Бесплатный онлайн-интенсив "Нейросети для бизнеса"
21-22 октября
Участвовать бесплатно Download file
Статья
Для руководителей
26 июля 2024

Виды конкурентов в бизнесе

Какие бывают? Есть несколько видов конкурентов: прямые, косвенные, неявные, потенциальные, соперники на товарном уровне. Каждая из этих групп имеет специфические черты и опасна по-своему.

На что обратить внимание? Чтобы выстроить правильную стратегию развития, любому бизнесу важно вовремя определить наличие на рынке тех или иных конкурентов. К счастью, способов для этого хватает.

Понятие экономической конкуренции

В русском языке слово «конкуренция» впервые появилось в 1878 году и было заимствовано из немецкого (от глагола konkurrieren). В свою очередь, туда оно пришло из латыни (от слова concurro), что буквально переводится как «бежать вместе».

Следовательно, конкуренция — это соперничество, соревнование двух или более участников рынка, стремящихся к одной общей цели: достижению наилучших условий производства и продажи. При этом успех одного конкурента неизбежно означает неудачу для других экономических субъектов.

Экономическая конкуренция проявилась еще в глубокой древности, когда существовало простое товарное производство. История показывает, что даже тогда каждый ремесленник, продавая свои изделия, стремился извлечь максимальную выгоду, оставив позади соперников. В рабовладельческом обществе эта тенденция стала еще более заметной.

В XVIII веке шотландский философ и экономист Адам Смит отметил значимость конкуренции между компаниями и высказал мысль, что экономическая конкуренция не является случайным явлением. По его мнению, соперничество влияет не только на отношения между покупателями и продавцами, но и на развитие отрасли и рыночной экономики в целом.

Тогда же были выделены три основных условия для возникновения конкуренции:

  • Производители действуют полностью самостоятельно и экономически независимы, то есть каждый экономический субъект преследует собственные цели и работает в своих интересах.
  • Между производителями отсутствуют договоренности, что фактически ведет к конкурентной борьбе всех против всех.
  • Продавец зависит от экономической ситуации в России, включая курс валют, уровень заработной платы, а также объемы спроса и предложения на рынке.

Формулирование стратегии развития организации

В этих условиях единственный способ для производителя обойти конкурентов — это стремиться производить более качественные товары по более низкой цене, сокращать издержки и предлагать выгодные условия новым покупателям. В результате таких действий некачественная и дорогая продукция постепенно исчезает с рынка под влиянием закона конкуренции.

Функции конкуренции

Выделяют шесть ключевых функций конкуренции:

  • Регулирующая. В условиях свободной конкуренции компании производят ровно столько продукции, сколько требуется потребителю. Равновесие достигается не сразу, а после нескольких месяцев работы, в течение которых компании анализируют объем спроса и продаж. Конкуренция на рынке помогает определить величину спроса на продукцию каждой фирмы и установить оптимальный объем производства.
  • Аллокационная. В конкурентной среде предприятия, находящиеся ближе к производственным ресурсам, имеют больше шансов на успех.
  • Инновационная. Быстрое развитие технологий в современном мире является следствием конкуренции. Инженеры постоянно работают над новыми разработками и стремятся ежегодно совершенствовать существующие технологии.
  • Адаптационная. Способность предприятий адаптироваться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают, является ключевым фактором их успеха.
  • Распределительная. Рынок — это динамичная система, которая постоянно меняется. Каждый день предприниматели анализируют ситуацию и принимают решения о целесообразности дальнейших инвестиций в текущие проекты или о необходимости поиска новых возможностей. Из менее прибыльных отраслей, где уже достаточно производителей или спрос на продукцию падает, происходит отток ресурсов в более перспективные области.
  • Контролирующая. В условиях честной конкуренции ни один производитель или продавец не может занять доминирующее положение на рынке и стать монополистом.

Совместное действие всех функций конкуренции превращает отрасль в эффективную саморегулируемую систему. Совокупность таких отраслей формирует более или менее успешную рыночную экономику. Поэтому конкуренцию называют движущей силой рыночной экономики.

Классификация конкуренции по различным критериям

По степени совершенства рынка

Существует четыре основных типа рынков, различающихся по степени конкуренции:

  • Совершенная конкуренция. На этом рынке действует множество независимых продавцов и производителей, предлагающих однородный товар. Цена формируется в результате равновесия спроса и предложения.
  • Монополистическая конкуренция. На таком рынке существует множество поставщиков и производителей дифференцированных товаров, причем цена зависит от спроса на конкретный бренд или качество продукции.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек
  • Олигополия. Этот рынок характеризуется наличием небольшого числа поставщиков и производителей, предлагающих однородные или дифференцированные товары. Цены на таких рынках определяются взаимодействием между конкурентами.
  • Абсолютная монополия. Рынок, на котором присутствует единственный продавец или производитель уникального товара, и цена устанавливается монополистом.

Чем ниже уровень конкуренции на рынке товаров или услуг, тем больше власть у производителя. И наоборот, при большом количестве продавцов покупатель имеет возможность выбрать наиболее подходящий товар по цене и качеству.

По территории

Существуют три основных типа территориальной конкуренции:

  • Локальная. Конкуренция между поставщиками, работающими в пределах одного населенного пункта или района.
  • Региональная. Конкуренция между поставщиками, работающими в рамках одного региона, субъекта федерации или страны.
  • Глобальная. Конкуренция между поставщиками, оперирующими в разных странах и регионах мира.

Территориальная конкуренция определяет географический охват и масштаб деятельности поставщиков, их способность адаптироваться к условиям и требованиям покупателей в различных регионах.

По отрасли

Выделяют два основных вида конкурентов по отношению к отрасли:

  • Внутриотраслевая. Конкуренция между поставщиками, производящими одинаковую или схожую продукцию или услуги.
  • Межотраслевая: конкуренция между поставщиками, производящими разные по назначению товары, но конкурирующими за одни и те же ресурсы производства или потребности покупателей.

Отраслевая конкуренция определяет структуру и динамику отрасли или сферы деятельности, а также оказывает влияние на ее рентабельность, рост и уровень инноваций.

Пять видов конкурентов в бизнесе

Существует несколько видов конкурентов, различающихся по уровню конкуренции и степени влияния на рынок.

Прямая конкуренция

Наибольшее влияние на бизнес оказывают прямые конкуренты, так как у них совпадают сегменты сбыта и покупатели, а также товары или услуги.

Этапы создания MVP

Эти участники рынка обладают прочными позициями, сформировавшейся деловой репутацией и постоянным кругом потребителей, которые не готовы менять устоявшиеся бизнес-связи ради новых продавцов.

Примером такого вида имеющегося в наличии конкурента для обувного магазина являются: аналогичные офлайн-точки продаж; интернет-магазины, предлагающие тот же ассортимент и аксессуары; предприниматели, продающие обувь на рынке; крупные торговые центры; обувные склады с оптово-розничной продажей.

Каждый из этих конкурентов может предложить потенциальным покупателям более выгодные условия: интернет-магазины могут предоставить бесплатную доставку, цены на рынке ниже из-за отсутствия арендной платы, аналогичные магазины могут привлекать клиентов скидками, а оптовые склады продают в розницу по оптовым ценам.

Косвенная конкуренция

При косвенной конкуренции компании делят одного и того же потребителя и рынки сбыта, но предлагаемые продукты различаются. Эти конкуренты стремятся убедить покупателей, что их продукция является достойной альтернативой существующим товарам или услугам.

Для привлечения клиентов они делают акцент на более низких ценах, высоком качестве и долговечности своей продукции.

Например, одна компания продает спички в коробках, а другая — бытовые зажигалки для кухни. Интернет конкурирует с телевидением, а издательства бумажных книг соперничают с электронными библиотеками. Несмотря на косвенный характер конкуренции, она оказывает значительное влияние на доходы компаний.

Неявная конкуренция

Для лучшего понимания этого вида конкуренции рассмотрим пример. На первый взгляд магазины бытовой техники и ювелирных изделий не связаны между собой. Однако в преддверии новогодних праздников, когда все ищут подарки, они начинают конкурировать за клиентов.

В такой ситуации потребитель, имеющий определенную сумму денег, решает, потратить их на новую технику или украшение.

Потенциальное соперничество

Выявление и анализ потенциальных конкурентов в бизнесе — важный и сложный процесс. Этот тип конкуренции неоднороден и трудно структурируем. Например, компании, планирующие выйти на тот же рынок с аналогичными товарами, разрабатывают более совершенное программное обеспечение по сравнению с текущими продуктами фирмы.

Товарная конкуренция

Особенностью товарной конкуренции является возможность перерастания в сотрудничество. Соперничество на этом уровне считается наиболее безобидным, поскольку разные компании производят схожие продукты, ориентированные на различные целевые аудитории.

Например, производство декоративной косметики для повседневного использования и изготовление профессиональной косметики.

Пять эффективных способов вычислить конкурентов

  • Проверьте результаты поисковой системы 

Начните с простого поиска в Яндексе или Google. Введите ключевые слова, которыми могут пользоваться потенциальные клиенты, например «ремонт квартир в Москве». Сконцентрируйтесь на лучших компаниях с начала страницы по результатам поиска.

Хотя заданные ключевые слова могут выдать сотни ссылок, сосредоточьтесь на первой странице и ссылках выше и ниже вашей. Эти организации, вероятнее всего, прямые конкуренты для вас.

  • Изучите ключевые слова

Посмотрите те из них, которые служат вам ориентиром для выявления иных компаний, нацеленных на те же запросы. Это эффективный способ найти косвенных конкурентов, так как они наверняка стремятся к тем же ключевым словам. К примеру, при наборе «фастфуд» поиск укажет на РОСТИКС и KFC — оба являются косвенными конкурентами.

  • Исследуйте обсуждения в социальных сетях

Социальные сети охватывают все аспекты жизни, следовательно, нетрудно понять, как клиенты отзываются о вас и ваших конкурентах. Наберите в поиске наименование своей организации и изучите результат.

Возможно, кто-то спрашивает в ВКонтакте о лучшей парикмахерской в вашем городе. В ответ могут упомянуть вашу компанию и несколько других.

Группы методов управления конфликтами

Расширьте исследования, включив форумы и сайты с отзывами. Эти ресурсы смогут предоставить ценные сведения о ваших потребителях и причинах, по которым они отдали предпочтения вам, а не конкурентам.

  • Произведите маркетинговое исследование

Исследуйте рынок для вашего товара или услуги и определите компании с аналогичными предложениями. Это можно сделать несколькими способами: проведите поиск в Google или обсудите с вашим отделом продаж, какие компании чаще всего упоминают клиенты. Это поможет выявить некоторых из ваших конкурентов.

  • Спросите своих клиентов

Клиенты могут помочь определить ваших конкурентов, поскольку они, вероятно, рассматривали несколько вариантов, прежде чем выбрать вас. Обратную связь можно получить различными способами — как онлайн, так и при личном общении.

Часто задаваемые вопросы о видах конкурентов

Зачем типизировать конкурентов?

Классификация конкурентов полезна, так как позволяет анализировать их группами, а не по отдельности. Это также помогает выявить косвенных конкурентов.

Почему важно проводить анализ конкурентов?

Есть несколько причин, по которым стоит проводить анализ конкурентов. Он помогает при принятии решений о запуске бизнеса, определении уникальных преимуществ продукции, установке цен на товары и услуги, разработке маркетинговых стратегий и поиске идей для развития.

Как отличить прямого конкурента от косвенного?

Прямые конкуренты предлагают аналогичный продукт или услугу той же целевой аудитории. Косвенные конкуренты предлагают товары, которые отличаются от вашего, но могут его заменить.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 25.10.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Например, продавец гамбургеров и продавец пиццы будут косвенными конкурентами.

Какие конкуренты самые опасные?

Самыми опасными считаются прямые конкуренты. Успешные продажи у компании, торгующей такими же товарами, как у вас, могут негативно сказаться на вашей прибыли. Однако косвенные конкуренты тоже могут представлять угрозу, если их продукция оказывается более выгодной или удобной для потребителей.

Конкуренция присутствует в любом бизнесе, и важно знать сильнейших игроков на рынке. Но не забывайте, что по мере роста и развития вашего бизнеса будут развиваться и конкуренты.

Прямой вид конкурента может уйти с рынка, а косвенный — стать прямым. Регулярно проверяйте позиции тех, кто находится выше, ниже и рядом с вами.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей