- Суть метода управления по целям
- Условия для успешного внедрения метода
- Этапы управления по целям
- Пример управления по целям
- Проблемы при внедрении модели управления по целям и их решение
- Преимущества и недостатки управления по целям
- Часто задаваемые вопросы об управлении по целям
- Как ставить цели по SMART?
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
О чем речь? Управление по целям — метод, при котором руководство компании и ее сотрудники принимают участие в постановке вектора развития бизнеса. Когда люди знают, к чему конкретно нужно стремиться, они работают лучше.
Что учесть? У модели есть недостатки. Основной из них — нечеткость постановки целей. Если они размыты, то и результат будет аналогичным. Поэтому при их постановке нужно прибегать к известной всем технологии СМАРТ.
Суть метода управления по целям
Понятие «управление по целям» (MBO — management by objectives, англ.) — это концепция в управлении, где фокусом всей деятельности является стратегия и ключевые цели. Они разбиваются и распределяются сверху вниз на всех сотрудников, основываясь на них и стимулируя оперативные действия.
MBO поднимает уровень управления в фирме на совершенно новую ступень по сравнению с традиционным ручным управлением задачами и инструкциями.
Этот эффект достигается путем:
- Повышения осознанности и принятия личной ответственности как руководителями, так и сотрудниками на всех уровнях иерархии.
- Содействия конструктивному взаимодействию на всех уровнях коммуникаций и управления.
- Оптимизации систем контроля и самоконтроля.
Результатом становится формирование команды взрослых и ответственных специалистов, связанных общими целями и обязательствами в пользу общего блага.
Для успешного внедрения управления по целям как системы повышения управляемости и эффективности бизнес-модели необходимы значительные усилия при ее разработке и реализации, а также строгое соблюдение определенных правил и процедур.
Опыт показывает, что игнорирование отдельных этапов и процессов может подорвать не только успех нововведения, но и текущие бизнес-процессы.
Условия для успешного внедрения метода
Эффективное внедрение подхода MBO возможно при соблюдении следующих условий:
- Поддержка. Руководство на всех уровнях должно активно поощрять внедрение управления по целям. Сотрудники должны понимать, что MBO — это не просто политика организации, а стратегия успеха, зависящая от их участия. Это должно быть встроено в общую корпоративную культуру, а не восприниматься как внешнее требование.
- Понимание концепции MBO сотрудниками. Принудительное внедрение метода может вызвать негативную реакцию и неправильное понимание его сути. Сотрудники должны осознать философию управления по целям и интегрировать ее с целями компании. Начать можно с поэтапного внедрения системы контроля целей и отслеживания их выполнения, а также обучения менеджеров и сотрудников по выставлению реалистичных целей.
- «Организационное обязательство». MBO не должно быть просто формальным актом. Это требует активной поддержки и участия менеджеров на всех уровнях. Успешное внедрение MBO означает переход от простого планирования работы к планированию достижения конкретных целей.
- Распределение. Реализация управления по целям требует времени. Это процесс, который может занять от трех до пяти лет, прежде чем принесет результаты. Необходимо правильно распределить время и ресурсы, а также постепенно внедрять технологию управления по целям (MBO) среди сотрудников.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
- Обратная связь. Руководители и сотрудники должны поддерживать постоянное взаимодействие, чтобы оценивать прогресс и решать проблемы. Эффективные руководители должны своевременно премировать своих сотрудников и предоставлять им поддержку.
Этапы управления по целям
Процесс управления по целям включает несколько этапов:
- Определение целей и ключевых результатов. Важно четко сформулировать, что именно организация хочет достичь и какие показатели будут использоваться для измерения успеха. Например, целью может быть увеличение объема продаж на 20 % за год, а ключевыми результатами — количество новых клиентов, уровень удовлетворенности клиентов и выручка от продаж.
- Планирование. На этом этапе определяются конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. План может включать в себя распределение ресурсов, определение ответственных лиц, установку сроков выполнения задач и оценку затрат.
- Внедрение плана и контроль, то есть этап реализации. Все сотрудники должны быть ознакомлены с поставленными целями и знать, как их достичь в рамках своей ответственности. Установление системы контроля позволяет отслеживать прогресс в достижении целей и реагировать на возникающие проблемы вовремя. Это также способствует мотивации персонала и поддержанию высоких стандартов работы.
Читайте также
- Оценка и анализ. Важно регулярно оценивать достигнутые результаты и анализировать, насколько близки они к поставленным целям. Если они не соответствуют ожиданиям, необходимо провести анализ причин и внести коррективы в план действий. Также проводится обратная связь, которая помогает улучшить работу и решить проблемы в будущем.
- Поддержание и улучшение достигнутого результата. Управление по целям — это непрерывный процесс, направленный на достижение поставленных целей и постоянное улучшение результатов. После успешного достижения целей необходимо установить новые, более амбициозные, чтобы продолжать развиваться и совершенствовать бизнес.
В частных случаях можно разбивать этапы на отдельные шаги, если того требует специфика бизнеса или если просто так удобнее.
Пример управления по целям
Пример управления по целям иллюстрирует стратегию, помогающую организациям достигать нужных результатов. Для этого вначале ставится конкретная цель на год: к примеру, увеличить прибыль на 20 %. Далее определяются пути реализации этой цели:
- Увеличить объемы производства на 15 %.
- Привлечь новых клиентов и расширить рынки сбыта на 10 %.
- Снизить на 5 % все затраты на производство.
- Повысить качество продукции до уровня требований потребителей.
Для каждого из перечисленных выше пунктов (путей) составляется детальный план действий, указываются ответственные лица, сроки выполнения и ожидаемые результаты. В процессе выполнения плана регулярно проводится контроль и оценка достижений, что, в свою очередь, позволяет своевременно корректировать общую стратегию.
Такой подход обеспечивает эффективность работы организации и достижение ею поставленных целей. Он помогает как компаниям, так и отдельным ее работникам системно работать на общую цель, поскольку в этом случае сотрудник каждого отдела понимает, каких конкретных целей он лично должен достичь в пределах своей ответственности.
Проблемы при внедрении модели управления по целям и их решение
При реализации программы управления по целям возникает ряд проблем. Основная из них — нечеткость и недостаточная конкретизация поставленных задач. Компании часто сталкиваются с ситуацией, когда цели выражены абстрактно или не разделены на меньшие, измеримые задачи. Это затрудняет понимание их смысла и достижение.
Для решения проблемы рекомендуется более детально определить цели, разбив их на более конкретные задачи. Такой подход поможет сотрудникам яснее видеть, какие шаги нужно предпринять для достижения общей цели.
Другая распространенная проблема — несоответствие целей на разных уровнях организации. Если задачи различных отделов или сотрудников не согласованы, это может создать конфликты и снизить эффективность работы.
Для преодоления этой проблемы важно установить четкий механизм коммуникации и согласования целей на всех уровнях организации. Межфункциональные встречи, общие цели, ключевые показатели эффективности (KPI), регулярный обмен информацией — все это способствует достижению гармонии в работе различных структурных подразделений компании.
Третья проблема при реализации модели управления по целям — недостаточная мотивация сотрудников для достижения поставленных целей. Когда сотрудники не видят связи между своей работой и общими целями компании, их эффективность снижается.
Решение проблемы может заключаться в персонализации целей, то есть в адаптации их под индивидуальные интересы и потребности сотрудников. Кроме того, важно поддерживать с ними обратную связь и мотивировать их, что поможет им почувствовать свою значимость и важность вклада в общий успех компании.
Преимущества и недостатки управления по целям
Управление по целям дает следующие преимущества:
- Определять четкие цели и задачи, что помогает сотрудникам понять, каких конкретных результатов от них ожидают и к чему им надо стремиться.
- Создавать системы обратной связи, позволяющей корректировать действия и повышать качество работы.
- Содействовать развитию качеств лидера в сотрудниках и повышать их мотивацию к эффективной деятельности.
- Обеспечивать саму возможность четко планировать как цели, так и пути их достижения.
Однако принципы управления по целям также сопряжены с определенными ограничениями. К примеру, бывают ситуации, когда не все задачи можно ясно и заранее определить. Кроме того, процесс управления по целям требует значительных временных и ресурсных затрат для полной его реализации.
Часто задаваемые вопросы об управлении по целям
Как ставить цели по SMART?
SMART — это акроним, который помогает сформулировать цель так, чтобы она была конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени. Вот что это значит:
- Specific (специфичность): цель должна быть ясной и четко сформулированной.
- Measurable (измеримость): цель должна быть такой, чтобы ее можно было измерять и фиксировать прогресс.
- Achievable (достижимость): цель должна выглядеть реалистично и основываться на реальных возможностях компании или ее отдельных работников.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 11.10.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
- Relevant (релевантность): цель должна быть связана с общими целями и соответствовать текущей ситуации.
- Time-bound (ограниченность по времени): цель должна иметь определенный срок выполнения.
Что такое OKR?
OKR (Objectives and Key Results) — это метод управления по целям, основанный на установлении ясных целей (Objectives) и ключевых результатов (Key Results). Главный итог определяет видение компании, а ключевые результаты помогают измерить прогресс в достижении целей.
Каковы основные особенности?
Управление по целям (MBO) предполагает, что работники будут лучше трудиться, если они будут знать, чего от них ожидают, и смогут связать свои личные задачи с целями компании. Это демократичный стиль менеджмента, который включает работников в управленческие процессы.
Управление по целям — один из эффективных инструментов в бизнесе. Метод позволяет обеспечить рост компании, согласованность работы всех ее подразделений, мотивирует сотрудников к дальнейшему росту и развитию.