Налог для самозанятых: основное
Статья

Налог для самозанятых: основное

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Широко о самозанятости в России заговорили в 2019 году. Тогда в четырех регионах экспериментально ввели новый налоговый режим — налог на профессиональный доход. Сейчас режим действует по всей стране, в качестве самозанятых к концу 2021 года зарегистрировалось почти 3,9 млн человек. Рассказываем, кто и как может стать самозанятым и почему это выгодно

Содержание

Кто считается самозанятым

Плюсы и минусы самозанятости

Кто не может стать самозанятым

Как оформить статус самозанятого
— регистрация для физического лица
— переход на НПД для предпринимателя

Какие налоги платит самозанятый

Какой налоговый вычет положен самозанятому

Лимит дохода у самозанятого

Как выдавать клиентам чеки
— если документ об оплате не нужен
— как принимать оплату

Какие соцгарантии доступны самозанятому, а какие нет
— медицинская помощь и больничные
— пенсия
— справка о доходах


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Станьте самозанятым через Сбербанк Онлайн и получите сервисы за 0 рублей

Стать самозанятым

Кто считается самозанятым

В законах термина «самозанятый» нет. В обиходе так называют человека, который платит налог на профессиональный доход (НПД). Применять этот налоговый режим могут как физические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Примеры сфер, в которых можно трудиться самозанятому:

  • IT: программисты, веб-разработчики;

  • медиа: веб-дизайнеры, копирайтеры, сценаристы, операторы, фотографы;

  • обучение: репетиторы;

  • спорт: инструкторы, тренеры;

  • красота: мастера маникюра, парикмахеры, стилисты;

  • автотранспорт: водители, подборщики машин; 

  • дом: клинеры, няни;

  • ремонт: сантехники, электрики, маляры;

  • животные: грумеры, кинологи, догситтеры;

  • торговля самостоятельно произведенными товарами: все, кто этим занимается, — за исключением товаров, которые можно производить только по лицензии.

Перечень не исчерпывающий. Стать самозанятыми, применив новый режим уплаты налогов, могут люди, которые работают «на себя» и не нанимают сотрудников.

Те, кто официально устроен по трудовому договору, и при этом получает дополнительный доход, могут с него платить налог как самозанятые. Важно, что работодатель не вправе оформить отношения с таким сотрудником как с самозанятым. Это разрешается делать, если с момента, когда сотрудника уволили, прошло от двух лет.

Плюсы и минусы самозанятости

Режим «Налог на профессиональный доход» имеет свои преимущества и недостатки. Они представлены в таблице.

ПлюсыМинусы
Доход становится легальным, можно не опасаться штрафов и официально работать с ИП и юрлицами.Не все виды деятельности разрешены самозанятым.
Статус легко оформить без визита в налоговую.Есть лимит на годовой доход. Он составляет 2,4 млн рублей.
Когда прибыли нет, налог не начисляют.Нельзя нанимать сотрудников.
Не нужно вести отчетность и сдавать декларации.Нельзя получить больничный лист на время болезни.
Нет обязанности платить страховые взносы.Нет отчислений в пенсионный фонд, стаж не идет.
Можно взять справку о доходах, чтобы получить соцвыплаты, кредит или визу.По закону режим действует до 2028 года. Что будет дальше, неизвестно.

Кто не может стать самозанятым

Воспользоваться налогом на профессиональный доход нельзя, если деятельность связана:

  • с реализацией подакцизных товаров (алкоголя, сигарет, автомобилей, топлива) и продукции, которую обязательно маркировать;

  • перепродажей товаров и прав на имущество;

  • добычей и продажей полезных ископаемых;

  • работой по доверенности в интересах других лиц;

  • доставкой товаров — если в обязанности входит прием платежей для продавца.

Сервис

Зарегистрируйте ИП или ООО бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Как оформить статус самозанятого

В 2022 году платить налог на профессиональный доход могут физические лица и ИП, работающие на территории Российской Федерации. Такое право имеют граждане, достигшие 16 лет, и старше.

Возможность получить статус самозанятого есть и у граждан тех стран, что входят в Евразийский экономический союз. Помимо России, это Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. Обязательное условие — наличие российского ИНН.

Как зарегистрировать самозанятость физическому лицу

Через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы. Он доступен со стационарного компьютера.

Внимание
Речь не о том личном кабинете, через который физлица могут подать декларацию и оплатить налоги на недвижимость и личный транспорт. Для регистрации самозанятых создан отдельный веб-кабинет «Мой налог».

Пройти процедуру можно двумя способами:

  1. С помощью ИНН и пароля. При регистрации самозанятому будет нужно подтвердить номер телефона и выбрать регион, где он собирается вести деятельность. При этом адрес постоянной регистрации может быть в другом регионе. 

  2. По паролю от портала госуслуг. Если там есть подтвержденная учетная запись, можно использовать ее, чтобы войти в личный кабинет самозанятого.

Внимание
При такой авторизации самозанятого поставят на учет сразу, автоматически.

В приложении «Мой налог». Здесь три способа регистрации:

  1. По паспорту. Для этого нужно загрузить изображение разворота с фотографией, сделать селфи и отправить данные на проверку. Иностранные граждане стать самозанятыми по паспортным данным не смогут.

  2. Через личный кабинет физического лица. Вариант подойдет тем, кто уже зарегистрирован на сайте ФНС. Для входа вводят ИНН и пароль.

  3. Через портал госуслуг. Если есть учетная запись, идентификацию проходят с помощью ее данных.

В банке. Оформить самозанятость помогут операторы в офисах. Список кредитных организаций, где предоставляется эта услуга, размещен на официальном портале Федеральной налоговой службы.

Сервис

Оформите самозанятость через Сбербанк Онлайн и получите бонусы

Подать заявку

Как ИП перейти на самозанятость

  1. Подать заявление на регистрацию самозанятым любым удобным способом.

  2. Уведомить налоговую об отказе от предыдущего режима уплаты налогов. 

  3. Подать декларацию о доходах, полученных в прошлом году. 

❗ Внимание
На отказ от системы налогообложения, по которой ИП работал раньше, и на сдачу декларации есть 30 дней со дня подтверждения статуса самозанятого.

Какие налоги платит самозанятый

Самозанятые платят налог по двум ставкам. Какая из них применяется, зависит от того, кому самозанятый продает товар или оказывает услугу. Если клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, сумма облагается налогом в 6 %, если физическое лицо — 4 %.

Квитанция для оплаты налога автоматически формируется в личном кабинете. Ставка налога рассчитывается по каждому выданному в течение месяца чеку. Затем полученные суммы складываются.

В документе есть QR-код, по которому удобно оплатить налог через мобильный банк, терминал или оператора. Самозанятые могут настроить автоплатеж. Для этого нужно указать данные банковской карты в личном кабинете.

Внимание
Расчет налога для самозанятых происходит каждый месяц и отражается в приложении до 12-го числа месяца, следующего за отчетным. Например, за январь квитанция придет до 12 февраля. Оплату нужно провести до 25-го числа. Если вовремя не заплатить налог, за каждый день просрочки начислят пени.

Какой налоговый вычет положен самозанятому

Гражданину, получившему статус самозанятого, предоставляется вычет в 10 000 рублей. За счет него можно уменьшить итоговую сумму налога. Пока деньги не будут израсходованы, ставка для самозанятого уменьшится до 3 % на доходы, полученные от физлиц, и до 4 % на переводы от юрлиц и ИП.

Вычеты по налогам и их списание рассчитываются автоматически, а остаток средств указывается в приложении или в веб-кабинете самозанятого.

Лимит дохода у самозанятого

Применять налог на профессиональный доход вправе только те граждане, чей доход не превышает 2,4 млн рублей в год. Ежемесячная прибыль может быть разной. Главное, чтобы общая сумма не превысила лимит.

Если за год самозанятый заработал больше 2,4 млн рублей, он должен перейти на другой режим уплаты налогов. Для этого подать заявление на снятие с учета в качестве самозанятого — через приложение «Мой налог» или веб-кабинет.

После того как услугу окажут, нужно в течение 20 календарных дней уведомить ФНС о переходе на другую систему налогообложения. В таком случае будет нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, выбрать подходящий режим и начать платить налоги по другим ставкам.

Сервис

Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно

Подать заявку

Как выдавать клиентам чеки

Самозанятые должны выдавать клиентам чеки за каждую покупку. Документ формируют в приложении. Для этого указывают услугу или товар, стоимость, дату продажи или завершения работ, клиента и его статус — физлицо или юрлицо. В чеках для юридических лиц и ИП дополнительно вводят ИНН заказчика.

Когда нужные поля будут заполнены, программа оформит документ в виде PDF-файла или ссылки. Его можно отправить покупателю на электронную почту или в мессенджерах либо распечатать.

У самозанятого есть возможность выставить счет на оплату, а чек сформировать после того, как он получит деньги от клиента. Создавать чек рекомендуется во время сделки. Однако закон позволяет вносить информацию о поступлениях вплоть до девятого числа следующего месяца.

Если клиенту не нужен документ об оплате

ФНС не отслеживает, получил заказчик чек или нет. Если выполненные работы или товары самозанятому оплатили, значит, сделка состоялась. Сформировать документ, чтобы по нему начислить налоги, можно в любом случае.

Как принимать оплату

Рассчитаться с самозанятым заказчик может удобным способом: оплатить услугу наличными, сделать перевод на карту. Отдельный счет для получения оплаты не требуется. Если режим «Налог на профессиональный доход» применяет ИП, он может использовать имеющийся расчетный счет.

Сервис

Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите бонусы

Подать заявку онлайн

Какие социальные гарантии доступны самозанятому, а какие нет

Самозанятые не связаны трудовыми договорами, и у них нет обязанности платить страховые взносы. Граждане освобождаются от дополнительных отчислений, но и лишаются ряда социальных гарантий.

Медицинская помощь и больничные

Часть средств из налога на профессиональный доход идет в региональный бюджет и Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому самозанятым доступна бесплатная медпомощь в государственных больницах и поликлиниках.

Что касается больничных листов, то их плательщики НПД оформить не могут.

📌 Совет
Граждане, которые платят налог на профессиональный доход, вправе заключить договор добровольного медицинского страхования (ДМС) и получать страховую часть в случае временной нетрудоспособности.

Пенсия

У самозанятого нет обязанности платить взносы в Пенсионный фонд. Соответственно, не начисляется трудовой стаж. Это значит, что рассчитывать придется только на социальную пенсию по старости, которая назначается позже страховой и без надбавок за трудовые годы, что влияет на ее размер.

Как и в случае с ДМС, граждане могут делать отчисления из страховой части самостоятельно. Заявление на добровольные выплаты нужно подать в отделении Пенсионного фонда, на официальном сайте ведомства или через приложение «Мой налог». Определиться, в каком размере отчислять добровольные взносы, поможет онлайн-калькулятор на сайте ПФР.

Справка о доходах

Чтобы получить кредит, визу или социальные выплаты, нужно документально подтвердить доходы. Сформировать соответствующую справку самозанятому можно в приложении.

В ней отразятся фамилия и имя самозанятого, ИНН, паспортные данные, адрес по прописке, доходы за каждый месяц и за год, сведения об уплате налогов. Документ заверяется электронной подписью налогового органа и имеет юридическую силу.

Сервис

Оформите самозанятость через Сбербанк Онлайн и пользуйтесь сервисами бесплатно

Подать заявку

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии