Опыт студии массажа: как в консервативной отрасли создать новый успешный продукт
Статья

Опыт студии массажа: как в консервативной отрасли создать новый успешный продукт

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Один из секретов устойчивости к кризису в сфере услуг — незацикленность только на одной нише и аудитории. В этом материале Анастасия Якушева, сооснователь Lay Back Massage, рассказала, какие подходы помогут найти и запустить новые направления работы


Платформа знаний и сервисов для бизнеса


Об Анастасии Якушевой
— Высшее образование МАИ Менеджмент Организации. Изучала менеджмент, маркетинг и рекламу.
— Первый бизнес — студию танцев Dance Paradise — основала с подругой в 2007 году, когда училась в университете. После 8 лет совместной работы решила продать долю и стать диджеем. Студия существует и сейчас.

О бизнесе
Студия массажа в Москве Lay Back Massage.
Основатели: Анастасия Якушева, Сергей Перушкин.
Студия основана в 2017 году. У компании открыто две точки — у метро Третьяковская и Беляево. В b2b-направлении студия начинала с 1-2 заказов в месяц.
Сейчас Lay Back ежемесячно обрабатывает от 10 до 15 заказов от корпоративных клиентов.
Сообщество студии «ВКонтакте».

Далеко не все ниши в сфере услуг можно назвать устойчивыми к кризисам. Если продукты компании не являются жизненно необходимыми (как, например, питание, лекарства, средства поддержания личной гигиены, транспорт, мобильная связь и др.), то спрос на них в кризис обычно падает.

Если предприниматель работает в такой нише, то один из способов сделать компанию более устойчивой к кризису — диверсифицировать направления работы и найти новые рынки и/или аудиторию. Именно так мы сделали в нашей студии массажа.

Сервис по старту бизнеса

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку онлайн

Lay Back Massage — это семейный бизнес, которая я создала вместе со своим двоюродным братом Сергеем Перушкиным. Как и другие массажные салоны, первое время мы работали только с b2c-аудиторией. Вскоре среди наших клиентов стали появляться сотрудники крупных компаний. Очень часто они подмечали, что приезжать в салон не всегда удобно, и было бы здорово, если бы массаж можно было заказать прямо в офис. Так у нас появилась идея выездного массажа для компаний.

Работа с b2b-аудиторией — это совсем другие чеки. В том числе благодаря корпоративному массажу нам удалось накопить «подушку безопасности». Она очень пригодилась во время пандемии, когда нам пришлось заморозить бизнес на два месяца. После повторного открытия в июне 2020 года мы обнаружили, что нам удалось сохранить все контакты и сотрудников, в то время как часть конкурентов закрылись, не выдержав кризиса.

Практика показывает, что недостаточно просто придумать новое направление работы. Нужно преодолеть немало сложностей и барьеров, прежде чем его можно будет запустить и развивать в правильном векторе. Для этого нужно придерживаться трех важных правил.

1. Рассматривайте свой бизнес со стороны

Классическая проблема для малого бизнеса — 100% погруженность собственников в операционную деятельность. Чтобы компания приносила стабильный доход, нужно каждый день уходить в процессы с головой. Часто бывает, что руководители освобождаются только к 8-9 вечера, когда сил и ресурса на креатив остается совсем мало. Именно так предприниматели выгорают и тормозят развитие бизнеса.

Выходов здесь только два. Первый — нанять помощника или даже генерального директора, который сможет частично разгрузить собственника. Второй путь — периодически абстрагироваться от ежедневной рутины и выделять время на брейнштормы, на которых можно взглянуть на рынок свежим взглядом, найти новые зоны и подходы для развития.

Абстрагироваться от рутины помогает концепция helicopter view — вы учитесь смотреть на свой бизнес «с высоты птичьего полета» и за счет этого видите более широкую картину.

Расскажу, как это сработало на нашем примере. Когда у нас только появилась идея выездного массажа в офис, мы сразу же решили, что ее нужно как можно быстрее обсудить.

В тот же вечер мы с Сергеем устроили брейншторм на двоих. Мы рассуждали, в чем плюсы и минусы нового направления, есть ли у нас для него ресурсы, какие сильные моменты Lay Back можем использовать для запуска, а какие слабые стороны нам нужно подтянуть.

Отдельно мы рассмотрели вопрос формата. Массаж в офис на постоянной основе — это больше история крупных компаний с большими бюджетами, а мы хотели охватить как можно более широкий рынок. Так у нас появилась идея выездного массажа на мероприятия — более универсального формата, который доступен и для малого бизнеса.

2. Быстро тестируйте гипотезы

После генерации новой идеи наступает следующий этап — внедрение в практику. И вот здесь у большинства компаний часто начинаются сложности. Даже самые прорывные решения могут откладываться в долгий ящик.

Типичная ситуация для малого бизнеса: собственник и сотрудники обсудили какую-то классную концепцию, всем все понравилось, а дальше процесс затормозился. Причин может быть множество:

  • трудности с коммуникацией и постановкой задач, 

  • страх перед переменами,

  • непонимание объемов затрачиваемых ресурсов. 

Часто предприниматели откладывают внедрение чего-то нового, так как им кажется, что это обязательно потребует больших затрат (новых сотрудников, оборудования и др).

Проблема в том, что в современном мире скорость действительно является важным конкурентным преимуществом. Можно потратить месяцы на внедрение решения, а соперники сделают это за несколько недель и успеют первыми занять новую нишу.

Вот почему важно не бояться тестировать новые гипотезы и быстро запускать их в работу. Все препятствия при желании преодолимы.

📌 Совет
Трудности с коммуникацией и менеджментом легко решить, если поставить себе и команде конкретные задачи и дедлайны. Можно подготовить Road Map (дорожную карту развития), на которой будет отображен план выхода на новый рынок и конечные сроки.

А если вы беспокоитесь о ресурсах, то подумайте, как можно протестировать новое направление без больших затрат. Очень вероятно, что и тестирование, и запуск получится сделать на тех ресурсах, которые у вас уже есть.

💼 Пример
Мы решили протестировать гипотезу сразу же после брейншторма. Все, что нам для этого понадобилось — создать на сайте страницу «Массаж на мероприятие». Тогда мы и сами не подозревали, насколько хорошо подобрали SEO-ключи: до сих пор по этому запросу в Яндексе и Google первым выходит именно сайт Lay Back. Поэтому нам не пришлось тратить деньги на рекламу: клиенты находили нас сами через поисковик или через «сарафанное радио». За счет этого мы быстро запустили новое направление на полную мощность.

Откройте свой бизнес

Вы можете открыть бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

3. Вдохновляйтесь и внедряйте best practices других компаний

После внедрения любую идею нужно постоянно развивать — иначе со временем конкуренты могут догнать и перегнать вас. Здесь малому бизнесу полезно опираться на опыт больших компаний.

Часто предпринимателям кажется, что ноу-хау гигантов — это что-то очень сложное, технологичное и слишком дорогое для применения в малом бизнесе. Хотя на самом деле секрет успеха корпораций часто связан с грамотным мышлением, эффективным менеджментом и правильной постановкой приоритетов.

Например, многих восхищает клиентоориентированность Amazon. Нет сомнений, что в этом есть вклад технологий и больших ресурсов, но ключевой момент — в мышлении и отношении к каждому клиенту. Amazon — сторонники human2human-подхода, в котором главным элементом торговой цепочки является не продукция или потребитель, а человек с его предпочтениями и индивидуальными особенностями.

Многие знают историю, как Джефф Безос на каждом заседании совета директоров ставит пустой стул, который символизирует клиента — самого важного человека в комнате. Все решения в Amazon принимаются на основе того, будет ли от них лучше конечному потребителю. В сети можно найти множество случаев, как работники колл-центра Amazon по 10-12 часов разговаривали с одним клиентом, помогали вернуть забытые вещи или сами возвращали ему деньги за плохое качество услуг.

По нашим наблюдениям, сегодня границы между b2c и b2b в какой-то степени стираются. Корпоративным клиентам точно так же важны мобильность, гибкость и умение исполнителя подстроиться под конкретную задачу. Эти качества можно развивать и без ресурсов и технологий крупных компаний.

В Lay Back нам порой приходится решать крайне нестандартные задачи, но именно это и приносит нам качественно другое отношение со стороны заказчиков.

💼 Пример
Как-то раз нас позвали на массаж в ночной клуб на afterparty IT-конференции Huffson Group. Наши массажисты работали без специального оборудования, прямо за барными стойками. Такого опыта у нас еще не было, поэтому в какой-то момент мы даже начали переживать за качество массажа. Но наши ребята отлично справились, получили хорошие отзывы и чаевые. Несколько клиентов с конференции чуть позже захотели заказать массаж к себе в офис.


Открытость к развитию, ко всему новому и к проработке слабых сторон — это то, что, на наш взгляд, и помогает находить новые рынки, аудиторию и направления. Мы считаем, что такие подходы универсальны: их может применить практически любая компания в сфере услуг. Главное — пробовать, тестировать и не бояться ошибаться.

Основные выводы

  1. Один из способов сделать компанию более устойчивой к кризису — диверсифицировать направления работы и найти новые рынки и/или аудиторию.

  2. Чтобы бизнес развивался, предпринимателям важно уметь разгружать себя от операционки и периодически смотреть на свою компанию со стороны.

  3. В современном мире скорость — это реальное конкурентное преимущество. Если проиграть по скорости внедрения соперникам, они успеют первыми занять вашу нишу. Вот почему важно не бояться тестировать новые гипотезы и быстро запускать их в работу.

  4. Чаще всего для тестирования новой гипотезы не нужно больших расходов — вы можете обойтись теми ресурсами, которые у вас уже есть.

  5. Любую идею нужно постоянно развивать. Здесь полезно смотреть и на конкурентов, и на большие компании. Очень часто секрет успеха корпораций базируется на грамотном мышлении, эффективном менеджменте и правильной постановке приоритетов.

  6. Помните, что сейчас границы между b2b и b2c постепенно стираются. Корпоративным клиентам точно так же важны human2human-подход, гибкость и умение исполнителя подстроиться под конкретную задачу. Именно эти качества дадут вам конкурентное преимущество.

Откройте свой бизнес

Вы можете открыть бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии