Онлайн-торговля товарами повседневного спроса: тенденции рынка FMCG
Чек-лист

Онлайн-торговля товарами повседневного спроса: тенденции рынка FMCG


Аудиоверсия этой статьи

Товары повседневного спроса стали покупать и продавать иначе. Эксперты компании RubinsteinMedia Projects изучили основные изменения и тренды в индустрии онлайн-ритейла и рассказывают, как добиться успеха в интернет-торговле FMCG

Содержание

Что такое FMCG
Виды товаров повседневного спроса
Особенности торговли FMCG
Тенденции онлайн-рынка FMCG


Откройте свой бизнес

Здесь вы можете зарегистрировать ИП или ООО бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Что такое FMCG

Товары повседневного спроса, или Fast-Moving Consumer Goods (FMCG), — это товары, которые продаются быстро и по сравнительно низкой цене. Спрос на них высок, и многие товары этой категории хранятся недолго.

В широком смысле на рынке FMCG есть три категории продукции:

  • товары долговременного пользования, со сроком годности больше трех лет;

  • товары кратковременного пользования, которые хранятся меньше года;

  • услуги.

Виды товаров повседневного спроса

Оборот потребительских товаров высокий, поэтому рынок FMCG конкурентный и объемный. Несмотря на это, данный вид продаж — надежный источник дохода из-за постоянного роста.

Среди товаров повседневного спроса есть те, что нужны круглый год, и те, спрос на которые зависит от сезона. Большой популярностью пользуются товары следующих категорий:

  1. Продукты питания. Самые востребованные: молочные продукты, хлебобулочные изделия, крупы и алкоголь.

  2. Средства личной гигиены: мыло, шампуни, дезодоранты. Эти средства быстро заканчиваются, и их покупают регулярно.

  3. Косметика. Чаще ее покупают женщины, но последнее время уходовые средства становятся востребованы и у мужчин. Особенным спросом пользуется корейская косметика, которая за счет разнообразия и оригинальности вытесняет конкурентов из масс-маркета. 

Что касается сезонных товаров, то в России чаще всего покупают:

  • одежду, когда обновляют гардероб перед холодами или, наоборот, теплым временем года; 

  • семена — весной и осенью;

  • кондиционеры для дома — пики продаж приходятся на самые холодные и самые жаркие периоды года.

В современных условиях, когда онлайн-покупки становятся неотъемлемой частью жизни населения, потребность рынка в технологиях увеличивается.

Неудивительно, что ритейлеры и FMCG-компании активно изучают способы улучшить пользовательский опыт и повысить его эффективность. Крупные игроки рынка стремятся максимально быстро вводить новые технологичные решения, чтобы не потерять миллионы. Стратегии ритейлеров учитывают, что покупки все чаще совершаются пользователями с помощью мобильных устройств.

По данным исследований, в 2020 году больше половины россиян (55 %) делали онлайн-покупки чаще, чем раз в месяц. А для 93 % потребителей решающую роль в выборе товара в интернете играла визуальная информация.

Особенности торговли FMCG

Продажа товаров повседневного спроса имеет ряд отличительных черт. Среди них:

  • клиенты, как правило, не выбирают товары, а быстро кладут в онлайн-корзину привычные;

  • решения о покупке спонтанные и импульсивные;

  • спрос на отдельные виды товаров зависит от сезона;

  • у пользователей формируется характерная модель потребления;

  • уровень спроса и конкуренции в сфере FMCG высокие;

  • стоимость товара относительно невысока, есть много взаимозаменяемых аналогов. 

С учетом названных особенностей успех в FMCG-продажах онлайн во многом зависит от тщательно продуманных маркетинговых стратегий, удачных рекламных кампаний и грамотного мерчандайзинга.

Откройте свой бизнес

Зарегистрируйте бизнес не выходя из дома и без госпошлины

Подать заявку

Тенденции онлайн-рынка FMCG

Тенденция 1. Товары повседневного спроса все чаще покупают онлайн

Последние два года сфера интернет-торговли растет, и это глобальная тенденция. Объемы продаж через сеть в 2021 году существенно увеличились почти во всех странах.

Источник: https://nielseniq.com/global/ru/insights/commentary/2021/glavnye-trendy-ritejla-v-2022-godu/

Причины, почему FMCG-товары покупают в онлайн-магазинах, разнятся от страны к стране. Вместе с тем сегодня торговля этой продукцией через интернет удовлетворяет основные потребности клиентов.

В 2020-м люди покупали в онлайн-магазинах преимущественно «про запас». В 2021 году эта ситуация изменилась: на интернет-площадки стали ходить за теми же продуктами, что и в офлайновые точки продаж.

Теперь пользователи заказывают в интернете заметное количество уходовых средств и продуктов с коротким сроком годности. В корзинах часто оказывается бакалея и зоотовары. Доля закупок впрок составляет 9 % от общего числа заказов. К таким выводам пришла компания NielsenIQ по итогам международного исследования предпочтений в шопинге.

Согласно полученным данным, за 2021 год FMCG-товары стали заказывать в четыре раза чаще. По мнению экспертов, это говорит о том, что граница между онлайн- и офлайн-рынком стерлась. Это позволяет считать, что у населения сформировались новые покупательские привычки.

Больше половины ритейлеров и производителей считают, что к концу 2022 года доля онлайн-продаж FMCG в России дойдет до 5–10 %.

Тенденция 2. Дискаунтеры будут продавать больше FMCG

На данный момент доля продаж FMCG в отечественных дискаунтерах составляет 32 %, люди ходят туда в среднем семь раз в месяц и больше. И эти магазины продолжают повышать позиции в структуре FMCG-ритейла.

Источник: https://nielseniq.com/global/ru/insights/commentary/2021/glavnye-trendy-ritejla-v-2022-godu/

Важный переворот произошел в сознании покупателей: они стали воспринимать дискаунтеры как магазины рядом с домом, где удобно покупать мелкие товары и полезные в хозяйстве мелочи.

Улучшить позиции дискаунтеров отечественные ритейлеры могут, опираясь на опыт зарубежного бизнеса. Благодаря ему есть шанс превратить дискаунтеры в модные торговые центры и вывести на качественно другой уровень.

Тенденция 3. Онлайн-продажи FMCG растут благодаря развитию сервисов экспресс-доставки

Появление и развитие сервисов быстрой доставки — один из наиболее значимых трендов на FMCG-рынке. Только за первые шесть месяцев 2021 года у «Яндекс.Лавки» и «Самоката» количество дарксторов, то есть складов, где собирают и откуда доставляют продукты, увеличилось на 60 %. В «Самокате» за тот же период приняли больше 5 млн заказов.

Быстрая доставка FMCG из интернет-магазинов повлияла на средний чек. За год он сократился на 39 %.

Возможность быстро получить большинство товаров, не выходя из дома, привела к тому, что покупатели стали чаще покупать импульсивно, без долгих раздумий. Это коснулось и продукции, приобретение которой раньше тщательно планировали. Речь в первую очередь о бытовой технике и товарах для дома.

Помимо экспресс-доставки на поведение покупателей влияют маркетинговые стратегии и акции. Эксперты полагают, что быстрая доставка продолжит укреплять позиции и будет оставаться конкурентным преимуществом в сфере продаж, в том числе в FMCG-торговле.

Откройте свой бизнес

Доверьте онлайн-регистрацию бизнеса профессионалам. Услуга бесплатна

Подать заявку

Тенденция 4. Забота об экологии стала проявляться в простых действиях покупателей

Мысли об экологии перестают быть абстрактными размышлениями потребителей, а переходят в практические ежедневные действия.

По статистике запросов в Google, в британцы резко перестали интересоваться веганскими диетами, но в 1,5 раза чаще начали искать доставку органического мяса. Жители Германии активно интересуются не расположением веганских ресторанов, а рецептами веганского ланча.

В России на четверть выросло число запросов, посвященных рефилам, — емкостям, которые можно неоднократно наполнять тем же содержимым, чтобы снизить потребление пластика.

В российских магазинах сравнительно немного товаров повседневного спроса, в названии или описании которых хотя бы упоминается натуральность. Ритейлеры полагают, что осознанное потребление для нашей страны неактуально. Однако есть большая вероятность, что глобальный тренд придет и в Россию.

Тенденция 5. Собственные торговые марки сетей развиваются за счет покупателей, которые хотят сэкономить

С 2020 года доходы населения России сократились на фоне пандемии коронавируса и ее последствий для экономики страны и мира. Потребителей стал беспокоить рост цен, в том числе на товары повседневного спроса, и они начали искать способы экономить.

В ответ на такое поведение покупателей сетевые магазины увеличили число собственных торговых марок. Объем продаж «брендированного» товара вырос и составил больше 5 %. В европейских странах этот показатель в разы выше, однако собственные торговые марки показывают в России больший рост, чем FMCG-рынок в целом.

***

В 2022 году на индустрию ритейла будут влиять регулярно меняющийся спрос, осмысленное потребление, упрочение позиций дискаунтерами, возможности экспресс-доставки и развитие сетевыми магазинами собственных торговых марок. Эксперты прогнозируют, что онлайн-торговля FMCG изменится и под влиянием нового покупательского опыта.

Откройте свой бизнес

Здесь вы можете удаленно зарегистрировать ИП или ООО, не выходя из дома

Подать заявку

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам