Как устроен механизм формирования цены на товар
Статья

Как устроен механизм формирования цены на товар

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Предприятия используют разные рыночные стратегии ценообразования. Рассказываем, какие они бывают, как выбрать подходящую и какие факторы влияют на финальную стоимость товара

Содержание

Структура стоимости товаров
Виды наценок
Как правильно устанавливать наценки
Востребованные стратегии ценообразования
Принципы работы со стоимостью
10 ошибок при ценообразовании


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите знания по старту и развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Структура стоимости товаров

Структура цены товара состоит из следующих компонентов:

  1. Полной себестоимости продукта. Учитывают расходы на материалы, разработку дизайна, транспортировку готовых изделий, аудит, рекламу, амортизацию оборудования, административные издержки.

  2. Нормы прибыли. Уровень дохода рассчитывается для стабильной работы предприятий, развития новых подразделений, направлений, рынков сбыта.

  3. Наценки компаний-посредников. Надбавки устанавливают дилеры, ритейлеры, предприятия-партнеры за перевозку, комплектацию, упаковку изделий.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Понятие себестоимости

В расчетах себестоимости товаров учитывают следующие затраты:

  • прямые — на производствах расходы состоят из издержек на приобретение сырья, оплату работы сотрудников; в ритейле оценивают вложения на покупку товаров;

  • косвенные — складываются из общих расходов компании — на обслуживание техники, работу с кадрами; понятие не включает расходы на производственных площадках и в торговых залах, складских пространствах.

Косвенные затраты делят на подвиды.

Условно-постоянные. Состоят из обязательных расходов предприятия. В перечне затраты на амортизацию оборудования, оплату работы административных кадров, начисления на аренду торговых площадей. Вид расходов в компаниях последовательно оптимизируют для уменьшения себестоимости изделий.

Частично-переменные. Увеличиваются пропорционально росту производства либо при расширении масштаба реализации товаров. В расходы включают отчисления на аренду складов, организацию грузоперевозок, оплату за вспомогательные операции.

Формула полной себестоимости включает затраты на закупку или изготовление и реализацию продукции.

Для магазинов вложения в организацию продаж содержат:

  • зарплату кассиров, продавцов-консультантов;

  • плату за аренду площади торгового отдела;

  • коммунальные платежи — электричество, водоснабжение;

  • установку торгового оборудования;

  • монтаж терминалов оплаты;

  • разработку дизайна вывески;

  • ремонт помещений.

В себестоимость реализованных товаров дополнительно включают расходы на логистику, амортизационные затраты, страховые и налоговые отчисления за сотрудников, вложения в эффективные продажи, рекламные кампании.

Виды наценок

Наценкой является часть цены продукта. Показатель можно определить в денежном эквиваленте либо в процентах. Рассчитанная сумма позволяет компании получать доход и покрывать расходы на реализацию.

Уровень наценок различается для разных отраслей:

  • одежда — от 40%;

  • косметические средства — 25–75%;

  • бытовые принадлежности, кухонная утварь — 25–65%;

  • автозапчасти, аксессуары для машин — 30–55%. 

Есть разные виды наценок.

Базовая. Сумма от реализации единицы продукции. Наценка обеспечивает доходность предприятия.

Дополнительная. Приводит к изменениям базовой цены в связи с расширением требований потребителей. Наценку прибавляют к стоимости за увеличенный гарантийный срок, доставку, помощь в сборке, настройке техники.

Посредническая. Рассчитывается ритейлерами, дилерами для получения дохода за вклад в реализацию товаров.

В России есть социально-значимые группы товаров, размеры наценок на которые регулируются государством. В списке:

  • фармпрепараты,

  • детское питание,

  • изделия медицинского назначения,

  • продукты и блюда в школьных столовых.

Не допускается наценка больше 30% на продукцию первой необходимости:

  • хлебобулочные изделия,

  • молочные продукты,

  • мясо,

  • сахар,

  • масло,

  • вермишель,

  • картофель,

  • рис, пшено, гречневую крупу и другие товары категории.

Для поддержки прибыльности и платежеспособности в компании регулярно анализируют параметры финансового баланса. В расчетах учитывают изменения валовой прибыли, уровня экономической прочности, рентабельности продаж, переменных и регулярных вложений.

Как правильно устанавливать наценки

Устанавливая наценку, производитель должен определить:

  • пороговую стоимость,

  • состояние рынка сбыта,

  • себестоимость продукции,

  • преимущества и отличительные характеристики товара.

Правила расчета наценок на разные виды продукции:

  1. Первая категория. Наиболее рентабельные и востребованные товары среди покупателей. Наценка устанавливается с учетом среднерыночных показателей.

  2. Вторая категория. Относится к низкой ценовой категории. Поддерживает стабильный товарооборот, привлекает новых клиентов.

  3. Третья категория. Объединяет дорогие вещи. В магазине данные товары используют для оформления витрин, залов. Доходность от категории товаров средняя.

Закрытый клуб

Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите знания по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Востребованные стратегии ценообразования

На формирование стратегий и размер итоговой цены продукции влияют:

  • стоимость товара от поставщика;

  • услуги доставки;

  • операционные расходы на обслуживание торговых залов;

  • способ реализации;

  • сезонные изменения, обусловленные повышенным спросом на товар;

  • ценовая политика предприятий-конкурентов.

Выделяют следующие популярные стратегии ценообразования.

Сезонная стратегия. Отличается непродолжительными сроками реализации, высоким потребительским спросом. Перед новогодними праздниками, в начале учебного года повышаются объемы продаж некоторых изделий: елочных игрушек, школьной формы, канцелярии, предметов декора. Многие компании-посредники увеличивают наценку в ограниченные периоды.

При расчете сезонной стоимости учитывают цены поставщика, число фирм-конкурентов, возможные колебания спроса. Неправильные расчеты приводят к финансовым потерям. Чрезмерный объем товаров превышает потребности покупателей.

По способу реализации товара. Стратегия ценообразования учитывает форматы магазинов. Наиболее затратной является офлайн-торговля, которая требует вложений в аренду площадей (складских, административных, торговых), доставку продукции до отдела, зарплату продавцов. На онлайн-площадках в стоимость не включают доставку, плату за амортизацию оборудования.

Для увеличения объема продаж необходимы вложения в качественный сервис: разработку сайта, настройку системы платежей, оперативную обработку заявок.

По месторасположению. Локация влияет на поток покупателей и количество точек рядом со сходным ассортиментом. При отсутствии прямых конкурентов в сфере торговли можно поднять цены выше среднерыночных.

При развитии торговой сети административные расходы снижаются, спрос повышается. Впоследствии появляется возможность варьировать стоимость. Повышать посещаемость магазинов можно, торгуя в том числе редкими товарами.

Выход на рынок с заниженными ценами. Стратегия привлечения покупателей вводится в розничных отделах на ограниченное время. Впоследствии при развитии сети магазинов цены корректируют до исходных, покрывающих затраты.

Политика ценообразования позволяет получить признание покупателей. Товарооборот ритейлеров повышается в краткосрочный период. Метод используют крупные холдинги. Впоследствии компании могут повышать цены.

Постепенное снижение цен. Стратегию используют для управления потребительским спросом, расширения базы клиентов. Метод востребован при реализации инновационных технологий, новых компьютерных программ, мобильных приложений, лекарственных средств.

При появлении разработок от конкурентов цены поэтапно снижают. С помощью повышенной прибыли производитель окупает инвестиции в разработку, выпуск и презентацию инновационных изделий на рынке.

Динамическое ценообразование. Метод предусматривает варьирование стоимости товаров в зависимости от статуса адресатов, времени и условий продаж. Некоторые изготовители реализуют товары в утреннее и вечернее время по сниженной стоимости.

Задача стратегии — повысить прибыль компании, расширить поток покупателей. Потребуется регулярное тестирование метода, внесение изменений в политику ценообразования.

Лидерство в издержках. Стратегия предусматривает получение высоких доходов при снижении себестоимости продукта. Компании уменьшают вложения на организацию бизнеса, доставку, оформление заявок покупателей.

Позиция низких затрат обеспечивает конкурентное преимущество компании. Стратегия позволяет снизить влияние поставщиков на розничные цены. Ее применяют при продаже товаров крупные ритейлеры.

Премиум-сегмент. Стратегическое решение используют при выводе на рынок нового технологичного продукта. Компании устанавливают высокие цены на товары с обновленным функционалом, эстетичным дизайном, из экологичных материалов. Продукцию позиционируют в маркетинговых кампаниях как предложение уровня премиум.

Психологическое ценообразование. Стратегия основана на побуждении клиентов эмоционально реагировать при покупке. Посетители часто выбирают в торговых отделах продукцию со стоимостью по сезонным акциям, на распродажах. Стратегия увеличивает поток посетителей, повышает прибыль компании.

Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб предпринимателей и получите поддержку бизнес-сообщества

Попробовать бесплатно на 14 дней

Промо-кампания. Востребованная в ритейле стратегия ценообразования. Продукт предоставляют с высокой скидкой на непродолжительное время. Техника продвижения применяется при большом потоке потребителей.

Стратегию используют в интернет-магазинах. На площадках организуют распродажи, предлагают купоны, скидки на последующие покупки. Акции по снижению цены для пользователей ограничены по времени. Стратегия позволяет получить высокую прибыль за небольшой период.

Ценовой бандлинг. Продажа товаров по единой сниженной стоимости в комплекте, участие в акции двух поставщиков. В набор включают несколько сочетаемых по назначению продуктов, аксессуаров, устройств. Стратегию применяют для увеличения товарооборота, реализации остатков на складах, проведения партнерских программ.

Принципы работы со стоимостью

Распространенные принципы работы с ценой:

  1. Политику ценообразования выбирают с учетом стратегии развития предприятия. Поэтому учитывают категорию продукции (стандарт, бизнес-уровень). Принятие тактических решений без учета бизнес-цели чревато снижением прибыли предприятий.

  2. На определение стоимости влияют конкурентные преимущества товаров. Компания может позиционировать продукцию как качественную, долговечную. Наценки вводят за хороший сервис, гарантию.

  3. Рыночная стоимость товара влияет на показатели конверсии, LTV и CAC.

  4. В ценообразовании необходимо учитывать сегментацию клиентов. Восприятие стоимости различается у разной аудитории. Поэтому цены должны быть равновесными, не снижающими доход по некоторым платежеспособным сегментам. В B2B тарифные предложения различаются для представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

  5. Применение скидок, акций может снижать средний чек. Внедрение в программы акционных предложений необходимо грамотно рассчитывать. 

  6. На востребованные товары утверждают среднюю рыночную стоимость. На продукцию категории премиум — наценки выше.

  7. Качество, назначение продукта и контекст влияют на то, применяет ли компания скидки или нет. Для премиального товара акции менее популярны, так как высокие цены подтверждают статус.

  8. Для стабильного развития на предприятии необходимы постоянные эксперименты со стоимостью товаров. На рынке появляются новые продукты, инновационные технологии. Поэтому цены динамично подстраивают под изменения в  экономической ситуации и поведение покупателей. Программы ценообразования пересматривают ежемесячно, ежеквартально либо раз в полугодие.

10 ошибок при ценообразовании

Формируя цены на товары, бизнес нередко совершает типичные ошибки.

Ошибка 1. Не определять себестоимость товаров. Ее допускают небольшие изготовители и частные предприятия. При установлении стоимости по аналогии с конкурентными предприятиями без анализа расходов прибыль снижается, возможны последующие убытки компании.

Ошибка 2. Не учитывать затраты на рекламную кампанию. При расчетах цен в итоговую сумму требуется включать вложения в разработку стратегии продвижения торговой марки изделий.

Ошибка 3. Непродуманное снижение стоимости. Автоматическое уменьшение цен не повысит востребованности товаров. Изменения в ценовую политику вносят поэтапно.

Ошибка 4. Повышение стоимости может снизить число продаж, итоговую прибыль компании. При несоответствии установленных цен покупательскому спросу доходность организации снизится. Ценовые стратегии должны быть долгосрочными. Поправки в программы вносят с учетом позиционирования торговой сети на рынке.

Ошибка 5. Отсутствие корректировок в ценовой политике предприятия. При повышении себестоимости изменяется розничное предложение. В небольших торговых организациях потребителей заранее извещают об изменениях цен. Стоимость увеличивают при росте расходов компании, изменении экономической ситуации в стране.

Ошибка 6. Отказ от мониторинга компаний-конкурентов. Необходима регулярная проверка маркетинговых стратегий в других магазинах. При внедрении акций, бонусных программ поток покупателей растет, повышается доход предприятия.

Ошибка 7. Установление единой цены на категории товаров для клиентов с разным уровнем дохода. Для повышения спроса можно выпустить модификации продукта с дополнительной комплектацией, функциями и т.д.

Ошибка 8. Отсутствие программного обеспечения для расчетов ценообразования. Установка бухгалтерских программ на предприятии позволит своевременно определять допустимый уровень цен, корректировать и анализировать рабочие стратегии. В приложениях расчеты проводят оперативно, точно, снижая риск неточных оценок.

Ошибка 9. Необоснованное повышение стоимости на некоторые товары. По закону запрещено устанавливать стоимость выше предельно допустимой на фармацевтические препараты, хлебобулочные изделия и другие социально значимые товары. Неправомерное ценообразование может служить основанием для проверок и штрафов.

Ошибка 10. Отсутствие методологического подхода. На предприятии разрабатывают инструкции по ценообразованию. В документ вносят цели, инструменты, стратегии, тарифы и т.д. Комплекс правил содержит дополнительные параметры для оценки, частоту проверок (в месяц, полугодие), бизнес-ограничения, технические особенности расчетов, ключевые показатели фирмы.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте ИП или ООО удаленно и бесплатно — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии