Как анализировать конкурентов и отличаться от них
Статья

Как анализировать конкурентов и отличаться от них

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Высокий спрос на товары и услуги говорит о том, что они востребованы на рынке. Но чтобы обойти конкурентов и получать прибыль, бизнесу нужно сделать клиентам такое предложение, какого нет у других. С целью выделиться на фоне тех, кто продает похожие товары или услуги, и проводят анализ конкурентов

Содержание

Что значит отстройка от конкурентов
Цели отстройки от конкурентов
Анализ конкурентов
Способы отстройки от конкурентов
Эффективное расставание с конкурентами
Примеры отстройки


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите материалы по старту и развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Что значит отстройка от конкурентов

Процесс отстройки компании или продукта состоит из двух основных этапов:

  1. Найти преимуществах, которых нет у других. Здесь нужно провести анализ конкурентов и выявить то, что они не могут предложить.

  2. Определить подходящие способы отстройки и применить их.

Важно найти и акцентировать при продвижении именно те отличия, которые будут интересны клиентам. Очевидно, нет смысла обращать внимание потенциальных покупателей на явные недостатки продукта, хотя они и могут быть свойственны только ему.

💼 Пример
Необычный логотип, экстравагантная реклама или кричащая вывеска обратят внимание на продукт, но необязательно приведут покупателей. А вот акцент на бесплатном сервисе и расширенной гарантии может сыграть решающую роль в привлечении клиентов.

Цели отстройки от конкурентов

Бизнесу с его продукцией важно отличаться от конкурентов в восприятии клиентов, чтобы формировать и наращивать свою клиентскую базу. Продать безликий товар сложнее, чем тот, который по своим характеристикам и функционалу заметно выделяется.

Отстройка позволяет бизнесу не боятся конкуренции, занять определенную нишу и успешно развиваться в ней. Со временем, когда компанию и ее продукты станут повсеместно узнавать, можно будет экономить на рекламе.

Достичь этих целей получится, если регулярно анализировать то, как ведут себя конкуренты: по каким каналам привлекают клиентов, какие маркетинговые инструменты применяют, что публикуют на своих сайтах.

Telegram Деловой среды

Анонсы мероприятий и работающие советы — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Анализ конкурентов

Подбирать и использовать способы отстройки целесообразно только после сравнения компании и ее продуктов с конкурентами и их предложениями.

📌 Совет
Прежде чем собирать информацию о конкурентах, стоит выделить ключевые направления для оценки. Это позволит не запутаться в анализируемых данных, получить ясные выводы, а на их основании предпринять нужные шаги для отстройки.

Конкурентный анализ может помочь:

  • определить главные преимущества продукта;

  • выявить недостатки продукта в сравнении с продуктами-конкурентами;

  • утвердить ценовую и товарную политику;

  • прогнозировать продажи;

  • разработать маркетинговую стратегию;

  • запустить эффективную рекламную кампанию.

Методы анализа конкурентов

Провести анализ конкурентов, их товаров или услуг можно с помощью следующих инструментов:

  • SWOT-анализ,

  • 5 сил Портера,

  • PEST,

  • SPACE.

SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:

  • S — strengths, или сильные стороны;

  • W — weakness, или слабые места;

  • O — opportunities, или возможности;

  • T — threats, или угрозы.

Метод является инструментом для оценки бизнеса и помогает выявить допущенные ошибки и риски, определяет способы их устранения. SWOT используют для отстройки от конкурентов и планирования рекламных кампаний.

Суть SWOT-анализа в сборе данных по четырем названным признакам и определение стратегии развития бизнеса с учетом их анализа.

Метод 5 сил Портера заключается в исследовании рынка по пяти ключевым направлениям:

  • текущие конкуренты;

  • поставщики;

  • покупатели;

  • товары и их заменители;

  • новые конкуренты.

Метод анализа помогает оценить перспективы развития бизнеса на 5–10 лет. Его используют, если планируют запускать новый продукт или услуги. Метод подходит и для владельцев стартапов, поскольку дает возможность оценить риски.

Применяя данный инструмент, необходимо:

  1. Выполнить анализ текущих конкурентов, стараясь предусмотреть, насколько они будут развиваться параллельно с вами.

  2. Предусмотреть запросы и желания покупателей в долгосрочной перспективе.

  3. Оценить риски работы с поставщиками. Например, поставщик может стать монополистом либо продавать продукцию напрямую конечному потребителю, открыв сеть собственных магазинов.

  4. Просчитать риски появления товаров-заменителей, которые могут вытеснить ваш продукт с рынка.

  5. Продумать возможность появления потенциальных конкурентов. Здесь прогнозируют их влияние на спрос, какой будет прибыль.

PEST — метод для анализа внешней среды. Его часто используются для оценки тенденций отрасли. Полученные результаты можно применять для выявления угроз. Анализ PEST используется при долгосрочном стратегическом планировании. Как правило, его составляют на 3–5 лет вперед, данные ежегодно обновляют.

SPACE определяет преимущества и недостатки компании на конкретном рынке. Метода заключается в оценке положения компании в четырех измерениях:

  • ES — стабильность внешней среды;

  • IA — привлекательность отрасли;

  • CA — конкурентные преимущества;

  • FS — финансовый потенциал.

Каждый параметр оценивают для компании по 10-бальной шкале. Затем сравнивают фактические и нормативные данные, после чего проводят статистический анализ и оценивают положение компании.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Для компаний, которые привлекают клиентов исключительно по интернет-каналам, важны методы, которые используют в интернет-маркетинге для оценки присутствия конкурентов в сети и их активностей.

Так, прежде чем продвигать товар или услугу в интернете, оценивают, как это делают конкуренты:

  • отмечают, используют ли они сайт и какой;

  • какие активности проводят на сайте — делают баннеры с акциями, устраивают конкурсы, собирают отзывы клиентов через специальную форму;

  • занимаются ли продвижением сайта в поисковых системах;

  • есть ли у компаний-конкурентов страницы в соцсетях, как они оформлены и чем наполнены;

  • запускают ли конкуренты спецпроекты с партнерами, чтобы привлечь новую аудиторию.   

Этапы проведения анализа

Используя тот или иной метод, будь то мониторинг рынка или анализ сайтов конкурентов, желательно придерживаться алгоритма:

  1. Зафиксировать заметные проблемы и сформулировать цели анализа. 

  2. Создать перечень конкурентов, их продуктов и ресурсов, портреты их аудиторий.

  3. Подготовить технические средства для сбора информации.

  4. Найти возможности для систематизации данных.

  5. Обработать полученную информацию, выявить тенденции и закономерности.

  6. Составить подробный отчет о проделанном анализе. 

❗️ Внимание
Выбор способов отстройки от конкурентов должен быть обоснован, для чего и проводится анализ. Важно соотнести полученные данные с целями компании.

Способы отстройки от конкурентов

После проведения конкурентного анализа нужно выбрать оптимальный метод отстройки. При выборе стоит учитывать специфику бизнеса и реально оценивать свои возможности.

Возможные способы отстройки от конкурентов:

  • выбор узкой специализации,

  • сужение целевой аудитории,

  • отстройка по стоимости,

  • по сервису,

  • от тренда,

  • позиционирование по атрибуту,

  • ассортименту.

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Выбор узкой специализации

Если большинство ваших конкурентов выбирают широкую универсальную нишу, например продают женскую и детскую одежду, то вы можете отличиться сужением ассортимента. Скажем, продавать только одежду для кормящих женщин или для новорожденных детей.

Стратегия позволит занять определенную нишу, а женщины будут выбирать ваш магазин или чаще покупать на вашем сайте, поскольку там ассортимент гораздо больше, чем в обычных магазинах с женской одеждой.

Сужение целевой аудитории

Можно сделать упор на определенную группу клиентов. Это работает по тому же принципу, что и сужение специализации, иногда идет в паре с ней за счет привлечения заинтересованных в конкретном продукте людей.

Например, конкуренты учат всех желающих игре на флейте. Можно создать и предлагать обучающую методику, которая предназначена только для детей определенного возраста. Соответственно, услуга будет востребована среди узкой аудитории, но это отличие выделит вас на фоне других стандартных учителей музыки. По аналогичному пути идут коучи для предпринимателей, инструкторы по йоге для беременных женщин.

Отстройка по стоимости

Один из самых популярных вариантов, когда компания расширяет рынок, продавая продукты по стоимости заметно ниже, чем у конкурентов. Если это краткосрочная стратегия, стоимость со временем становится рыночной.

Если ставка всегда делается на низкую цену на товары или услуги, это не должно быть в ущерб. Такой подход привлечет определенный сегмент клиентов.

К отстройке по стоимости прибегают и компании, работающие в премиум-сегменте. Привлечь клиентов, которые готовы платить за продукты значительно больше, трудно. Однако и конкуренция будет ниже.

Метод считается востребованным, но не самым эффективным.

Отстройка по сервису

Качество предоставляемых услуг и количество дополнительных, которые вы можете предложить клиенту, — явное преимущество перед конкурентами. За счет улучшения сервиса со временем можно повышать стоимость основного продукта, хотя его качество будет оставаться неизменным.

О новых доступных услугах важно сразу сообщать клиентам, рассказывать тем, кому они могут быть нужны и полезны, в персональной рассылке, размещать актуальную информацию на сайте компании.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб предпринимателей и получите поддержку бизнес-сообщества

Попробовать бесплатно на 14 дней

Отстройка от тренда

Любая ниша подразумевает стандарты, которых придерживается большинство компаний. Обычно это реклама и работа с потребителем, которые осуществляют общепринятыми способами. Отстроиться от тренда — это идти вразрез со стандартами и выделяться всеми доступными методами. Способ срабатывает, но есть опасность скатиться в довольно неудачный маркетинг.

Позиционирование по атрибутике

Достаточно сложный способ позиционирования, который подходит для устоявшихся рынков. Принцип работает так: сначала выбирают определенный признак, с которым покупатели хотят ассоциироваться, и начинают продвигать эту идею.

Позиционирование по ассортименту

Главное преимущество — в разнообразии. Компания либо предлагает большой выбор разноплановых товаров, либо имеет широкие возможности для подбора какого-либо продукта под нужды покупателей.

💼 Пример
В мебельных магазинах, которые сотрудничают с фабриками, можно заказать стандартную мебель и к ней подходящие по стилю и цвету предметы по индивидуальному заказу.

Эффективное расставание с конкурентами

Можно делать акцент на определенных ценностях в ведении бизнеса, чтобы эффективно расстаться с конкурентами:

  • привлекательная стоимость продукта,

  • удобство в пользовании продуктами компании,

  • налаживание доверительных отношений с клиентами,

  • социальная ответственность бизнеса.

Привлекательная стоимость. При полном совпадении ваших предложений с предложениями конкурентов можно выиграть за счет снижения стоимости. Однако эту стратегию нужно тщательно просчитать и убедиться, что это выгодно и качество продукта не пострадает.

Удобство. Одним из мощных двигателей рынка считается клиентский сервис. Покупателя не уже удивить низкой ценой и скидками. Нужно позаботиться, чтобы продукт было просто получить, легко использовать и починить, если сломается.

Доверие. Важно, чтобы клиенты доверяли. Разрешите им оставлять отзывы на сайте, опубликуйте историю развития бренда, своевременно реагируйте на недовольство аудитории. Если нужно, приносите извинения — сдержанно, без иронии.

Социальная ответственность. Сюда входят забота компании об экологии, ее участие в благотворительных акциях и социальных проектах — то, что считается ценным для общества.

Примеры отстройки

Рассмотрим, какими способами отстраиваются от конкурентов известные компании.

Пример отстройки по атрибутам. Большинство клиентов ассоциируют бренды с конкретными признаками. Так, автомобили Ferrari вызывают мысли о скорости, а мотоциклы Harley-Davidson по умолчанию считаются американской мечтой, уступая при этом по качеству другим мотоциклам.

Пример отстройки по сервису. Способ заключается в создании максимально комфортного обслуживания для клиентов, которого пока нет на рынке. Так, у банка Тинькофф нет физических офисов, однако клиентам доступен широкий перечень услуг. Они могут заказать банковскую карту, и ее привезут, куда удобно клиенту. Обслуживание ведется в формате онлайн. Подход сделал банк популярным.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес без визита в налоговую и пошлины — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии