиалов и других дочерних компаний с полным обеспечением.

Диверсифицированный рост

Стратегию используют бизнесы, продукты которых устарели и перестали приносить достаточную прибыль. В таком случае меняют продукт, расширяют ассортимент или пытаются занять другую отрасль, с которой также связана деятельность предприятия.

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите доступ к знаниям о развитии бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Интенсивный рост

Более рискованной, но в то же время более эффективной считается концепция интенсивного роста. Она предполагает:

  • освоение нового рынка в другом регионе, в другой стране;

  • расширение доли на текущем рынке путем распространения информации об альтернативных вариантах использования существующего продукта;

  • поиск альтернативных каналов продаж продукции;

  • разработка новых продуктов для новой аудитории — с учетом ее требований.

Сокращение

Стратегия подходит компаниям, которые пережили длительный период роста и нуждаются в радикальной перестановке сил. Чтобы выйти на качественно новый уровень, бизнесы могут прибегать:

  • к реорганизации предприятия, 

  • закрытию одного или нескольких отделений, филиалов,

  • снижение затрат и извлечение максимальной прибыли.

В ряде случаев необходимость переориентировать текущий бизнес приводит к ликвидации предприятия.

Какие тактики способствуют развитию бизнеса

  1. Налаживание деловых связей на отраслевых конференциях, выставках.

  2. Выступления на профильных мероприятиях.

  3. Проведение исследований, предоставление экспертных консультаций.

  4. Запуск демо-версий новых продуктов — цифровых или материальных.

  5. Продвижение бизнеса с помощью разных каналов. 

  6. Создание полезного вирусного контента.

  7. Изучение потребностей потенциальных покупателей. 

  8. Работа над отношениями с клиентами. 

Важно не только собирать нужные данные, но и делать выводы по итогам их анализа. Они помогут выявить слабые места и проработать их, а также выбрать направление для развития.

Сервис

Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно

Подать заявку

Как оценить эффективность развития бизнеса

Самый простой способ понять, успешно ли развивается компания, — сравнить прогнозируемые показатели с фактическими результатами. Получить больше информации позволяют промежуточные показатели.

Так, если целью стратегии является увеличение прибыли в два раза за год, нужно отслеживать, как она меняется каждый месяц. Отклонения от плана — сигнал к тому, что в стратегию нужно внести коррективы, а после внедрения новых механик — зафиксировать результат и делать дальнейшие шаги.

❗️ Внимание
Иногда заметная разница между планируемыми и фактическими показателями — следствие неверных прогнозов.

Оценить эффективность стратегии развития позволяют различные инструменты. Для этой цели можно использовать:

  • стратегический треугольник Кеничи Омае;

  • матрицу Ансоффа;

  • стратегический бизнес-план.

Стратегический треугольник Кеничи Омае

Инструмент дает возможность определить, какая корпоративная стратегия оптимальна для компании в соответствии с ее положением на рынке. Прежде чем использовать треугольник, бизнесу следует оценить конкурентные преимущества.

Матрица Ансоффа

Матрица Ансоффа — популярный инструмент стратегического планирования, который помогает выбрать одну из маркетинговых стратегий, наиболее подходящую в текущих рыночных условиях.

Существующий продуктНовый продукт
Существующий рынокстратегия проникновениястратегия развития продукта
Новый рынокстратегия развития рынкастратегия диверсификации

Стратегический бизнес-план

Разработка стратегического бизнес-плана дает возможность обосновать выбор стратегии, оценить затраты на ее реализацию и просчитать потенциальную прибыль.

Ошибки начинающих предпринимателей

Только желания начать и развивать свое дело недостаточно для успешного развития бизнеса. Среди часто встречающихся ошибок предпринимателей, развивающих компанию с нуля, можно назвать такие:

  1. Слабая бизнес-модель. Сначала необходимо убедиться в ее жизнеспособности и только потом развивать и расширять компанию. Предприниматель должен быть уверен, что тратя средства на привлечение новых клиентов, не расходует ресурсы организации впустую. 

  2. Отсутствие стратегии. Ее необходимо продумать на начальном этапе ведения бизнеса, чтобы действия, которые совершает предприниматель, согласовались с общим вектором развития и способствовали главной цели. Не сбиться с курсе поможет стратегический план. 

  3. Отсутствие долгосрочных целей. Большинство предпринимателей ставят перед собой краткосрочные цели, чаще на год или два. В результате решения не предполагают «игры в долгую», хотя есть бизнес-процессы, которые приносят хорошие результаты, но требуют больших временных затрат. Например, наработка базы лояльных клиентов занимает годы. Зато впоследствии основную прибыль приносят именно они. 

  4. Ошибки в расчетах. На старте бизнеса и при его расширении неправильно просчитанные вложения, точка безубыточности, прибыль могут привести к потере инвестиций и компании. 

  5. Экономия на сотрудниках. Предприятиям часто не хватает квалифицированных специалистов. В результате их ошибки приносят бизнесу убытки, сводя на нет преимущества от более низких расходов на оплату труда. 

  6. Игнорирование маркетинга. Продвижение продуктов — важное условие успешных продаж. Если компания заинтересована в росте, без инвестиций в маркетинг не обойтись..

Развитие бизнеса — это переход на новый уровень. Его осуществляют за счет правильных решений. Движение вперед «вслепую» чревато финансовыми потерями. Свести такой риск к минимуму помогает продуманная стратегия, основанная на предварительном анализе текущего положения дел.

Сервис

Доверьте онлайн-регистрацию бизнеса профессионалам. Услуга бесплатна

Подать заявку

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии