Онлайн-обучение сегодня популярно. Разные форматы успешно перекочевали в интернет. Среди них — мастер-классы. Рассказываем, как понять, кому они интересны, и как продвигать такие занятия в сети
Содержание
Какие особенности у мастер-классов в интернете
Какие форматы онлайн-мастер-классов бывают
Каким требованиям должны отвечать мастер-классы
Как определить целевую аудиторию мастер-класса
Как определить и подготовить площадку для мастер-класса
Как продвигать мастер-класс в интернете
Пример продвижения мастер-класса
Какие ошибки часто делают при продвижении мастер-классов
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды
Откройте бизнес через Деловую среду – бесплатно и без визита в налоговую
Подать заявку онлайнКакие особенности у мастер-классов в интернете
Мастер-классы представляют собой интерактивный метод обучения и обмен опытом, сочетают в себе формат конференции и тренинга. Такой подход позволяет отрабатывать практические навыки по разным направлениям, чтобы повысить профессиональный уровень, расширить свой кругозор и получить новые знания.
Смысл подобных занятий заключается в том, что специалист делится со слушателями сведениями, которые он эффективно использует на практике.
Техника проведения мастер-классов не ограничена единым стандартом, чаще основывается на интуиции преподавателя и восприимчивости ученика. Ведущий действует по принципу: «Сам знаю, как сделать, и научу других».
Успех мастер-классов обеспечивает двусторонний процесс, для него характерны непрерывный контакт и индивидуальный подход к любому слушателю.
Качественные мастер-классы считаются показателем зрелости специалиста и демонстрируют его высокий уровень квалификации. Во время таких мероприятий профессионал делится опытом: рабочими инструментами, техниками, личными находками.
Обычно мастер-классы проводят для малых групп. Однако по отношению к онлайн-мастер-классам это не всегда так, и размер группы во многом зависит от формата мероприятия.
Занятие, как правило, включает:
обзор текущих проблем или небольшой теоретический блок;
рассказ о приемах и способах работы;
их демонстрацию;
практическую часть, когда участники пробуют повторить то, что делал ведущий.
Возможности участников мастер-класса определяются его форматом, тематикой и программой. На занятиях участники могут:
увидеть, как работает профессионал;
изучить примеры из его практики;
получить готовые инструменты работы;
попробовать применить их;
поучаствовать в решении типовых проблем или в создании какого-либо продукта;
обсудить результаты;
задать вопросы профессионалу;
предложить собственные идеи.
От ведущего мастер-класс требует умения рассказывать о сложном просто, показывать, как выполняется работа, по ходу объяснения, заботиться, чтобы участники были максимально вовлечены в процесс. В случае с мастер-классами, которые проходят в интернете, это особенно важно.
Какие форматы онлайн-мастер-классов бывают
Мастер-классы, которые продают в интернете, могут быть разных форматов:
«Живые». Такие мероприятия не записаны заранее, а транслируются в онлайн в режиме реального времени. Требуют от ведущего серьезной подготовки, стрессоустойчивости и умения импровизировать.
Видеозаписи. Все мероприятие заранее записано и смонтировано. Участники просматривают мастер-класс в удобное время, могут останавливать и перематывать запись. Однако, в отличие от тех, кто присутствует на «живом» мастер-классе, они меньше включены в процесс. Для этого формата важно предусмотреть возможность для участников задавать вопросы и общаться с автором занятия напрямую. Иначе они будут вынуждены самостоятельно искать дополнительную информацию, если не поймут что-то из записи. Это может испортить общее впечатление от мастер-класса.
Скринкасты. Это запись видео с экрана. В большинстве случаев скринкасты используют, когда надо научить пользователей работе с сайтом либо программой.
Электронные документы. Представляют собой подборку материалов, доступных для скачивания. Содержат информацию в виде текста, схем и изображений.
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноКаким требованиям должны отвечать мастер-классы
Одно из главных преимуществ мастер-класса — возможность транслировать экспертность. Поэтому создателям и ведущим надо позаботиться не только о программе мероприятия, но и о грамотной подаче и оформлении материала.
Для мастер-класса важны:
Высокий уровень профессионализма автора. Ведущий мероприятия должен разбираться в том, о чем говорит, и уметь делиться работающими техниками.
Эксклюзивность материала. В интернете доступно много информации по самым разным запросам. Чтобы люди покупали конкретный мастер-класс, знания и опыт, которые они на нем получают, должны быть уникальными.
Актуальность знаний и навыков. В большинстве сфер происходят изменения, и материал устаревает. Одни направления подвержены этому больше других. Задача автора практических занятий — отслеживать тенденции и учитывать их при составлении программ мастер-классов.
Четкость в изложении материала. Это касается как формулировки отдельных мыслей, так и последовательности блоков. Доступность и логичность передаваемых знаний важны для участников, особенно для новичков в сфере.
Ориентированность на практику. На мастер-классы приходят в надежде получить и отработать навыки.
Эффективность. Участники по итогам мероприятия должны получить измеримый понятный результат, чтобы не сомневаться в его ценности.
Качество материалов и картинки. Если мастер-класс транслируется в онлайн, ведущего должно быть хорошо видно и слышно, что обеспечивает устойчивое интернет-соединение. В случае с заготовками видео и картинки должны быть четкими, текст без ошибок
Умение ведущего работать с аудиторией. Чтобы участники извлекли из мастер-класса максимальную пользу, они должны активно участвовать в процессе. Особенно сложно удерживать внимание людей, которые смотрят видеозапись. Но это возможно.
Как определить целевую аудиторию мастер-класса
Для определения целевой аудитории необходимо составить портрет клиента, собирательный образ человека, который мог бы купить мастер-класс. Для этого важно знать:
каковы у потенциальных клиентов возраст, средний доход, пол, семейное положение;
что влияет на их решение о покупке мастер-класса — ценность знаний, которые можно получить, удобство формата, доступная стоимость занятий;
на каких площадках в интернете чаще бывает ЦА;
какие задачи клиентов решит мастер-класс.
Изучать целевую аудиторию можно с помощью метрик, соцсетей, опросов. Основная задача — сделать продажи мастер-класса максимально эффективными. После проведения мероприятия анализ ЦА позволяет выявить недостатки в продвижении продукта и в нем самом и устранить их.
Как определить и подготовить площадку для мастер-класса
Выбор площадки подсказывают данные анализа ЦА и тематика мастер-класса. Одни знания и навыки можно передать и в текстовом формате, другие обязательно нужно сделать наглядными. В любом случае присутствие ведущего, его участие в процессе и взаимодействие со слушателями ценятся выше.
Площадкой для мастер-класса может стать:
Сайт. Запустить проект можно бесплатно с помощью готового шаблона в онлайн-конструкторе. Иногда достаточно лендинга. Если в планах привлечь трафик и масштабировать бизнес, лучше сделать многостраничный ресурс, выбрав подходящую CMS. На сайте необходимо детально рассказать о теме мастер-класса, его преимуществах. Если уже есть те, кто прошел мастер-класс, можно добавить их отзывы. Страницу в интернете удобно продвигать, на ней можно размещать актуальную информацию, напоминать о дате и времени «живого» мастер-класса, заранее собрать вопросы участников.
Канал на YouTube. Здесь удобно выкладывать видеоуроки в записи.
Страницы в соцсетях. Позволяют рекламировать мастер-класс среди пользователей, размещать дополнительный полезный контент, начать общаться с будущими участниками заранее. Если аккаунт раскрученный, продать мастер-класс будет проще. Можно организовать мероприятие в прямом эфире для определенных людей.
Специализированные платформы. Такие площадки, как Gurucan, iSpring, GetCourse, позволяют выкладывать материал в удобном формате и режиме, давать участникам задания и проверять их, собирать обратную связь через форму комментариев.
В каждом случае материалы мастер-класса готовятся заранее. Если мастер-класс не «живой», объявлять о старте продаж лучше, когда материалы уже или почти. Если он проходит в режиме реального времени, мероприятие лучше несколько раз отрепетировать, иметь под рукой все необходимое.
Как продвигать мастер-класс в интернете
Для продвижения мастер-класса можно использовать:
Партнерские программы. Подразумевают продажу и рекламу продукта посторонними площадками за оговоренную цену. Платить можно разово или за переход по ссылке, звонок. Недостаток — необходимо проверять, каким способом продвигаются товары и услуги, поскольку партнеры могут использовать способы, вызывающие у аудитории негатив.
Контекстная реклама. Объявления показываются пользователям на разных ресурсах в соответствии с их запросами и поведением в интернете. Рекламируемые товары и услуги потенциально интересны пользователям, это повышает эффективность инструмента.
Таргетированная реклама. Позволяет показывать объявления ЦА в соцсетях, приложениях и на сайтах. Перед запуском нужно определить характеристики потенциальных потребителей: возраст, пол, место проживания, интересы. С их учетом и на основе общедоступных данных подбираются пользователи для показа рекламы по заданным критериям.
Социальные сети. Позволяют постоянно контактировать с потенциальными потребителями, повышая лояльность к продукту. Можно создать группу, в которую будут входить пользователи, проявляющие интерес к мастер-классу. Такой подход позволит отвечать на комментарии, вступать в дискуссии. Это увеличит продажи мастер-класса. Продвигать его можно в дружественных, сходных по тематике сообществах или через страницы известных блогеров.
Мессенджеры. Telegram-канал подходит для мастер-классов, где информация представлена в виде файлов. На площадке можно заранее рассказать о мероприятии. Если аудитория канала, посвященного мастер-классу, небольшая, привлечь туда пользователей можно из дружественных каналов, блогеров и страницы в соцсетях.
Пример продвижения мастер-класса в Instagram*
* Запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Разберем, как продвигать мастер-класс в Instagram (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), на примере МК по вязанию. Рассказываем, что нужно сделать.
Оформить профиль. В качестве аватара можно выбрать логотип, соответствующий тематике: клубок с нитками, спицы на фоне готового свитера, — либо использовать личное фото. Название профиля должно передавать суть предложения, быть кратким и запоминающимся, скажем, @knitting, @knitting_lessons. В описании аккаунта нужно указать род деятельности, специфику предложения (например, «жаккардовые мотивы на спицах»). Лучше дать ссылку на таплинк, позволяющую связаться с продавцом через мессенджеры либо сразу перейти на сайт для покупки.
Не игнорировать сториз и хайлайтс. В последних можно закрепить важные сведения: стоимость мастер-класса, условия покупки, содержание, информацию об авторе. Важно, чтобы оформление блоков сочеталось со стилем аккаунта.
Соблюдать контент-план. Обычно аудиторию привлекают на страницу до начала продаж. Поэтому там нужно создать активность, публикуя подходящий контент. Желательно размещать по одному посту или сториз в день, утром или вечером, когда большинство пользователей просматривают информацию в интернете по пути на работу или домой. Можно сразу создать публикации на месяц вперед и воспользоваться сервисом отложенного постинга.
Выбрать подходящий вид рекламы и оплатить ее. Это поможет привлечь большее число участников.
Проводить розыгрыши, конкурсы, прямые эфиры. Это позволит подогреть интерес к мастер-классу. Участникам предварительных активностей можно подарить бесплатный доступ к мастер-классу или какую-нибудь привилегию. Например, консультацию с автором.
Какие ошибки часто делают при продвижении мастер-классов
К числу самых распространенных ошибок, какие совершают авторы и продавцы мастер-классов, относятся:
отсутствие понятно сформулированного предложения;
попытка продать неуникальный контент;
покупка рекламы в социальных сетях, которая ведет на незаполненный аккаунт;
удаление комментариев, игнорирование негативных отзывов;
показ рекламы широкой аудитории.
Если мастер-класс анонсируется на разных площадках, важно понимать, что в большинстве случаев сообщения приходится адаптировать под каждую. Состав аудитории разных ресурсов отличается, и взаимодействовать с ней нужно по-разному, выбирая тон общения, учитывая характеристики и ценности отдельных групп пользователей.
Размещение одинаковых сообщений в разных каналах может быть неэффективно.
🚀 Регистрация бизнеса через сервис Деловой среды