Как начать зарабатывать на маркетплейсах
Чек-лист

Как начать зарабатывать на маркетплейсах


Аудиоверсия этой статьи

Рынок онлайн-торговли набирает обороты. Один из перспективных каналов — маркетплейсы. Мы поговорили с предпринимателями, которые сотрудничают с подобными платформами. Опытом поделились основатель бренда Bionova Александра Гудимова и владелицы бренда Naya Нади Ванюшова и Таисия Бабеша

Содержание

Зарегистрируйте компанию
Оформите товарный знак
Оптимизируйте загрузку товаров на сайт
Делайте хорошие фотографии
Подробно заполняйте карточки товаров
Повышайте свой рейтинг
Работайте с обратной связью
Автоматизируйте работу с маркетплейсами
Проходите обучение
Коротко о работе с маркетплейсами


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Зарегистрируйте свое дело удаленно и бесплатно

Да, хочу открыть бизнес

Онлайн-продажи неуклонно растут. По данным исследовательской компании Nielsen, по сравнению с 2020 годом объем онлайн-торговли товарами повседневного спроса, или FMCG, к 2022-му вырастет в два раза.

Поэтому если вы еще не работаете с маркетплейсами, то сейчас самое время начать. Это эффективный канал, который поможет увеличить обороты и масштабировать продажи на территории всей страны.

Сайты маркетплейсов устроены по принципу онлайн-витрины, где покупатель выбирает товар из огромного списка категорий: техника, одежда, продукты, товары для дома, продукция для животных.

Рассказываем, что нужно знать перед началом работы с маркетплейсами.

Руководство по маркетплейсам

Узнайте, как выбрать маркетплейс для своего бизнеса и запустить продажи

Получить руководство

Зарегистрируйте компанию

Российские крупные маркетплейсы не работают с физическими лицами. Поэтому прежде всего вам нужно зарегистрировать вашу компанию в качестве ИП или ООО. Как сделать это онлайн, читайте в этом материале.

✍🏻Что делать: зарегистрировать компанию онлайн.

Сервис

Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте бизнес бесплатно, не выходя из дома

Подать заявку

Оформите товарный знак

Если вы знакомы с маркетплейсами, то заметили, что попасть на эти сайты могут не только крупные и известные бренды, но также и небольшие компании.

Только у компании должен быть товарный знак. Подать заявку можно в Роспатент в бумажном или электронном виде. Лучше второй вариант: это быстрее и госпошлина стоит на 30% меньше.

Подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак и зачем он нужен, можно узнать в этом небольшом бесплатном курсе «Как защитить свой бренд: путеводитель по товарным знакам»:

✍🏻Что делать: придумать и зарегистрировать свой товарный знак.

Оптимизируйте загрузку товаров на сайт

Предпринимателю, который только знакомится с маркетплейсами, правила загрузки товаров на сайт могут показаться темным лесом: много требований к фотографиям и сложных документов. Поручите такую рутинную работу специалисту. Это может быть сотрудник вашей компании, у которого достаточно времени, чтобы разобраться. Но лучше найти специалиста, который уже знаком с подводными камнями определенного маркетплейса. Что и сделали Нади Ванюшова и Таисия Бабеша, владельцы бренда Naya, когда устали разбираться с интерфейсом сайта:

Мы пытались сделать первую отгрузку на Wildberries полтора месяца. А все потому, что у нас просто миллион дел и мало рук. В лучшем случает на отгрузку в неделю было выделено 4-5 часов. И тут нас озарило! Нам просто нужен человек, который сделает это за нас

Предпринимательницы разместили объявление и сразу же нашли специалиста, который знает, как правильно готовить документы для маркетплейса. На оформление документов для первой партии товара девушки потратили 1000 рублей.

✍🏻Что делать: обратиться к специалисту, который поможет с заполнением документов.

Делайте хорошие фотографии

Визуал — это первое, что видит посетитель сайта. Александра Гудимова, основательница бренда Bionova, рекомендует уделить изображениям пристальное внимание:

На маркетплейсах очень важно делать работать с визуалом. Делайте качественные 3D-фотографии, показывайте, как выглядит ваш товар изнутри

✍🏻Что делать: добавлять больше фотографий высокого качества, использовать видео.

Подробно заполняйте карточки товаров

Если в офлайне товар презентуете вы сами или продавцы, то на маркетплейсе это делает карточка товара. Заполняйте ее максимально подробно, чтобы у клиентов не возникало сомнений и вопросов. Напишите состав, основные характеристики и свойства товара.

✍🏻Что делать: постоянно улучшать карточки товаров.

В этом видео представитель DHL рассказывает о главных правилах электронной торговли.

Воспроизвести (Space)
Отключить звук (m)
 /
Настройки
Во весь экран (f)

Повышайте свой рейтинг

Попасть на маркетплейс — это первый шаг, но дальше легко затеряться в огромном количестве других брендов. С этим столкнулись основательницы Naya, когда начали работу с Wildberries. Поэтому они попросили своих подписчиков в «Инстаграме» помочь: отметить бренд как понравившийся на странице компании. На некоторых сайтах есть такая опция — можно поставить «лайк» понравившемуся бренду. Попросите постоянных клиентов ставить такие отметки.

А также обращайтесь к аудитории (например, в соцсетях) с просьбой оставить отзывы. Это повысит ваш рейтинг, а потенциальным покупателям поможет определиться с покупкой быстрее.

✍🏻Что делать: увеличивать количество отзывов.

Работайте с обратной связью

Александра Гудимова считает, что обязательно нужно оперативно работать с обратной связью, особенно с негативной:

У нас бывали кейсы, когда наш товар рассыпался из-за того, что его неправильно упаковали сотрудники маркетплейса: продукт просто придавили другие товары. Клиенты тогда писали негативные отзывы маркетплейсу. В таких случаях мы всегда отвечаем покупателю и высылаем вторую упаковку товара бесплатно

А еще на маркетплейсах хорошо собирать обратную связь клиентов и сразу же исправлять несовершенства товаров или процессов доставки и т.д.

✍🏻Что делать: отвечать на все отзывы, предлагать варианты решения, если клиенты дают негативную обратную связь.

Чек-лист

Полное руководство по сбору обратной связи от клиентов

Получить чек-лист

Автоматизируйте работу с маркетплейсами

По мере роста продаж на маркетплейсах увеличивается и число операций, которые каждый день должны проводить сотрудники компании. Учет становится все более трудоемким, чаще случаются ошибки. За некоторые из них штрафуют сами маркетплейсы, но даже если этого не происходит, пострадать может репутация компании.

Чтобы не терять клиентов и доход, компании внедряют автоматизированные системы для работы с маркетплейсами.

Среди популярных — МойСклад и RDV Маркет на базе 1С. Сервисы позволяют из одной учетной системы взаимодействовать со всеми маркетплейсами, с которыми работает компания.

Сервисы автоматизируют большое число операций:

  1. Позволяют легко обновлять каталоги продукции на маркетплейсах, загружая туда данные из системы и наоборот. 

  2. Помогают отслеживать остатки товаров, и их не приходится собирать вручную. Это позволяет избежать отмены заказов и блокировки личного кабинета компании на маркетплейсе — ее устанавливают, если товар, который заказал пользователь, отсутствует на складе. 

  3. Дают возможность собирать все заказы с маркетплейсов в одной системе и через нее же их обрабатывать: подтверждать или менять статус.

  4. Ускоряют сборку заказов, позволяя сотрудникам склада автоматически печатать этикетки с названием товара и его артикулом.

  5. Собирают данные для аналитики. Компании важно понимать, выгодно ли ей работать на маркетплейсе. Собирая информацию о продажах, возвратах, оборотах, она может делать выводы о том, на каких площадках продукция реализуется успешнее и что на это влияет. Все показатели отображаются наглядно, на схемах и графиках. Выводы из них может сделать любой сотрудник. 

Все это, как правило, помогает компаниям продавать и зарабатывать больше, даже в условиях высокой конкуренции как на интернет-площадке, так и на рынке в целом.

Компании могут взаимодействовать с маркетплейсами по одной из двух схем — FBS или FBO. Иногда их совмещают, если позволяет площадка. Схемы отличаются тем, что в одном случае товары хранит и доставляет продавец, в другом — маркетплейс: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие. Соответственно, об этом говорят названия схем — Fulfillment by Seller (FBS) и Fulfilment by Operator (FBO).

У каждой схемы есть свои преимущества и недостатки. Компании выбирают подходящую, ориентируясь на свой опыт и учитывая, какие расходы они готовы нести, а какие нет.

Хранение на складе онлайн-площадки выгодно тем, у кого нет собственных помещений под хранение и возможности нанять сотрудников, которые будут заниматься упаковкой и доставкой товаров, принимать возвраты. Среди преимуществ компаний, которые располагают такими ресурсами, — возможность лучше контролировать движение товаров на складе, качество упаковки и доставку, платить маркетплейсам меньшую комиссию.

Сервисы, автоматизирующие работу с маркетплейсами, предлагают фукнционал для каждой из этих схем. Так они позволяют оптимизировать взаимодействие продавца с онлайн-площадкой, упрощают компании контроль конкретных процессов.

У каждого сервиса есть разные тарифы. Их выбирают в зависимости от целей компании и исходных показателей по числу продуктов, количеству сотрудников и другим. МойСклад можно использовать бесплатно, правда, функционал в таком случае ограничен. У RDV Маркета — только платные тарифы.

📌 Совет
Если окажется, что вложения в автоматизацию работы с маркетплейсами не окупаются, тариф, да и сам сервис, можно поменять. Или вовсе отказаться от использования такой системы.

Проходите обучение

В работе с маркетплейсами есть много тонкостей, знание которых поможет вам на начальном этапе. Посмотрите на Youtube обучающие видео, в которых показывают, как правильно собирать заказы, работать с фотографиями и т.д. Обучающие материалы и инструкции есть и на самих маркетплейсах.

Существуют специальные курсы, на которых вы можете узнать, как правильно работать с подобными платформами. Можно даже не идти на платные: некоторые маркетплейсы делают их сами (например, Wildberries). Хотя иногда бывает сложно туда попасть и приходится ждать своей очереди: желающих много.

Александра Гудимова говорит, что нужно регулярно подтягивать свои скиллы, потому что личные кабинеты на маркетплейсах обновляются, появляются новые возможности аналитики. И если вы об этом знаете, то сможете продавать эффективнее.

✍🏻Что делать: изучать возможности маркетплейсов на курсах и самостоятельно.

Курс «Как учиться эффективно»

Хотите быстрее обучаться новому и лучше запоминать?

Да, хочу

Коротко о работе с маркетплейсами

🎯 План действий, если вы хотите поставлять товары на маркетплейсы


  • зарегистрировать компанию онлайн;

  • оформить товарный знак;

  • делегировать оформление документов сотруднику, либо нанять специалиста, который знаком с процессом оформления;

  • добавлять больше качественных фотографий, делать 3D-изображения, видео;

  • постоянно улучшать карточки товаров;

  • отвечать на все отзывы, предлагать варианты решения, если клиенты дают негативную обратную связь;

  • работать с аналитикой и изучать возможности личного кабинета;

  • автоматизировать взаимодействие с маркетплейсами.

В этом материале Александра Гудимова рассказывает об антикризисном плане действий, который она внедряет в своей компании. Если хотите узнать, как кризис переживает небольшой бренд одежды Нади Ванюшовой и Таисии Бабеши, читайте эту статью.

Онлайн-курс

Интернет-магазин с нуля

Открыть интернет-магазин

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

Рекомендуем вам