Даже высокие доходы бизнеса не всегда свидетельствуют о его успешности. Чтобы оценить реальные результаты работы компании или перспективы развития нового проекта, необходимо рассчитать показатель рентабельности. В статье рассказываем, что такое рентабельность, как ее определить и где взять данные для расчета
Содержание
Что такое рентабельность и зачем бизнесу ее
рассчитывать
Как рассчитать рентабельность
Виды рентабельности
Что такое порог
рентабельности
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Уровень рентабельности наглядно демонстрирует насколько бизнес или вложения в него реально доходны. То есть это не просто данные о прибыли, а показатель эффективности затрат.
Прибыль и рентабельность — основные характеристики для принятия решений о запуске бизнес-проекта или вложениях в новое направление деятельности. Однако между ними есть разница:
Прибыль показывает, сколько денег осталось у бизнеса за минусом всех вложений. Она выражается в рублях и не учитывает многие переменные факторы, к примеру, инфляцию, удорожание материалов, рост расходов на зарплату.
Рентабельность рассчитывается в процентах. Это позволяет снизить влияние переменных факторов на расчет и измерить, сколько было получено прибыли на каждый рубль издержек.
💼 Пример
Поступления
в компанию составили 1 950 500 рублей, издержки равны 1 545 400 рублей. Прибыль в этом случае будет
405 100 рублей, а рентабельность — 26%.
Высокий уровень показателей прибыли не отражает реальной картины и не всегда означает, что бизнес успешен. Эффективность работы проекта можно оценить с помощью рентабельности. Обычно такие расчеты проводятся, чтобы:
спланировать дальнейший план развития;
спрогнозировать показатель доходов;
грамотно сформировать цены на свои товары и услуги, чтобы не работать в минус;
сопоставить перспективность вложений в запуск нового направления бизнеса, выпуск новой продукции или инвестиций;
оценить эффективность работы разных подразделений фирмы.
В целом эффективность работы фирмы можно оценить по формуле:
Чистая прибыль и себестоимость при расчете общей рентабельности определяется по формулам:
Расчет производится на основе показателей компании в целом, то есть выручка по всем товарам, услугам, а также расходы по всем отделам и подразделениям.
Разберем на примере.
ИП открыл пункт выдачи заказов для маркетплейсов. Первоначальные (единовременные) затраты и текущие (постоянные за год) составили:
Наименование издержек | Сумма (руб.) |
Ремонт помещения | 69 800 |
Мебель: стойка администратора, примерочные кабинки, стеллажи для товара | 45 600 |
Брендирование: вывеска, униформа для сотрудников, реклама | 75 400 |
Оборудование: компьютер, камеры наблюдения, онлайн-касса, сканер QR-кодов и другое | 116 700 |
Аренда | 551 200 |
Зарплата администраторов | 518 900 |
Прочие расходы: интернет, коммунальные платежи, обслуживание расчетного счета, программное обеспечение и прочее | 36 090 |
Итого | 1 413 690 |
Выручка за год работы составила 1 813 600 рублей.
Определим сначала чистую прибыль. Она составит за год:
399 910 рублей = 1 813 600 - 1 413 690Теперь рассчитаем общую рентабельность. В нашем примере она будет:
28% = (399 910 / 1 413 690) х 100
Этот расчет простой и показывает номинальный уровень рентабельности, но не отражает реальные показатели. Он не подходит для глубокого анализа. Например, если нужно узнать эффективность одного вида вложений, выпуска определенного наименования продукции и тем более, когда нужна поправка на инфляцию.
Обычно формула общей рентабельности используется для предварительного анализа. Например, когда из большого числа проектов, которые выглядят на первый взгляд одинаково перспективно, нужно отсеять несколько.
Рентабельность можно определить для каждого вида экономических ресурсов. Как правило, расчет проводят по следующим основным направлениям:
Разберем подробнее.
К ним относятся все производственные объекты, которыми может распоряжаться компания. Это не только склады, цеха, оборудование, транспорт, но также:
базы данных,
ПО,
товарный знак,
вложения в ценные бумаги,
Формула для расчета:
Рентабельность активов можно определить в целом по бизнесу. Для этого в расчет включается их средняя стоимость, которая равна сумме активов на начало и конец года или расчетного периода деленной пополам.
💼 Пример
Активы
компании составили на начало года 789 600 рублей, на конец года — 129 400
рублей. Значит, их средняя стоимость будет равна:
1 041 950 рублей = (789 600 + 1 294 300) / 2
Если рассчитывать рентабельность отдельного актива, то можно выяснить, какой из них более прибыльный.
Например, у компании есть складское помещение и павильон в торговом комплексе, которые компания сдает в аренду. При сравнении рентабельности можно определить, какое помещение приносит больше денег.
При этом в формулу для расчета включается стоимость не всех, а каждого актива в отдельности.
Рентабельность инвестиций или капитала показывает, насколько эффективны вложения. Ее целесообразно рассчитывать отдельно для каждого вида вкладов.
Например, есть два варианта вложений на выбор:
Выпуск нового вида продукции. Для этого необходима покупка оборудования, реклама, аренда дополнительного производственного помещения, обучение персонала новой технологии производства и прочие затраты в сумме 956 900 рублей. Планируемая прибыль от продаж нового продукта — 219 000 рублей.
Вложения в ценные бумаги с планируемой доходностью 17,5% в год.
Чтобы сравнить прибыльность, рассчитаем рентабельность собственного капитала, вложенного в новое производство. Она составит:
23% = (219 000 / 956 900) х 100
Соответственно, производство нового вида продукции будет рентабельнее для бизнесмена, чем вложения в ценные бумаги.
Расчет рентабельности продукции позволяет сравнить, какую долю прибыли принесет выпуск определенного вида товара или услуги. Это поможет принять решение на производство какого вида продукции эффективнее вложить средства.
Эффективность работы штата рассчитывается обычно, если есть вложения в обучение персонала и нужно сопоставить отдачу от него. А также когда необходимо оценить работу определенного отдела или сотрудника.
Например, для оптимизации расходов на оплату труда руководством было принято решение сократить численность отдела сбыта. При этом планируется увеличить премиальную составляющую зарплаты сотрудников в зависимости от выполнения плана продаж.
Чтобы оценить эффективность кадровых изменений, рассчитаем рентабельность по следующим показателям:
Показатель | До кадровых изменений (рублей в год) | После сокращения штата и повышения стимулирующих выплат (рублей в год) |
Расходы на оплату труда персонала | 3 819 400 | 7 136 500 |
Прибыль | 11 180 100 | 17 130 800 |
Рентабельность | 34% = (2 180 100 / 5 819 400) х 100 | 42% = (7 136 500 / 17 130 800) х 100 |
Исходя из расчетов, можно сделать вывод, что после кадровых изменений рентабельность выросла.
Рентабельность продаж показывает реальную долю прибыли на каждый рубль выручки. И определяется так:
Указанные выше формулы достаточно простые, однако они не учитывают инфляцию, уровень риска при запуске стартапа и другие показатели, которые могут значительно влиять на реальную рентабельность.
Поэтому для точного расчета можно провести корректировку. Формула такая:
Реальная рентабельность = (1 + номинальная рентабельность) / (1 + инфляция*) - 1.
*Вместо процента инфляции в формулу можно подставлять другой показатель, который влияет на рентабельность:
процент риска при инвестициях,
обесценивание активов,
снижение спроса.
Разберем на примере. Предприниматель вложил в открытие пекарни 7 690 500 рублей. За год прибыль составила 2 110 850 рублей. Рассчитаем для начала номинальную рентабельность первоначальных вложений. Она равна:
27% = (2 110 850 / 7 690 000) х 100
Теперь определим реальный показатель рентабельности с учетом инфляции. За год инфляция составила 7,6%. Соответственно, реальная рентабельность будет:
18% = (1 + 27%) / (1 + 7,6%) – 1
Для стартапов, кроме уровня инфляции, можно включать в расчет ставку риска. В среднем для РФ показатель риска для нового бизнеса составляет 20%.
Другое название — точка безубыточности. Это минимальный размер выручки, который полностью покрывает расходы. В этой точке бизнес не приносит доход, но в то же время не работает в убыток.
Для расчета порога рентабельности обычно используется следующая формула:
Если показатель рентабельности равен единице, то компания как раз находится на пороге рентабельности. Показатель меньше единицы — работает в убыток, больше единицы — уже означает доходность.
Не всегда налоговый учет отражает реальные данные прибыли и затрат. К примеру, в при определении налоговой базы в нее включаются затраты, только если они документально подтверждены и есть в перечне расходов, утвержденном НК РФ.
А на некоторых налоговых системах: УСН «Доходы», патент или НПД, издержки при определении налогооблагаемого дохода и вовсе не учитываются.
Поэтому брать суммы из деклараций или налоговых отчетов не всегда целесообразно.Для более точного расчета необходимо отдельно вести финансовый учет реального состава и величины доходов и расходов.
Если деятельность еще не ведется и фактических данных для расчетов нет, можно вычислить уровень рентабельности исходя из плановых показателей или средних по схожим отраслям.
Условно рентабельность классифицируется следующим образом:
Повторим, это достаточно условные значения, и показатель рентабельности может отличаться в зависимости от сферы бизнеса, сезонности, конкуренции и других факторов.
Чтобы повысить рентабельность, необходимо оптимизировать бизнес-процессы компании: повысить выручку и снизить затраты. Основные направления для этого:
Производство. Возможно, стоит модернизировать оборудование, чтобы сократить затраты материалов на изготовление, пересмотреть технологию, найти новых поставщиков материалов по более низким ценам.
Маркетинг и сбыт. Чтобы поднять рентабельность продаж, нужно проанализировать, как можно поднять средний чек: за счет новых стратегий в рекламе, новой упаковки, сервисного обслуживания после продажи.
Также стоит учесть, что все больше компаний уходят в онлайн. Если специфика продукции позволяет, то, возможно, выгоднее будет продавать ее не в собственном магазине, а через сайт или маркетплейсы.Персонал. Сейчас достаточно большой объем рутинной работы можно автоматизировать с помощью современных технологий. Например, ответы на стандартные вопросы клиентов может отправлять чат-бот. Также сервисы автоматически могут формировать заказы, информировать покупателей о сборке, доставке. Также для увеличения рентабельности можно пересмотреть политику оплаты труда, например, ввести систему премирования и бонусов для сотрудников, выполняющих KPI.
Ассортимент. Если бизнес сезонный и в течение года спрос резко меняется, возможно, в период «не сезона» стоит перейти на производство или перепродажу другой продукции.
Автор: Юлия Пак, бухгалтер, налоговый консультант