Ценообразование — это процесс определения оптимальной стоимости товара или услуги для продавца и потребителя.
Грамотное ценообразование предполагает, что цена на продукт будет полностью устраивать целевого клиента и при этом сама компания получит прибыль.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноНа ценообразование влияют такие факторы, как:
Рыночный спрос. Чем востребованнее продукт — тем более высокие цены может устанавливать производитель.
Конкуренция. Если она высокая, цены должны быть такими же, как у конкурентов, не выше.
Целевая аудитория. Размер цены зависит от предпочтений, интересов, особенностей покупателей.
Поставщики и логистика. Например, если растут цены на сырье или топливо, которое используется в автомобилях для перевозки продуктов, — растут цены на сами продукты.
Экономическая ситуация в регионе.
Политика и законы. Законодательные акты, которые принимаются в стране или регионах, могут влиять на цены и себестоимость.
Инфляция. При инфляции повышается стоимость сырья, и цены на товары растут.
Производственные издержки. При формировании цены предприниматель закладывает риски, возникающие в процессе производства, чтобы покрыть и компенсировать их.
Особенности производства. Конечная цена может зависеть от характера производства: массовое, индивидуальное, большие или маленькие партии.
Специфика производственного процесса. В цену могут закладываться условия по обработке продукта, соблюдению стандартов качества и уникальности.
Доступность ресурсов. Если ресурсы редкие и дефицитные, конечные цены растут.
Ценообразование включает несколько этапов:
Определение целевой аудитории. Важно составить портрет клиента: его пол, возраст, интересы, семейное положение, образование, должность, место проживания, покупательское поведение, статус, уровень доходов, ценности и предпочтения.
Изучение конкурентов и рынка. Необходимо понять, как свое ценообразование выстраивают конкуренты и какова ситуация на рынке.
Расчет затрат и издержек. Сюда входят в том числе производственные затраты, расходы на рекламу, логистику, налоги, комиссии, аренду, зарплату персонала и другие статьи.
Определение целей. Необходимо понять, какую маржу должна получить компания от продажи каждого товара, чтобы этих денег хватало на обеспечение прибыли.
Выбор стратегии ценообразования. Например, стратегия «Затраты плюс» предполагает установление такой цены, которая покрывает затраты на производство; стратегия на основе конкуренции — установление такой же цены, как у других игроков рынка; стратегия на основе ценности продукта — установление такой цены, которую готовы платить покупатели за продукт.
В процессе ценообразования производитель товаров и услуг может управлять стоимостью своих товаров: разрабатывать акции, скидки для клиентов или повышать цену, предлагая дополнительные и сопутствующие товары.
📗 Словарь для предпринимателей