Товары повседневного спроса стали покупать и продавать иначе. Эксперты компании RubinsteinMedia Projects изучили основные изменения и тренды в индустрии онлайн-ритейла и рассказывают, как добиться успеха в интернет-торговле FMCG
Содержание
Что такое FMCG
Виды товаров повседневного спроса
Особенности торговли FMCG
Тенденции онлайн-рынка FMCG
digital-агентство
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнЧто такое FMCG
Товары повседневного спроса, или Fast-Moving Consumer Goods (FMCG), — это товары, которые продаются быстро и по сравнительно низкой цене. Спрос на них высок, и многие товары этой категории хранятся недолго.
В широком смысле на рынке FMCG есть три категории продукции:
товары долговременного пользования, со сроком годности больше трех лет;
товары кратковременного пользования, которые хранятся меньше года;
услуги.
Виды товаров повседневного спроса
Оборот потребительских товаров высокий, поэтому рынок FMCG конкурентный и объемный. Несмотря на это, данный вид продаж — надежный источник дохода из-за постоянного роста.
Среди товаров повседневного спроса есть те, что нужны круглый год, и те, спрос на которые зависит от сезона. Большой популярностью пользуются товары следующих категорий:
Продукты питания. Самые востребованные: молочные продукты, хлебобулочные изделия, крупы и алкоголь.
Средства личной гигиены: мыло, шампуни, дезодоранты. Эти средства быстро заканчиваются, и их покупают регулярно.
Косметика. Чаще ее покупают женщины, но последнее время уходовые средства становятся востребованы и у мужчин. Особенным спросом пользуется корейская косметика, которая за счет разнообразия и оригинальности вытесняет конкурентов из масс-маркета.
Что касается сезонных товаров, то в России чаще всего покупают:
одежду, когда обновляют гардероб перед холодами или, наоборот, теплым временем года;
семена — весной и осенью;
кондиционеры для дома — пики продаж приходятся на самые холодные и самые жаркие периоды года.
В современных условиях, когда онлайн-покупки становятся неотъемлемой частью жизни населения, потребность рынка в технологиях увеличивается.
Неудивительно, что ритейлеры и FMCG-компании активно изучают способы улучшить пользовательский опыт и повысить его эффективность. Крупные игроки рынка стремятся максимально быстро вводить новые технологичные решения, чтобы не потерять миллионы. Стратегии ритейлеров учитывают, что покупки все чаще совершаются пользователями с помощью мобильных устройств.
По данным исследований, в 2020 году больше половины россиян (55 %) делали онлайн-покупки чаще, чем раз в месяц. А для 93 % потребителей решающую роль в выборе товара в интернете играла визуальная информация.
Особенности торговли FMCG
Продажа товаров повседневного спроса имеет ряд отличительных черт. Среди них:
клиенты, как правило, не выбирают товары, а быстро кладут в онлайн-корзину привычные;
решения о покупке спонтанные и импульсивные;
спрос на отдельные виды товаров зависит от сезона;
у пользователей формируется характерная модель потребления;
уровень спроса и конкуренции в сфере FMCG высокие;
стоимость товара относительно невысока, есть много взаимозаменяемых аналогов.
С учетом названных особенностей успех в FMCG-продажах онлайн во многом зависит от тщательно продуманных маркетинговых стратегий, удачных рекламных кампаний и грамотного мерчандайзинга.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнТенденции онлайн-рынка FMCG
Тенденция 1. Товары повседневного спроса все чаще покупают онлайн
Последние два года сфера интернет-торговли растет, и это глобальная тенденция. Объемы продаж через сеть в 2021 году существенно увеличились почти во всех странах.
Причины, почему FMCG-товары покупают в онлайн-магазинах, разнятся от страны к стране. Вместе с тем сегодня торговля этой продукцией через интернет удовлетворяет основные потребности клиентов.
В 2020-м люди покупали в онлайн-магазинах преимущественно «про запас». В 2021 году эта ситуация изменилась: на интернет-площадки стали ходить за теми же продуктами, что и в офлайновые точки продаж.
Теперь пользователи заказывают в интернете заметное количество уходовых средств и продуктов с коротким сроком годности. В корзинах часто оказывается бакалея и зоотовары. Доля закупок впрок составляет 9 % от общего числа заказов. К таким выводам пришла компания NielsenIQ по итогам международного исследования предпочтений в шопинге.
Реклама. Рекламодатель: ПАО Сбербанк. Erid: 2RanymhajLc
Подключите торговый эквайринг в Сбере по ставке 0,3% при приёме оплат по биометрии
Подать заявку онлайнСогласно полученным данным, за 2021 год FMCG-товары стали заказывать в четыре раза чаще. По мнению экспертов, это говорит о том, что граница между онлайн- и офлайн-рынком стерлась. Это позволяет считать, что у населения сформировались новые покупательские привычки.
Больше половины ритейлеров и производителей считают, что к концу 2022 года доля онлайн-продаж FMCG в России дойдет до 5–10 %.
Тенденция 2. Дискаунтеры будут продавать больше FMCG
На данный момент доля продаж FMCG в отечественных дискаунтерах составляет 32 %, люди ходят туда в среднем семь раз в месяц и больше. И эти магазины продолжают повышать позиции в структуре FMCG-ритейла.
Важный переворот произошел в сознании покупателей: они стали воспринимать дискаунтеры как магазины рядом с домом, где удобно покупать мелкие товары и полезные в хозяйстве мелочи.
Улучшить позиции дискаунтеров отечественные ритейлеры могут, опираясь на опыт зарубежного бизнеса. Благодаря ему есть шанс превратить дискаунтеры в модные торговые центры и вывести на качественно другой уровень.
Тенденция 3. Онлайн-продажи FMCG растут благодаря развитию сервисов экспресс-доставки
Появление и развитие сервисов быстрой доставки — один из наиболее значимых трендов на FMCG-рынке. Только за первые шесть месяцев 2021 года у «Яндекс.Лавки» и «Самоката» количество дарксторов, то есть складов, где собирают и откуда доставляют продукты, увеличилось на 60 %. В «Самокате» за тот же период приняли больше 5 млн заказов.
Быстрая доставка FMCG из интернет-магазинов повлияла на средний чек. За год он сократился на 39 %.
Возможность быстро получить большинство товаров, не выходя из дома, привела к тому, что покупатели стали чаще покупать импульсивно, без долгих раздумий. Это коснулось и продукции, приобретение которой раньше тщательно планировали. Речь в первую очередь о бытовой технике и товарах для дома.
Помимо экспресс-доставки на поведение покупателей влияют маркетинговые стратегии и акции. Эксперты полагают, что быстрая доставка продолжит укреплять позиции и будет оставаться конкурентным преимуществом в сфере продаж, в том числе в FMCG-торговле.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнТенденция 4. Забота об экологии стала проявляться в простых действиях покупателей
Мысли об экологии перестают быть абстрактными размышлениями потребителей, а переходят в практические ежедневные действия.
По статистике запросов в Google, в британцы резко перестали интересоваться веганскими диетами, но в 1,5 раза чаще начали искать доставку органического мяса. Жители Германии активно интересуются не расположением веганских ресторанов, а рецептами веганского ланча.
В России на четверть выросло число запросов, посвященных рефилам, — емкостям, которые можно неоднократно наполнять тем же содержимым, чтобы снизить потребление пластика.
В российских магазинах сравнительно немного товаров повседневного спроса, в названии или описании которых хотя бы упоминается натуральность. Ритейлеры полагают, что осознанное потребление для нашей страны неактуально. Однако есть большая вероятность, что глобальный тренд придет и в Россию.
Тенденция 5. Собственные торговые марки сетей развиваются за счет покупателей, которые хотят сэкономить
С 2020 года доходы населения России сократились на фоне пандемии коронавируса и ее последствий для экономики страны и мира. Потребителей стал беспокоить рост цен, в том числе на товары повседневного спроса, и они начали искать способы экономить.
В ответ на такое поведение покупателей сетевые магазины увеличили число собственных торговых марок. Объем продаж «брендированного» товара вырос и составил больше 5 %. В европейских странах этот показатель в разы выше, однако собственные торговые марки показывают в России больший рост, чем FMCG-рынок в целом.
***
В 2022 году на индустрию ритейла будут влиять регулярно меняющийся спрос, осмысленное потребление, упрочение позиций дискаунтерами, возможности экспресс-доставки и развитие сетевыми магазинами собственных торговых марок. Эксперты прогнозируют, что онлайн-торговля FMCG изменится и под влиянием нового покупательского опыта.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды