- Суть продажи товаров дистанционным способом
- Обязанности продавца при торговле дистанционным способом
- Какие товары не подходят для дистанционной торговли
- Возврат товара, купленного дистанционным способом
- Часто задаваемые вопросы о продаже товаров дистанционным способом
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это? Продажа товаров дистанционным способом – торговля через Интернет или любым иным путем, не предусматривающим контакта продавца и покупателя. Раньше, да и сейчас на некоторых каналах работает по такому принципу «магазин на диване».
Как осуществляется в Интернете? В Сети товары продают через сайты, маркетплейсы, социальные сети, агрегаторы объявлений. Сфера законодательно регулируется, у обеих сторон есть права и обязанности в отношении заключаемой сделки.
Из этого материала вы узнаете:
- Суть продажи товаров дистанционным способом
- Обязанности продавца при торговле дистанционным способом
- Какие товары не подходят для дистанционной торговли
- Возврат товара, купленного дистанционным способом
- Часто задаваемые вопросы о продаже товаров дистанционным способом
Суть продажи товаров дистанционным способом
Продажа товаров дистанционным способом – это сбыт продукции не только через интернет, но и любым другим образом, при котором потребитель не видит товар вживую, когда приобретает. Продажа через телевидение (магазины на диване) тоже является дистанционной.
Когда речь заходит о сбыте товара дистанционным способом, важную роль играет заключение договора купли-продажи. Дело в том, что есть продукция, которую нельзя приобрести удалённо: к примеру, алкогольные напитки, лекарственные препараты. При этом можно организовать онлайн-аптеку, но она будет выполнять роль витрины, потому что заключать договор купли-продажи в этом случае запрещено.
Для торговли дистанционным образом можно использовать:
- личный сайт, через который пользователь сможет оплатить товар;
- маркетплейсы (торговые интернет-площадки) либо сервисы с возможностью осуществления платежа;
- собственный сайт для оформления заказов, но без возможности оплаты на нём.
Можно применять несколько вариантов сразу.
Продавец, который занимается продажей товаров дистанционным способом, обязательно должен организовать его доставку и описать метод доставки и вид транспорта. Так что необходимо продумать немало моментов: каким образом будет доставляться продукция, станет ли это обязанностью работников организации или вы воспользуетесь услугами курьеров, будет ли возможность самовывоза товаров. Это всё очень важно, потому что, опираясь на бизнес-модель торговли, вы сможете с юридической стороны грамотно оформить правоотношения со всеми участниками цепочки продаж и доставки.
Обязанности продавца при торговле дистанционным способом
У продавцов, осуществляющих продажу товаров дистанционным образом, немного больше обязанностей, чем в торговле через розничные магазины. Они обязаны:
- Обеспечить доставку заказа покупателю. Для розничных точек таких требований нет. Способ доставки может быть любым, потому что главное, чтобы такая возможность была в принципе. Данное правило обозначено в третьем пункте «Правил продажи товаров дистанционным способом». При этом покупатель может забрать заказ через пункт выдачи либо на складе интернет-магазина (самовывозом).
- Уведомить потребителя о том, что до использования товара необходимо произвести подключение, настройку или сборку (мебель собрать, посудомоечную машину подключить, новый смартфон настроить).
- Ознакомить потребителя с обязательной информацией о продукции. К ней относится: главные потребительские характеристики, местонахождение, страна-производитель, сведения о самом интернет-магазине: название, адрес и прочее.
- Предоставить информацию об условиях оплаты и доставки, о гарантиях продавца, изготовителя, сроке действия предложения, если оно имеет ограничение во времени, а также сроке годности и времени использования.
- Оказывать услуги только по согласию покупателя. Для примера возьмём доставку. Предположим, что при заказе определённого товара доставка платная и продавец прибавил её стоимость к цене товара без ведома заказчика. Когда подобная платная услуга предоставляется без согласия потребителя – это нарушение закона. Покупатель имеет право потребовать возмещение денежных средств.
- Ознакомить пользователей с правилами торговли, законом о защите прав потребителей и предоставлять прочие сведения, предусмотренные законом. В розничных магазинах есть уголок покупателя. В интернет-магазине должен быть подобный раздел.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Какие товары не подходят для дистанционной торговли
В списке таких товаров и услуг довольно много позиций. Подробнее остановимся на продукции для широкого круга потребителей, которую частично или полностью запрещено продавать онлайн:
- Табачные изделия. Продажа данных товаров дистанционным способом запрещена и это указано в частях 1 и 3 статьи 19-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Помимо этого, пункт 8 статьи 7-ФЗ «О рекламе» запрещает рекламировать табачные изделия вне зависимости от площадки. Сигареты должны быть закрыты даже в розничных магазинах, а для ознакомления покупателям предоставляется список с имеющимися позициями.
- Алкогольная продукция. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» запрещает использовать дистанционный способ для продажи этого товара. Есть метод обойти данное ограничение: интернет-магазины выполняют роль виртуальной витрины, через которую пользователи могут изучить ассортимент. Оформить заказ и приобрести их через интернет нельзя. Но можно зарезервировать и самостоятельно забрать в розничном магазине. Некоторые продавцы осуществляют доставку курьером, но это рискованно и граничит с нарушением закона.
- Лекарственные препараты. Продавать лекарства онлайн нельзя, но интернет-аптеки важны для расширения рынка сбыта, повышения качества и скорости предоставления услуг. Принцип такой же, как и в предыдущем пункте: сайт используется в качестве витрины без возможности оплаты товара и доставки.
- Запатентованная продукция или товары зарегистрированной торговой марки без специального разрешения от правообладателя.
- Оружие, боеприпасы, средства самообороны, пиротехника, взрывчатые вещества. Дистанционный способ продажи данных товаров частично или полностью под запретом. Чтобы продавать оружие или пиротехнику 4 и 5 классов опасности, требуется лицензия. Средства самообороны, используемые спецслужбами, купить нельзя даже офлайн.
- Продукция, свободный оборот которой ограничен действующими нормативными и законодательными актами РФ.
Возврат товара, купленного дистанционным способом
Есть два возможных пути возврата, которые отличаются друг от друга наличием недостатков.
Отказ от продукции надлежащего качества
При продаже товаров дистанционным способом нередко случаются возвраты, причём вернуть можно даже ту вещь, которая не имеет брака (на это у покупателя есть 7 дней). Чёткие причины, по которым это можно сделать, нигде не прописаны, значит, они могут быть какими угодно.
Главный нюанс в том, что вернуть товар надлежащего качества можно только, когда не нарушен его товарный вид, потребительские свойства и есть документ, подтверждающий факт и условия покупки продукции у продавца.
Если документа нет, то потребитель может опираться на другие доказательства приобретения товара: свидетельские показания, распечатки с интернет-сайтов и т.д.
Но надо знать, что существуют категории товаров, от которых нельзя отказаться, если они надлежащего качества. П.4 ст. 26.1 Закона запрещает возвращать товар, который имеет индивидуально-определённые свойства. Такая продукция изготавливается персонально для покупателя, и никто кроме него не может ею пользоваться. К примеру, ожерелье, сделанное по эскизам заказчика.
Потребитель получит обратно деньги, потраченные на продукт, кроме расходов продавца на доставку от покупателя возвращённого товара. Денежные средства должны вернуться в течение 10 дней с момента оформления отказа от товара.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Отказ от товара ненадлежащего качества
В ситуации, когда покупатель получил продукцию ненадлежащего качества (с явными недостатками, браком), он может воспользоваться правилами, прописанными в ст. 18–24 Закона «О защите прав потребителей».
Покупатель вправе предъявить такие требования:
- бесплатное устранение брака;
- соразмерное снижение покупной стоимости;
- замена на продукт той же марки либо на товар другой фирмы с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- отказ от товара и возврат денежных средств, которые были на него потрачены.
Когда речь идёт о продаже и возврате технически сложных товаров дистанционным способом, человек может отказаться от него и запросить возврат уплаченных денег или потребовать замену в течение 15 дней со дня передачи ему такой продукции (список технически сложных товаров установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924).
Читайте также
Если срок истёк, то вышеуказанные требования могут быть удовлетворены, если:
- выявлен существенный недостаток товара;
- нарушены установленные настоящим Законом сроки устранения браков продукта;
- нет возможности пользоваться товаром в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за постоянного устранения его различных недостатков.
Чаще всего потребители сталкиваются с несовершенствами защиты нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства. Порой она малоэффективна, а в некоторых ситуациях затруднена или невозможна из-за того, что продавец специально пренебрёг соответствующими обязательными требованиями законодательства о защите прав потребителей, к которым, в частности, относится предоставление покупателям полной, важной и достоверной информации о продавце (из-за чего часто не получается выяснить, кто является надлежащим ответчиком по делу). Так что пользователи должны знать, что не стоит заключать договоры о покупке продукции онлайн на подозрительных сайтах, а также у продавцов, которые не предоставили все необходимые сведения, предусмотренные законодательством в данной сфере.
Часто задаваемые вопросы о продаже товаров дистанционным способом
Какие нормативные документы регулируют продажу продукции онлайн?
При продаже товаров дистанционным способом пользуются такими нормативными актами, как:
- ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации).
- Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей».
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
В какой момент договор купли-продажи считается исполненным?
Данный договор, который был заключён между покупателем и интернет-магазином, будет считаться исполненным, когда товар доставят в прописанное в договоре место. Если такого места в контракте нет, то исполнением договора считается доставка продукции по месту жительства покупателя или его месту нахождения.
Каким образом обеспечивается приватность и конфиденциальность при продаже товаров дистанционным способом?
В большинстве розничных магазинов от покупателей не требуется никаких персональных данных, чего не скажешь об онлайн-площадках. Интернет-торговля подразумевает постоянное взаимодействие с личной информацией пользователей, потому что без этого невозможна продажа товаров. Покупателей часто просят оставить номер телефона, адрес электронной почты, в некоторых случаях даже паспортные данные.
Читайте также
Требования к обработке данной информации содержатся в законе № 152 ФЗ «О персональных данных». Изучать его долго и непросто, но суть в том, что без разрешения пользователя никто не может собирать, обрабатывать, хранить и использовать его личные сведения. При получении согласия, клиент может установить галочку на пункте «Соглашение с политикой конфиденциальности» (формулировка может быть другой) и тогда сайт не имеет право распространять его информацию третьим лицам.