Открыть бизнес
Что такое бирюзовая компания
Бизнес-словарь

Что такое бирюзовая компания

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Бирюзовая компания — это компания, где стиль управления подразумевает доверие, самоорганизацию, гибкость и распределение ответственности.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Понятие «бирюзовая компания», или «бирюзовая организация» используется в контексте управления и организационной культуры.

Бирюзовые компании стремятся создать рабочую среду, где каждый сотрудник может быть автономным, имеет четкие цели и чувствует себя ответственным за результаты своей работы.

Такой подход к управлению отличается от традиционных иерархических моделей, где власть и контроль сконцентрированы у руководства. В бирюзовых компаниях ценятся:

  • сотрудничество,

  • обмен знаниями,

  • принятие решений на более низких уровнях иерархии,

  • уважение к каждому члену команды.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к более 1000 идеям для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить доступ на 14 дней

Определение и идея бирюзовой компании были представлены в книге «Открывая организации будущего» французского писателя Фредерика Лалу, который описал эту концепцию, опираясь на пример реальных компаний, стремящихся создать более гибкую, вдохновляющую и продуктивную среду работы.

Фредерик Лалу предложил модель типизации организаций на основе цветового кодирования, представляющую различные уровни организационной зрелости и подходов к управлению.

Он выделил несколько типов, каждый из которых характеризуется определенными принципами управления:

  1. Красные организации. Это тип, где власть сосредоточена в руках небольшой группы людей, часто во главе с одним лидером. Решения принимаются вертикально, с использованием авторитета, строгого контроля и дисциплины.

  2. Оранжевые организации. Характеризуются более рациональным и результативным подходом к управлению. Основной акцент делается на достижении целей, инновациях, конкуренции и росте.

  3. Зеленые организации. В таких организациях внимание уделяется созданию гармоничной рабочей среды, где важны отношения, сотрудничество, забота о сотрудниках и окружающей среде.

  4. Синие организации. Ориентированы на системность и структурированные процессы, соблюдение правил и процедур для достижения стабильности и надежности.

  5. Бирюзовые организации. Этот тип фокусируется на ценностях, саморазвитии и самоорганизации. Здесь управление идет от центра к окружению, поддерживая гибкость, автономию, равенство и целеустремленность каждого участника.

Источник blog.iteam.ru

Дон Бек и Крис Кован на основе концепции Фредерика Лалу разработали теорию о спиральной динамике, где тоже есть градация уровней организационного развития по цветам. Бирюзовые компании определяются как достигшие наивысшего развития.

Бирюзовая компания считается самой прогрессивной с точки зрения развития. Она стремится к гибкому, адаптивному и вдохновляющему окружению, эффективности и инновациям.

Внедрение принципов бирюзовой компании возможно по следующему алгоритму:

  1. Понимание и обсуждение. Предприниматель может познакомить сотрудников с концепцией бирюзовой организации, провести презентацию или тренинг, чтобы поделиться идеями и ценностями этого подхода.

  2. Установление целей и ценностей. Необходимо сформулировать ясные ценности и цели бизнеса, основанные на принципах бирюзовой компании. Это может быть уважение к каждому сотруднику, поддержка саморазвития, доверие, сотрудничество.

  3. Автономия и ответственность. Важно поощрять автономию сотрудников и развивать их ответственность за принимаемые решения и результаты, давать возможность людям самостоятельно определять свой рабочий процесс и методы достижения целей.

  4. Обеспечение открытости и доверия. Один из основополагающих принципов бирюзовой компании — создание атмосферы открытости, где сотрудники могут свободно выражать свои мысли и идеи, делиться опытом и предлагать улучшения.

  5. Изменение структуры управления. Можно постепенно пересматривать структуру компании, добавлять больше гибкости и автономии отделам, командам, поэтапно внедрять инструменты самоорганизации и саморегулирования.

  6. Обратная связь и улучшение. Необходимо систематически собирать обратную связь от сотрудников о том, какие аспекты работы улучшились, что может быть изменено.

Внедрение принципов бирюзовой компании — это длительный процесс изменений в корпоративной культуре. Но можно начать с малого, постепенно внедряя изменения и учитывая обратную связь сотрудников.

📗 Словарь для предпринимателей

Говорите с деловыми партнерами и подрядчиками на одном языке — с помощью Бизнес-словаря

Выяснить значение терминов

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии