Стоит ли покупать франшизу для старта бизнеса: 10 «за» и 10 «против»
Статья

Стоит ли покупать франшизу для старта бизнеса: 10 «за» и 10 «против»

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Меня зовут Алексей Войтов и «в браке» с франшизами уже более 5 лет. С одной стороны, я основатель своей собственной международной франшизы суши-баров «Капибара», а с другой франчайзи кофеен Coffee Like и сети детских парикмахерских «Вообраужуля». Находясь по «обе стороны баррикад» я отлично знаю плюсы и минусы франшиз. О них и пойдет речь в этой статье.


Предприниматель

Важно!
Речь будет идти именно о «правильных» франшизах.

Курс

Узнайте о том, что такое франшиза и как на ней можно заработать в кратком курсе по франчайзингу

Пройти курс

Плюсы покупки франшизы для старта бизнеса

1. Известный бренд ✅

Не зря Макдональдс делает огромные вывески? Стоит вам открыться под известной маркой и люди, как бабочки на свет, полетят покупать ваши товары. Бренд решает.

2. Рабочая бизнес модель ✅

У хороший франчайзера есть опыт открытия своих филиалов в самых разных условиях, в разных городах и экономиках. И если его бизнес-модель «проросла» от Владивостока до Урала, значит и открытие в любом городе, где вы планируете бизнес, будет успешным.

3. Помощь команды профессионалов ✅

Создавая свой собственный бизнес, вы скорее всего не сможете позволить себе нанимать лучших специалистов, а если город маленький даже найти их будет непосильным трудом. Покупая франшизу, вы автоматически (если быть точным — за роялти) получаете помощь лучших умов отрасли. Согласитесь, заманчивая перспектива получить в помощь команду топ- профессионалов всего за 3% от оборота?

4. Готовые инструкции и регламенты на все случаи ✅

ЕБЗ. И это не ругательство. Единая База Знаний — это библия бизнеса, ответы на все вопросы для создания успеха и беззаботного управления бизнесом. ЕБЗ — капитал знаний, прожитый опыт, 1000 кейсов в оцифрованном и понятном виде. По сути главный актив создателя франшизы.

5. Федеральный маркетинг ✅

Открыли пиццерию и вы уже на Первом канале. Открыли детскую парикмахерскую, и вас рекомендуют в «Детском Мире». Открыли консалтинговое агентство и вы первые в поиске Google. Открыли магазин косметики и вы уже у топового блогера в Instagram. Круто? Это и есть федеральный маркетинг.

6. Опыт франчайзера ✅

Неправильно храните продукты в суши-баре — получите штраф, неправильно подстригли ребенка — разбирайтесь с разъяренным родителем, испортили клиенту пуховик в химчистке — платите деньги. Это лишь малый список возможных провалов и ошибок в стартапе.

Хорошая франшиза уже работает много лет, а значит основатели уже допустили много ошибок и сделали из них выводы. Они сделают все возможное, чтобы вы не повторили их негативный опыт, а взяли только лучшие практики и завоевали рынок.

7. Дешевые ингредиенты ✅

Представьте, что вы открыли свою авторскую кофейню и покупаете стаканчики для кофе. Сколько он будет стоить: 6, 7 или 10 рублей? А теперь представьте, что таких стаканчиков покупают сотнями тысяч в месяц у того же поставщика? В этом случае цена опустится до 3-4 рублей. Тоже самое будет и с кофе, сиропами, пончиками и т.д.

Эффект масштаба от франшизы снижает многие расходы и косты. Это фундаментальное преимущество франшизы.

8. IT-продукты ✅

Сайт, приложение, кешбек сервис, ERP-система — неотъемлемые инструменты управления и развития бизнеса. Сейчас уже невозможно вести бизнес на коленке с блокнотом. Гости, клиенты и покупатели привыкли к классному сервису, качественным сайтам и функциональным приложениям. Разрабатывать и внедрять все это своими силами — долго и дорого, а по франшизе вам предоставляются уже готовые доступы и инструменты.

9. Отличный дизайн ✅

Первое, на что обращают внимание клиенты, это внешний вид. Интерьер с живыми цветами, островок из натурального дерева, сайт с динамической инфографикой. Все это кратно повышает шансы на интерес гостей. И хорошие франчайзеры уделяют большое внимание дизайну всех составляющих всей сети.

10. Обмен с превышением ✅

Фундаментальный принцип развития франчайзинга — «обмен с превышением». Поясню на цифрах.

Предприниматель решил открыть свою кофейню. Для этого ему необходимо:

  1. Оплачивать CRM-систему и ее сопровождение ~ 15 000 рублей в месяц.

  2. Обновлять 4 раза в год меню ~ 100 000 рублей в год или 8500 рублей в месяц.

  3. Вести социальные сети Instagram, VK, Facebook ~ 30 000 рублей в месяц.

  4. Создавать и управлять рекламными кампаниями для соц.сетей ~ 30 000 рублей в месяц.

  5. Поддерживать сайт и приложение, улучшать их ~ 30 000 рублей в месяц.

Только ежемесячных расходов выходит на 113 500 в месяц. А если добавить сюда разработку дизайна кофейни, брендбука, создание сайта и приложения, закупку фирменных стаканов и кофе, то сумма на запуск и сопровождение собственного проекта сильно выше, чем покупка франшизы.

В случае покупки франшизы вы уплачиваете 3-5 % роялти и получаете все вышеперечисленные блага за 40 000 – 60 000 рублей в месяц.

Это и есть обмен с превышением: за ~ 50 000 рублей роялти вы получаете благ более чем на 150 000 рублей.

Минусы покупки франшизы для старта бизнеса

1. Работа под чужим брендом ⛔️

Работая под вывеской франшизы вы развиваете чужой бренд, глобально укрепляя актив франчайзера, поднимая капитализацию его головной компании, а не своей. И в случае сделки по продаже компании, все сливки собирает франчайзер, а не вы! Кроме того вы не сможете назвать суши-бар своей фамилией или именем дочки.

2. Невозможность принимать бизнес-решения единолично ⛔️

Подписав договор франчайзинга, вы автоматически обретаете CEO своей компании в лице владельца франшизы и исполняете его волю. Захотели продавать пончики в суши-баре — спросите у франчайзера, захотели работать на доставку — снова спрашивайте разрешения, перекрасил стену в черный цвет — заплатите штраф за несоответствие проект-дизайну, решили переехать на другое место — согласовывайте с управляющей компанией. И это далеко не полный список ваших обязанностей перед франчайзером.

3. Работа в рамках стратегии франчайзера ⛔️

В случае если франчайзер решил сменить формат бизнеса или решил всю прибыль инвестировать в карманы акционеров, а не на развитие инфраструктуры франшизы, вы будете бессильны и вам придется согласиться. При этом выход из договора не всегда простой.

4. Дополнительные затраты ⛔️

В ряде франшиз вас могут обязать выплачивать маркетинговый сбор или закупать ингредиенты только у центрального офиса и не всегда по низким ценам. Будьте внимательны, ищите скрытые платежи.

5. Отсутствие региональной специфики (часто) ⛔️

Многие крупные франшизы построили успешный сетевой бизнес в городах-миллионниках — Москве, Санкт-петербурге, Казани и др. И в рамках стратегии развития начинают франчайзинговую экспансию в регионы, не адаптируя бизнес-модель под региональные рынки. Так например в Смоленске закрылись кофейни Шоколадница и Travellers.

6. Зависимость от решений (не всегда удачных) франчайзера ⛔️

Франшиза — это прежде всего люди, и им тоже свойственно ошибаться. Сотрудник отдела снабжения опоздал с заказом фирменных стаканчиков и вы «радуете» своих гостей белыми и безликими стаканами.

Еще пример: если у франчайзера сломался сервер, значит у вас упал сайт → люди не могут заказать доставку → вы теряете деньги → франчайзер виновато разводит руками «так бывает».

7. Отсутствие гибкости и неповоротливость ⛔️

Если вы являетесь обладателем небольшого авторского барбершопа, вы можете легко переформатировать его в эконом-парикмахерскую в кратчайшие сроки.

А владея небольшой кофейней можно оперативно запустить доставку суши, чтобы выжить пока весь мир сидит на изоляции.

Находясь в составе франшизы придется дождаться общего решения, которое будет вырабатываться для всей сети. Вы потеряете время и не факт, что решение будет правильным.

8. Репутационые риски ⛔️

Представьте ситуацию. Вы открыли прачечную по франшизе — честно, эффективно и качественно работаете. Через некоторое время в городе открывается еще один партнер-франчайзи и уничтожает дорогую шубу местной блогерши. Его репутации конец. Но и вашей тоже, так как вы работаете под той же вывеской.

9. Финансовые риски ⛔️

Открытие франчайзингового предприятия как правило более затратное явление, чем создание собственного бизнеса. В большинстве случае эти инвестиции оправданы профессионализмом франчайзера, но если вы ошиблись и сделали неправильный выбор самой франшизы, то пиши пропало.

Вывод: пользуйтесь услугами подбора франшиз. Так вы снизите свои риски и повысите шансы на финансовый успех.

10. Запрет на смежный род деятельности (нельзя создавать конкурирующие предприятия в течение определенного срока) ⛔️

В подавляющем большинстве франчайзинговых договоров прописано условие, при котором вы не имеете права заниматься деятельностью схожей с деятельностью по договору франшизы на протяжении действия договора и 3-5 лет после его расторжения или окончания.

Таким образом, вы не имеете права создавать конкурирующие предприятия даже выйдя из франшизы, даже если юрлицо будет оформлено на вашего друга или брата. На этот случай в договорах прописаны огромные штрафы: от 300 000 рублей до нескольких миллионов за каждый случай нарушения.

Выводы

  1. Франшиза подходит тем, кто готов играть по чужим правилам. 

  2. Если вы согласились быть частью сети важно разделять ценности франчайзера. 

  3. Франшиза — это эффективная бизнес-модель, помощь команды профессионалов, но не волшебная палочка, работать все равно придется. Выбирайте франшизу внимательно, как жену. 

  4. Быстро поменять не получится.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


ЮА
Основная и главная трудность - это выбор правильной франшизы. Потому что если франшиза хорошая, то со всеми трудностями вам помогут справится франчайзеры.
Вот кратный порядок действий, если одно из франчайзинговых предложений вас заинтересовало:

1) Свяжитесь с франчайзером и запросите все материалы: презентацию, финансовую модель, список инвестиций, требований к помещению, требования к франчайзи. Если каких-то материалов нет (особенно финмодели), это большой минус.
2) Запросите информацию о действующих франчайзи, их контакты, соцсети. Если франчайзер не хочет предоставлять такую информацию, это жирный минус.
3) Даже если контакты вам не дали, попытайтесь связаться с франчайзи. Попробуйте найти через соцсети, через звонок в филиал и запросите у них отзыв.
4) Посмотрите сервисы отзывов о бизнесе, почитайте, что пишут клиенты. Изучите соцсети, посмотрите фото клиентов в соцсетях под хэштэгами. Изучите сервисы уличным панорам (Гугл Стрит, Яндекс панорамы). Посмотрите, есть ли там реально этот бизнес. Найдите филиал на 2ГИС и Яндекс Справочнике - они серьезно следят за актуальностью информации в своей базе.
5) Поищите отзывы о работников. Тоже хороший источник информации о бизнесе. Но как и отзывам от клиентов, на 100% доверять не стоит.
6) Изучите информацию о юрлице. Судебные дела, штрафы, уставной капитал, кол-во сотрудников, директоров, связанные юрлица и т. д. Возможно, что на головную компанию заведены судебные дела от други франчайзи. Это важный шаг в изучении информации.
7) Пообщайтесь с франчайзером по скайпу и задайте максимум информации о бизнесе. Тут вопросы нужно составлять индивидуально, обращайтесь ко мне - помогу.
8) Посетите ближайшего франчайзи лично. Обращайте внимание на детали. Например, если это кафе, то посмотрите туалет - это хороший показать состояния дел в бизнесе. Пообщайтесь с персоналом как клиент. Спросите, что нужно сделать, чтобы устроится на работу. И стоит ли вообще работать тут. Изучите чек, номер чека,
9) Аналогично можно посетить филиал франчайзера как клиент. И заранее связаться и попросить провести экскурсию. Франчайзеры должна это делать, чтобы показать и рассказать о бизнесе.

Вот эти шаги вкратце, которые нужны на неповерхностного анализа :) Первое впечатление может быть обманчивым. И один минус по какому-то критерию еще не говорит о том, что франшиза пустышка. Причины могут быть разными. И их нужно изучать.

С уважением,
Юрий Богомолов
Основаетль каталога франшиз Businessmens.ru