Вступай в закрытый клуб предпринимателей!
Попробовать бесплатно
Статья
Продажи
26 сентября 2023

Виды маркетплейсов: какие бывают и как выбрать

Содержание
  1. Понятие маркетплейса
  2. Виды маркетплейсов
  3. Дополнительные виды маркетплейсов
  4. Плюсы и минусы маркетплейсов
  5. Как выбрать маркетплейс
  6. Часто задаваемые вопросы о видах маркетплейсов
  7. Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%
    Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»

Какие бывают? Виды маркетплейсов классифицируются по таким параметрам, как стороны сделки (С2С, В2С и В2В площадки), типы предоставляемого продукта (товары или услуги) и разнообразие товаров (одного вида или большой ассортимент).

На что обратить внимание? Разделить на виды можно и по другим категориям, относящимся к способу работы площадки или ее задачам. Предпринимателю нужно выбрать ту платформу, на которой его продукт будет продаваться лучше всего.

Понятие маркетплейса

Маркетплейсами называют торговые площадки или онлайн-платформы, через которые пользователи могут купить товары из разных категорий и различные услуги. Получается, что маркетплейс связывает продавцов с покупателями

Потребители могут приобрести практически любой товар или услугу в одном месте. У продавцов, в свою очередь, появляется доступ к большому количеству потенциальных покупателей. Зачастую маркетплейс не имеет своей продукции, так что за качество товаров отвечают сами продавцы.

В наше время маркетплейсы являются своего рода рынками или ярмарками. Главная цель рынка – предложить потребителям как можно больше разнообразных товаров и тем самым их привлечь, а также установить связь между ними и продавцами. У маркетплейсов получается решить все эти задачи.

Некоторые люди считают, что маркетплейсы – это интернет-магазины. Данное мнение ошибочно, потому что между ними есть довольно серьёзные отличия:

  • Маркетплейсы не занимаются продажей собственных товаров. Весь ассортимент предоставляется продавцами, а у некоторых торговых площадок даже нет личных складов.
  • Все правила работы определяет маркетплейс. Продавец не сможет поменять под себя правила оплаты, доставки или возвратов. Если вы не будете их придерживаться, вас могут заблокировать навсегда.
  • Не ведётся сбор контактных данных пользователей. Через интернет-магазин можно сформировать свою базу клиентов, выходить с ними на контакт, мотивировать на покупку товара. Крупные виды маркетплейсов не предоставляют такой возможности и хранят данные у себя, превращая продавцов в обработчиков заказов.

Понятие маркетплейса

Маркетплейсы не относятся и к сайтам-агрегаторам (это доски объявлений). Отличаются они тем, что первые отслеживают весь процесс движения товара и оплаты от продавца к потребителю. Доски для объявлений просто предоставляют место совершения сделки последних, а за денежную сторону вопроса отвечают её участники.

Помимо этого, на маркетплейсах есть требования для продуктов и брендов, с которыми они сотрудничают. Товар должен иметь маркировку, лицензию, разрешение на продажу от правообладателя. Через сайты с объявлениями можно продавать практически всё что угодно. Поэтому модерация и выход на них – это не особо сложный процесс.

Агрегаторы тоже контролируют недобросовестных пользователей, но маркетплейсы обладают большим количеством инструментов для этого. Маркетплейс можно назвать продвинутой моделью сайта-агрегатора.

Виды маркетплейсов

Выделяют множество категорий маркетплейсов, имеющих свои индивидуальные характеристики. У них разные критерии и специализации, благодаря чему продавцы могут выбрать наиболее подходящий им вариант:

  • торговые площадки для продажи различных товаров: Ozon, Wildberries, Lamoda, Joom, «СДЭК Маркет», Amazon, Aliexpress, СберМегаМаркет, eBay;
  • предоставляющие разнообразные услуги;
  • информационные, которые размещают объявления, вакансии (HeadHunter, Avito);
  • специализирующиеся на инвестициях (Kickstarter, CircleUp).
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

По типу участников существуют следующие виды маркетплейсов:

  • C2C (customer-to-customer). В такой схеме не участвуют компании и бренды: все сделки проходят между пользователями. По этому принципу работает платформа Airbnb, на которой обычные люди сдают друг другу в аренду жильё.
  • B2C (business-to-customer). Это модель, в которой бизнесы взаимодействуют с потребителями для того, чтобы предложить им свои услуги или продукты. Для получения целевой аудитории применяются разные каналы продаж. К типам торговых площадок, которые работают по схеме В2С, относятся OZON, Wildberries.
  • B2B (business-to-business). Компании предлагают свои услуги и товары другим фирмам. К примеру, торговая площадка Alibaba даёт возможность предприятиям взаимодействовать и торговать друг с другом.

Выделяют три категории торговых площадок по разнообразию товаров:

  • Вертикальный вид маркетплейсов. Они предлагают товары из одной категории, к примеру, мебель или вещи для дома.
  • Горизонтальные. Специализируются на продаже продукции одной направленности, например, посуды.
  • Глобальные. На просторах этих торговых площадок можно найти товары из разных категорий. Яркий пример – Wildberries, AliExpress.

Виды маркетплейсов

Дополнительные виды маркетплейсов

Краудфандинговые торговые площадки

На таких маркетплейсах можно собирать денежные средства для работы над проектом. Инвесторы вкладывают деньги в проект, который им пришёлся по душе, и если он оказывается успешным, получают с него прибыль.

На краудфандинговых маркетплейсах можно найти проекты из разных отраслей: от искусства и музыки до технических наук. Наиболее популярные площадки – Kickstarter, Indiegogo и Boomstarter.

Корпоративные виды маркетплейсов

Такие торговые площадки работают с предприятиями и корпорациями. Через них можно легко и быстро найти внешних поставщиков и партнёров, чтобы совершать сделки. Таким образом, улучшается закупочная стратегия организации и экономится время, которое обычно тратится на поиск и налаживание контакта с партнёрами. Как правило, корпоративные маркетплейсы являются закрытыми: то есть зайти на них можно только после регистрации. Примеры таких торговых площадок – SAP Ariba и Alibaba.com.

Производственный тип маркетплейсов

На производственных торговых площадках встречаются продавцы и потребители в рамках одной отрасли. Эти сервисы выбирают производители и оптовые покупатели. Как правило, помимо размещения товаров, данные маркетплейсы предоставляют дополнительные услуги – начиная финансовой поддержкой, заканчивая перевозками продукции на складе. Производственными маркетплейсами являются ThomasNet, MFG.com.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Гибридный вид маркетплейсов

Они совмещают в себе несколько видов торговых площадок и предлагают комплексное решение для всех. Через такой маркетплейс можно приобрести и продать товар или выбрать дополнительные услуги по доставке и оплате. К примеру, в Amazon совмещаются горизонтальный и вертикальный типы маркетплейсов, а в Etsy – горизонтальные и C2C-маркетплейсы.

Отраслевые торговые площадки

Такие виды маркетплейсов по продаже специализируются на товарах и услугах одного типа или ориентируются на конкретную группу потребителей. В качестве товаров могут быть изделия ручной работы, профессиональное оборудование для строительства и так далее. К отраслевым маркетплейсам относятся Reverb (музыкальные инструменты), Motorious (автомобили).

Плюсы и минусы маркетплейсов

Достоинства маркетплейсов:

  • Нет необходимости создавать собственный сайт, тратить деньги на рекламу: через маркетплейс у вас сразу будет огромная база потенциальных клиентов.
  • Стабильный приток «тёплых» покупателей, о котором также заботится торговая площадка.
  • Экономия на логистике, онлайн-кассах, аренде складских помещений и прочем. У вас сразу будет готовая инфраструктура.
  • Пользователи доверяют маркетплейсам.
  • Гигантские масштабы: вашу продукцию могут заказать из любого уголка России.
  • Можно изучать весь цикл заказа от начала и до конца.

Недостатки:

  • Высокая конкуренция, потому что на маркетплейсах можно найти много продавцов с похожими товарами и более низкой стоимостью.
  • Правила, установленные маркетплейсами: помимо комиссии за возможность продавать на них, они заставляют продавцов уменьшать стоимость товара, участвовать в акциях.
  • Корректировки условий сотрудничества. Администрация маркетплейсов может изменять условия сотрудничества в одностороннем порядке. Продавца известят, но не известно, как быстро придёт уведомление и сможете ли вы за короткий срок подстроиться под новые правила.
  • Отсутствие лояльных клиентов. Из-за большого количества продавцов покупатели часто забывают, у кого приобретали товар. Поэтому получить лояльных потребителей, которые будут возвращаться к вам за новыми продуктами, непросто.
  • Нет возможности контролировать логистику. Вы передаёте свой товар маркетплейсу, который далее самостоятельно занимается упаковкой, целостностью и доставкой. Но если покупатель получит товар в ненадлежащем виде, то к ответу он призовёт продавца, а не маркетплейс.

Плюсы и минусы маркетплейсов

Как выбрать маркетплейс

После разбора видов маркетплейсов, их достоинств и недостатков пришло время поговорить о том, как выбрать подходящую площадку. Вот несколько советов:

  • Важным критерием выбора является количество продавцов и клиентов. Как правило, во время регистрации продавцу предоставляют эту информацию.
  • По рекомендациям многих бизнесменов, надо выходить на несколько торговых площадок. Сначала выберите один маркетплейс, потом другой. Это даст вам ценный опыт и возможность эффективно планировать развитие.
  • Узнайте количество конкурентов. Слишком большое число продавцов с одинаковым товаром уменьшает шанс добиться успеха на выбранной площадке.
  • Маркетплейсы являются отличным вариантом для новичков в бизнесе.
  • Выходить на площадки выгодно и тем, у кого небольшие обороты, из-за чего нет смысла создавать свой интернет-магазин.

Часто задаваемые вопросы о видах маркетплейсов

Есть ли смешанные маркетплейсы?

Да, они есть. Они комбинируются из-за изменения продавцами своего статуса. Возьмём для примера ритейл-площадку Airbnb. Через неё работают агентства, частные предприниматели и физические лица. B2C и C2C смешались по большей части из-за того, что частные лица в дальнейшем решили зарегистрировать свой бизнес.

Как быстро будет результат?

Маркетплейсы разделяются на виды не только по характеру деятельности, но и по специфике сервиса. Некоторые торговые площадки дают результат здесь и сейчас (к примеру, сервисы по вызову такси), но есть и те, где он с отсрочкой (бронирование номера в отеле на лето на Booking).

У некоторых торговых площадок есть несколько вариантов сервиса. Пользователи самостоятельно указывают подходящую им скорость получения товара или услуги (быстрая доставка за несколько часов или обычная в течение пары дней).

Что представляет собой searchmarketplaces?

Разнообразие цен и товаров лежит в основе специфики работы маркетплейсов. Категория сервисов searchmarketplaces предлагает множество уникальных продуктов, которые сильно отличаются друг от друга.

Например, Airbnb даёт возможность искать варианты аренды с помощью фильтра, указывая тип, расположение, свободные даты, наличие бытовой техники и прочее. Таким образом пользователь может значительно сузить круг поиска.

Пандемия и карантин сделали многие виды маркетплейсов очень популярными в России. Такой удалённый формат приглянулся большому количеству людей, а также решил массу проблем. С помощью торговых площадок можно значительно увеличить географию поставок продукции, при этом сэкономить и получить новых потенциальных клиентов.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей