Вступай в закрытый клуб предпринимателей!
Попробовать бесплатно
Статья
Для руководителей
4 января 2024

Управление затратами организации: что обязательно должно в себя включать

Держа под контролем затраты, компании могут максимизировать свою прибыль и оставаться конкурентоспособными на рынке. Однако управление затратами — сложный процесс, требующий тщательного планирования и контроля.

Что такое управление затратами

Каждый бизнес, начиная и развивая свою деятельность, имеет ясную и определенную цель – получить прибыль. Для этого требуются определенные, причем немалые вложения. Если выявляется разница между используемыми ресурсами и прибылью – это явный убыток, и дело тут в неэффективном управлении.

Признаки и виды кризисов предприятия

Управление – это процесс выявления и внедрения оптимальных решений в организацию деятельности коллектива. Управление направлено на эффективное использование ресурсов, организацию деятельности персонала, принятие решений для выполнения поставленных задач. Процесс обеспечивают экономические и производственные инструменты:

  • прогнозирование;
  • планирование;
  • организация деятельности;
  • координация процессов;
  • регулирование;
  • учет и мониторинг;
  • калькулирование;
  • контроль;
  • анализ.

Каждая составляющая управления имеет значение для успеха фирмы.

Задачи управления затратами

Создание системы управления затратами организации имеет цель выявления и исследования цены, за которую покупатель согласен приобрести товар или услугу, предлагаемую предприятием. Внимание при этом концентрируется на факторной цепочке получения прибыли: затраты – объем производства – прибыль.

Задачи управления затратами:

  1. Показать значимость и эффективность управления затратами в повышении экономических показателей организации.
  2. Определить затраты на каждом этапе производственной цепочки.
  3. Рассчитать затраты для каждой единицы производимой продукции.
  4. Разработать информационную базу для определения затрат.
  5. Выбрать способы и средства выявления и измерения затрат.
  6. Выявить резервы для снижения затрат на этапах производственного цикла.
  7. Обосновать выбор системы управления затратами, наиболее соответствующей деятельности фирмы.

Планирование затрат

Планирование как основа управления, выполненное на высокопрофессиональном уровне, приносит видимый положительный результат. Планирование управления затратами организации направлено на определение задач для наиболее эффективного использования ресурсов и выбора пути их выполнения. При этом ведется расчет стоимости ресурсов для производства, определяется объем затрат и их финансовое значение, рассчитывается себестоимость производства. Планирование затрат по видам деятельности и типам продукции должно проводиться отдельно.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Планирование проводится по форме бизнес-плана, а денежное выражение приобретает в бухгалтерских документах. Учитываются плановые показатели предприятия, фонд заработной платы, предполагаемое снабжение.

О движении вперед, эффективности и прибыли речь может идти в случае уменьшения показателя затрат в сравнении с предыдущим периодом.

Как отразить затраты на производство в учетной политике

Учет затрат представляет практическую ценность для управленческой деятельности. Важно выбрать способы и методы группировки и распределения.

Бухгалтерский учет предполагает группировки, принимающие во внимание экономические составляющие (какие ресурсы и в каком количестве потрачены на производственный процесс) и статьи калькуляции (на какой вид полученного дохода пошли затраты).

От группировки затрат на прямые (формирующие себестоимость продукта) и косвенные (исключающие возможность просчитать их в себестоимости) определяется их включение в себестоимость конечного продукта.

В свою очередь, косвенные затраты подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. В учетных документах необходимо соблюдать требование уточнения факта, как условно-постоянные затраты будут списываться по окончании отчетного периода: включаться в себестоимость продукции в полном объеме или списываться на уменьшение выручки от реализации продукции в полной себестоимости.

Методы управления затратами на предприятии

О важности управления затратами организации свидетельствуют большой интерес ведущих экспертов и ученых к этому вопросу и появление ряда методов управления.

Метод стандарт-кост имеет термин, состоящий из двух легко читаемых частей: стандарт, т. е. количество произведенных затрат для выпуска единицы продукции, и кост – затраты на производство в денежном выражении.

Это эффективный инструмент, предусматривающий разработку стандартов затрат и анализирующий отклонения от них. Зная показатели нормативов, легко спрогнозировать затраты на производство и реализацию продукции, определить себестоимость и ценовую политику и, наконец, просчитать прибыль.

Суть и задачи антикризисного управления

Выбрав для руководства систему стандарт-кост, еще на стартовом этапе необходимо провести нормирование затрат по следующим статьям:

  • Затраты на основные ресурсы.
  • Затраты на оплату труда персонала, связанного с основным производством.
  • Косвенные затраты, которые включают аренду, рекламу, оплату ЖКХ, зарплату других категорий работников и др.
  • Коммерческие затраты, связанные с реализацией, продвижением продукции к потребителям.

Рассчитанные ранее нормативы принимаются к действию как постоянные, твердые показатели. Они не претерпевают изменений, даже если выявляются отклонения от нормы. Задачей управления является привести фактические затраты в соответствие со стандартами.

Стандартизации подлежат нормы расхода материалов, энергии, рабочего времени, заработной платы, количество рабочих – факторы, имеющие натуральную форму выражения и необходимые для производства одной единицы продукции.

Применяется на предприятиях и метод управления по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing), рассматривающий причину возникновения затрат именно в этой сфере. Данный метод управления затратами организации включает этапы формирования информационной базы о затратах:

  • Определяется величина расходов ресурсов в отношении структурных подразделений предприятия.
  • Проводится расчет расходов на каждый производственный или бизнес-процесс, который может быть задействован в нескольких подразделениях.
  • Выделяются виды производственной деятельности и определяется себестоимость отдельных видов продукции с учетом затрат на их производство.

Применение этого метода предполагает большой объем работы по учетным документам и специальное обучение сотрудников.

Целевое калькулирование отдельных видов продукции проводится при необходимости определить реальную стоимость именно этого продукта, установить его рентабельность, оценить эффективность деятельности участка, проконтролировать затраты, а также оценить объем запасов готовой продукции и полуфабрикатов.

Эффективное управление расходами

Управление расходами – деятельность руководящего звена предприятия, обеспечивающая высокие экономические результаты.

Эффективными считаются расходы, если реализация продукта, на который были потрачены средства, принесли доход.

Инструменты и задачи стратегии продвижения услуги

Неэффективные расходы связаны с производством и дохода не приносят. Причина этому – брак, простои, недостача материальных ценностей, порча материалов и др.

Работа над выявлением неэффективных расходов должна носить планомерный и системный характер с целью исключения ошибок в планировании и нормировании.

Снижению себестоимости может способствовать:

  1. Повышение технического уровня производства: применение автоматизированных систем управления, внедрение инноваций, искусственного интеллекта, высоких технологий, модернизация оборудования.
  2. Внедрение новых технологических процессов, переход на новое сырье, изменение модели продукта, улучшение технических характеристик – все это может снизить себестоимость.
  3. Улучшение организации труда и производства приведет к снижению себестоимости, если совершенствовать систему и методы управления производством и расходами, материально-техническую базу, работу по обслуживанию основных производств, повысить эффективность использования фондов, сократить транспортные расходы.
  4. Изменение объема и структуры продукции предусматривает расширение ассортимента, внесение качественных и количественных изменений в номенклатуру.
  5. Режим разумной экономии позволит снизить затраты на электроэнергию, если осуществить переход на энергосберегающее оборудование, внедрить применение бережливого производства и более полного использования отходов.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Другие факторы снижения себестоимости включают поиски новых партнеров – поставщиков, предлагающих более выгодные условия для сотрудничества, внедрение и освоение новых единиц производства, системный анализ резервов.

Часто задаваемые вопросы об управлении затратами организации

В чем разница между затратами и себестоимостью?

Себестоимость как показатель затрат предприятия на производство, реализацию и управление является общей характеристикой деятельности. Затраты на производство, являясь частным показателем, учитываются при расчете себестоимости и включают расходы на изготовление продукции.

Какие виды затрат существуют на предприятии?

Виды затрат на производстве предусматривают расходы на сырье, топливо, энергию для обеспечения технологических процессов. Также затраты на оплату труда сотрудников, их обучение и социальное страхование, содержание, ремонт и эксплуатацию оборудования. Учитываются и калькулируемые затраты.

В чем разница между расходами и затратами?

Ресурсы числятся как затраты и имеют стоимость, пока не признают доходы, на получение которых они были потрачены. В этот момент затраты становятся расходами.

Как отразить прямые затраты в бухгалтерском учете?

Для выполнения учета прямых затрат применяют один из трех методов:

  • На едином счете прямых затрат.
  • Позаказным методом (себестоимость высчитывается по фазам выполнения заказа или в целом после окончания работы над заказом).

 

 

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей