Как открыть аптеку
Статья

Как открыть аптеку

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Чтобы открыть аптеку, нужно фармацевтическое образование. Как вариант: нанять управляющего, у которого оно есть. Это далеко не единственное требование к аптечному бизнесу. Разобрались, как открыть аптеку, чтобы работать на законных основаниях

Содержание

Выбор вида аптеки
Регистрация бизнеса и выбор системы налогообложения
Подготовка документов для открытия аптеки
Условия для дистанционной торговли лекарствами
Требования к помещению
Требования к оборудованию аптеки
Подбор персонала при открытии аптеки
Закупка лекарств
Расходы на открытие аптеки


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Выбор вида аптеки

Существует 4 вида аптек:

  1. Аптечный пункт. Главная особенность в том, что тут нельзя отпускать рецептурные препараты.

  2. Аптечный киоск. Это магазин с лекарствами. Отличие от просто аптеки — в занимаемой площади.

  3. Аптека в качестве структурного подразделения медорганизации. Допустим, при поликлинике либо больнице.

  4. Самостоятельная аптека. В этом случае возможны еще варианты: 1) аптека уже готовых лекарственных средств, где в розницу торгуют препаратами, косметикой, предметами личной гигиены; 2) производственная аптека, которая изготавливает лекарственные составы по рецепту; сейчас подобная аптека — редкость, врачи практически не выписывают такие рецепты.

Регистрация бизнеса и выбор системы налогообложения

Нужно зарегистрировать бизнес в качестве ИП или ООО, завести расчетный счет.

❗️ Внимание
форма бизнеса сильно зависит от образования его владельца.

Требования для индивидуальных предпринимателей, которые хотят стартовать аптечный бизнес:

  • образование провизора;

  • курсы повышения квалификации по управлению и экономике фармации, есть сертификат; нужно проходить аккредитацию каждые 5 лет.

Без диплома фармацевта можно зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью, но придется нанять провизора, который сможет выполнять функции управляющего.

Управляющего важно найти еще до старта работы — когда нужно будет оформлять разрешение на аптечную деятельность, потребуется прописать, кто конкретно станет управляющим, предъявить его документы.

Разрешение на аптечный бизнес будет готовиться около 2 месяцев, и все это время работы как таковой для управляющего не будет. Нужно обсудить с кандидатом этот момент.

Как происходит на практике: владелец находит кандидата на должность управляющего, берет его к себе на работу в качестве внешнего совместителя, отмечает специалиста во всей нужной для оформления документации. Это важно, ведь если трудовые отношения не оформлены, а просто в планах, то и разрешение не дадут. Пока идет проверка, человек работает на прежнем месте.

При регистрации бизнеса необходимо уделить внимание:

  • кодам ОКВЭД, которые стоит использовать в аптеках при старте своего дела,

  • системе налогообложения.

Какие коды ОКВЭД подойдут. Основной для аптеки — 47.73.

Дополнительные коды стоит выбрать, чтобы реализовывать в аптеке другие товары, например ортопедические или косметические изделия, детское питание: 47.74.2, 47.29.36, 47.75.

Какую систему налогообложения выбрать для аптеки. Можно применять как УСН, так и ОСНО^

  • УСН — упрощенная, на ней небольшой аптеке работать проще, потому что налоговая ставка ниже, отчетности меньше; декларацию подавать следует ежегодно; система доступна ИП и ООО;

  • ОСНО — общая, на ней придется готовить больше документации, платить больше налогов; самостоятельно оформить всю отчетность в разы сложнее, придется обращаться за услугами к бухгалтеру.

Обычно в начале пути, когда занимаются оформлением аптеки с нуля, выбирают УСН. Есть виды «упрощенки»: с объектом «Доходы», объектом «Доходы минус расходы» и автоматизированная.

Для применения этих режимов следует соблюдать лимиты по годовому доходу и численности персонала. Чтобы определиться, следует предварительно спрогнозировать выручку и расходы, оценить, сколько нужно сотрудников. Полезно обратиться за помощью к налоговому консультанту.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Подготовка документов для открытия аптеки

При регистрации общества с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимательства потребуются разные пакеты документов.

Сейчас в отношении аптек действует Постановление Правительства, которое регламентирует лицензирование фармацевтической деятельности.

Для получения лицензии на фармацевтическую работу нужно:

  1. Оформить разрешение от Роспотребнадзора. Необходимо оставить заявку через МФЦ или Госуслуги, санэпидемстанция осмотрит помещение, оборудование, выдаст заключение, подтверждающее соответствие требованиям, и это будет означать, что можно открыть аптеку.

  2. Уплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

  3. Заполнить заявление через портал Госуслуги или в МФЦ. К нему приложить:
    – выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
    – квитанцию в подтверждение, что пошлина уплачена;
    – выписку из ЕГРН со сведениями о праве собственности на помещение или здание либо договор аренды;
    – образовательную документацию;
    – необходимые сертификаты и заключения.

🔔 Важно
С учетом сроков всех проверок для выдачи лицензии может получиться, что аптека будет простаивать порядка трех месяцев. Нужно учитывать это в планах, прописывая стартовые расходы, в том числе за аренду.

Условия для дистанционной торговли лекарствами

Через интернет запрещено реализовывать некоторые средства, в том числе те, которые содержат долю этилового спирта, превышающую 25%.

Онлайн-продажа лекарственных составов разрешена при соблюдении следующих условий:

  • есть лицензия, которой не менее года;

  • оформлено разрешение Росздравнадзора;

  • комнаты оснащены для хранения онлайн-заказов;

  • есть веб-сайт, приложение с подключенной платежной системой или у курьеров, доставляющих заказы, есть мобильные терминалы;

  • при необходимости есть возможность обеспечить транспортировку товаров в термоконтейнерах либо сумках-холодильниках;

  • соблюдаются требования в работе с персональными данными покупателей.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к более 1000 идеям для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Требования к помещению аптеки

Площадь отдельно стоящего аптечного пункта должна быть минимум 38 квадратных метров. Если открывать аптеку в медицинском учреждении, то минимум 20 квадратов. Аптеке необходим отдельный вход и зона для погрузки медицинских товаров.

При поиске локации и оснащении помещения стоит ориентироваться на требования СанПиН к аптекам. Вот главные:

  • у аптек, которые располагаются в многоквартирных зданиях, должны быть специальные отдельные входы;

  • разгружать товары можно исключительно со стороны дороги, но никак не со стороны подъездов, двора;

  • для аптек в городе нужна система охранной сигнализации;

  • минимальная высота потолков в помещении — 2,4 м;

  • поверхности должны быть такими, чтобы легко было выполнять влажную уборку;

  • для сотрудников требуется отдельное место, где они будут хранить свои вещи, обедать;

  • в отдельных помещениях должны располагаться торговый зал, место для хранения товаров, санитарно-бытовая комната, зоны для приема партии, хранения с соблюдением спецусловий, хранения обнаруженного фальсификата, недоброкачественных изделий, товаров с истекшим сроком годности и для карантинного хранения средств;

  • влажность не может превышать 60 ± 5%;

  • вентиляция, система кондиционирования обязательны;

  • установлена климатическая система, которая будет поддерживать постоянную температуру внутри не выше 25 ℃;

  • освещение для зала — минимум 75 люкс, для зоны кассового обслуживания — 200 люкс и выше;

  • предусмотрена система контроля доступа в комнаты по специальному ключу или пропуску;

  • наличие пандуса или кнопки вызова сотрудника.

Telegram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Важно изучить правила хранения лекарственных средств и соблюдать температурные условия. В аптеке нельзя ставить растения, развешивать шторы из текстиля, стелить ковры.

Необходимо соблюдать нормы противопожарной безопасности:

  • оборудовать систему пожаротушения, сигнализации;

  • назначить ответственного за это;

  • разработать схему эвакуации, повесить план на видном месте;

  • учесть требования к числу путей эвакуации, ширине проходов, проемов дверей.

Перед тем как выдать санитарно-эпидемиологическое разрешение, сотрудники Роспотребнадзора будут осматривать, проверять помещения.

Требования к оборудованию аптеки

Перед тем как выдать разрешение на продажу лекарств, Росздравнадзор оценивает оборудование на соответствие требованиям. Все аптечное оборудование делят на несколько категорий.

Оборудование для хранения лекарственных составов. Обязательное. Не может быть каких-то иных вариантов хранения средств. Например, недопустимо помещать их просто в коробки.

Что именно требуется:

  • шкафы, стеллажи;

  • 2 специализированных холодильника и более, в которых поддерживается температура 2–8 ℃ и 8–15 ℃;

  • шкаф с глухими створками, запирающийся на замок, чтобы хранить внутри средства, которые могут вызывать зависимость, а также ядовитые вещества;

  • сейф для ряда рецептурных средств, к которым относят и особо ядовитые, — покупать сейф стоит только в том случае, если такого рода товары будут продаваться, в остальных случаях в нем нет нужды;

  • приборы контроля температуры — гигрометр, термометр — нужны, чтобы отслеживать, насколько хорошо соблюдаются условия хранения.

💶 Откройте счет и получите бонусы

Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите множество бонусов на развитие бизнеса

Открыть счет

Оборудование для торгового зала. Какое может быть:

  • витрины и прилавки;

  • стойка для кассы;

  • стол с аппаратом для измерения давления, кресло для ожидающих посетителей — факультативно.

Прозрачная витрина со стеллажами удобна для покупателей: можно рассмотреть, какие средства продаются, выбрать. Также хорошо, когда там же есть ячейки для хранения небольшого числа востребованных товаров. Так фармацевту не придется всякий раз ходить в зону склада.

Мебель ставят из таких материалов, которые можно обрабатывать дезинфицирующими составами.

Оборудование для торговли. Обязательно, чтобы в аптеке, как и в любой точке розничной торговли, была онлайн-касса. Плюс надо подключить эквайринг.

💳 Эквайринг для бизнеса

Подключите торговый эквайринг в Сбербанке для онлайн-кассы — поддержка 24/7

Подать заявку онлайн

Лекарственные средства подлежат обязательной маркировке, поэтому необходимы сканер для считывания кодов, компьютер, чтобы передавать сведения о поступивших и выбывших товарах в «Честный знак».

Подбор персонала при открытии аптеки

Нельзя нанимать продавцов, которые начинают карьеру с нуля и не имеют профессионального образования. В аптеках работают фармацевты, каждые 5 лет проходящие аккредитацию. Поэтому при поиске персонала у соискателей нужно проверять дипломы и свидетельства об аккредитации.

На собеседовании стоит провести тесты на знание конкретных лекарств, лекарственных групп. Плюс нужно оценить, как человек разговаривает, отвечает на вопросы, в целом держит себя, ведь ему нужно будет взаимодействовать с покупателями.

📌 Совет
Для начала достаточно нанять двух сотрудников, чтобы они работали посменно. Управляющий может на старте быть одним из сменщиков. С развитием бизнеса задач прибавится, и времени на работу с покупателями у него может не остаться. Тогда понадобится нанять второго фармацевта.

Сотрудникам необходима медкнижка. На работе они обязаны носить спецформу и менять ее минимум 2 раза в неделю. Во время активного распространения инфекционных болезней действуют повышенные требования к дезинфекции.

Закупка лекарств

Товар можно закупать у поставщиков, но важно понимать: они работают с теми, кто уже получил лицензию. Поэтому факт лицензирования не означает, что на следующий день аптека уже сможет принимать покупателей. Придется подождать, когда от поставщиков поступит первая партия товаров.

Можно закупать средства у крупных дистрибьюторов, один из них, например, — компания «Пульс».

Есть и другие поставщики. Стоимость средств обычно зависит от объема конкретной закупки. Матрицу закупки составляет провизор, он же управляющий, или бизнесмен с соответствующим дипломом.

При реализации препаратов важно соблюдать ценовую политику, ориентируясь на порядок цен, установленный законом.

Расходы на открытие аптеки

Какой заложить бюджет на запуск, зависит от ряда факторов. Примерные затраты на открытие аптеки — от 1,8 до 3,5 млн рублей.

Сумма складывается:

  • из аренды помещения — 100 000 — 400 000 рублей в месяц;

  • закупки оборудования — 300 000 — 500 000 рублей;

  • закупки товара — от 1 млн рублей;

  • зарплат сотрудникам — порядка 400 000 рублей в месяц;

  • других трат.

Еще вариант — открыть аптеку по франшизе, под известным брендом. Так, сайте TopFranchise.ru указаны суммы вложений в запуск. Привели некоторые в таблице.

Название Вложения в открытие по франшизе, руб.
А5 от 300 000
Планета Здоровья от 750 000
Столички от 1 000 000
Клеверфарм от 1 350 000
Риглаот 1 500 000
Фармия от 1 830 000
Йод-Зеленкаот 2 000 000

Чтобы открыть аптеку с нуля, нужно учесть ряд нюансов и детально проработать бизнес- план. Без фармацевтического образования и лицензирования открыть такой бизнес не получится. На оформление документации уйдет несколько месяцев. Стартуя аптеку, необходимо быть готовым к проверкам и соблюдению строгих требований.

Автор: Ольга Лаврикова

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии