Статья
Для руководителей
30 ноября 2023

Обязанности руководителя проекта и особенности профессии

Какие? Обязанности руководителя проекта обширны. Это планирование и управление всеми процессами, включая бюджетирование, составление графиков, распределение ресурсов, контроль рисков, обеспечение качества и координация работы с участниками.

Почему важны? Роль руководителя проекта одна из самых важных в любой организации. Этот человек отвечает за все от начала до конца, обеспечивая достижение поставленных целей и решение задач. В связи с этим на него возлагается широкий круг обязанностей, исполнение которых гарантирует успешное завершение проекта.

Должность руководителя проекта

Должностные обязанности руководителя проекта очень обширны, что неудивительно, ведь он не просто следит за работой подчиненных, а определяет верное направление действий других и координирует все процессы. Он планирует цели, намечает задачи, распределяет финансы. Руководитель проекта должен подбадривать участников процесса, вовремя указывать на промахи и поощрять. Он умеет просчитывать возможные проблемы, минимизировать ущерб от них.

Руководителю необходимо научиться примерять на себя разные роли: быть связующим звеном между заказчиком и исполнителями, поработать менеджером по подбору персонала, формируя команду лучших исполнителей. Он собирает ресурсы для решения задачи, поставленной клиентом или высшим руководством. После завершения работы он должен грамотно донести результаты заказчику и быстро внести правки в соответствии с его пожеланиями.

Труд руководителя проекта нельзя путать с деятельностью операционного или функционального начальства. Задачи разные. Менеджеры-операционисты отвечают за эффективность проведения различных действий в бизнесе, функциональные лидеры руководят подразделениями.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
pdf иконка
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
Как в 5 шагов делегировать задачи, чтобы сотрудники выполняли их с первого раза
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
то нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Чек-лист. Как презентовать себя по правилу 4П
42 пункта, которые помогут сформировать правильное представление о бренде
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Руководитель проекта может быть в подчинении у этих специалистов. Кроме того, управлять им может и рядовой сотрудник фирмы, более опытный и инициативный по сравнению с коллегами. Иногда руководителя проекта нанимают как внештатного сотрудника. Многие уверены, что этот специалист может дать полезные рекомендации по успешному развитию – он беспристрастен.

Задачи и функции руководителя проекта

В обязанности руководителя проекта входит достижение поставленных заказчиком целей. Он должен собрать команду и продумать ее работу таким образом, чтобы все было сделано успешно и завершено точно в срок, при этом затраты на исполнение не вышли за рамки бюджета. К функциям руководителя относятся:

  • Планирование этапов работ.
  • Выявление и документальное оформление взаимосвязей между отдельными процессами.
  • Продумывание критического пути проекта.
  • Оформление устава, фиксация целей, задач, желаемого результата.
  • Определение времени на исполнение всех работ (в целом) и до точек контроля (в частности).
  • Разработка плана проекта с отметкой контрольных точек.
  • Оценка объёма работы и затрат на ресурсы.
  • Разработка программы мотивации исполнителей.
  • Организация собраний для обсуждения рабочего процесса.
  • Анализ возможных рисков и отклонений в ходе активной деятельности всей команды.
  • Завершение и архивация проекта с предоставлением отчетности начальству, заказчику.

Успешные предприниматели

Среди задач руководителя проекта можно выделить:

  • Формулирование целей и проверка их на реальность выполнения.
  • Согласование сроков и других важных требований с заказчиками.
  • Деление всей работы на отдельные этапы для облегчения выполнения.
  • Составление технических и проектных документов.
  • Распределение обязанностей между исполнителями.
  • Продумывание наиболее безопасного и удобного хранилища для имеющихся данных.
  • Контроль работы команды, мотивация, решение проблем при выполнении.
  • Разработка иных путей решения задач.
  • Делегирование части работ контрагентам.
  • Демонстрация всех отчетных документов руководителям и заказчикам.

В зависимости от того, на каком этапе выполнения работы находится команда, функциональные обязанности руководителя проекта варьируются:

Инициация Планирование Исполнение Завершение
Определение целей и задач, сбор команды, поддержка актуальности задачи, формирование стратегии, поэтапного плана деятельности Постановка сроков сдачи этапов/проекта, планировка бюджета, распределение ресурсов, составление плана-графика и дорожной карты проекта Координация труда команды, контроль процессов, принятие решений при любых проблемах на этапах деятельности Подведение итогов, анализ результатов, завершение работы, формирование базы знаний

Перечень основных обязанностей руководителя проекта очень большой. Ему приходится взаимодействовать с большими объемами важной информации, составлять документы, вести и планировать переговоры и встречи с важными людьми. Он должен трезво оценивать достигнутые результаты, добиваться прогресса на всех путях решения задач, адекватно распределять нагрузку между исполнителями, работающими над проектом.

Человек, которые не умеет грамотно планировать и разделять имеющиеся ресурсы, просто не выдержит такого темпа и объема труда. К счастью, информационные технологии все активнее развиваются и уже сейчас существуют такие программы, которые могут помочь руководителю проекта успешнее организовать собственное рабочее время и деятельность команды.

Права руководителя проекта

Руководитель проекта имеет не только обязанности, но и права. Они фиксируются в документации при найме работника, прописаны в контракте или в должностной инструкции. Итак, руководитель проекта имеет право:

  • На принятие решений, касающихся установленного бюджета.
  • На отбор в команду тех исполнителей, которых считает настоящими профессионалами и экспертами в своей деятельности.
  • На требование о своевременном предоставлении ему и всей группе материалов, оборудования, информации и документов, которые важны для реализации проекта.
  • На внесение и обсуждение с руководителями предложений по усовершенствованию деятельности, связанной с деятельностью.
  • На постановку задач перед остальными членами группы – исполнителями, а также на осуществление контроля за своевременным и безукоризненным исполнением работы.
  • На вынесение для рассмотрения вышестоящим руководством предложений о назначении премии, вынесении штрафных санкций подчиненным по результатам их работы.

Грамотный руководитель с задатками лидера вполне способен организовать труд подчиненных таким образом, чтобы процесс не прерывался, протекал в установленном темпе, без трудностей. Таких начальников любят специалисты, прислушиваются к их советам и сами охотно предлагают удачные идеи для воплощения. Нетрудно догадаться, что команда исполнителей во главе с толковым руководителем успешно выполнит любые поставленные перед ними задачи.

Профессиональные знания и навыки руководителя проекта

Разобравшись с тем, какие обязанности у руководителя проекта в приоритете, самое время остановиться на профессиональных компетенциях человека, занимающего эту должность:

  • проектный менеджмент;
  • целеполагание;
  • анализ массивов данных;
  • распределение бюджета;
  • менеджмент организации;
  • управление деловыми рисками;
  • мотивация команды.

Настоящий специалист владеет главными принципами, методами и инструментами контроля проекта. Очень важно не просто поверхностно, а глубинно разбираться в сфере деятельности той фирмы, над запросом которой придется поработать. Нелишним будет изучить основные законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность компании.

Личные качества руководителя проекта

  • Логическое мышление. Важно видеть общую картину того, что происходит на начальном этапе и того, что должно проявиться в итоге. Руководителю нужно продумывать пошагово работу и в процессе составления карты проекта видеть возможные трудности на разных этапах. Дальновидность помогает находить верные пути выхода из критических ситуаций.
  • Уверенность в своих силах. Необходимо стойко держаться перед начальством и уверенно общаться с подчиненными. Только сила воли и убежденность в том, что он делает, может привести человека к признанному лидерству. А это важно для успеха в общем деле.
  • Инициативность в работе. Надо не бояться проявлять активность, а для этого нужен сильный характер. Только тот, кто занимает энергичную жизненную позицию и владеет мастерством оратора, может достичь успеха в этой профессии.
  • Управление стрессом. Будет много ситуаций, когда нужно проявить устойчивость психики и сохранить трезвый ум для принятия важного решения.
  • Гибкость мышления. На различных этапах не избежать поступления новых вводных от руководителя. Нужно уметь быстро принимать решения по изменению вектора работ и срочно менять стратегию с учетом обновленной информации.
  • Ответственность. Настоящий профессионал не прячется за спинами подчиненных, а берет на себя ответственность за возможные неудачи.
  • Пунктуальность. Очень важно следовать таймингу, укладываться в установленные сроки и не задерживать сдачу результатов. Это все должен отслеживать руководитель проекта. Своей пунктуальностью он подает положительный пример и подчиненным.
  • Эмпатия. Профессионал-руководитель ценит свои кадры. Он понимает, что большая часть работы выполняется командным трудом, а значит, от обстановки внутри коллектива зависит многое. Говоря о том, что входит в обязанности руководителя проекта, важно обратить внимание на организацию совместной деятельности. Только эмпатичный начальник сможет найти компромисс в любой сложной ситуации, а в команде, где работают настоящие гении своего дела, без трудностей не обойтись.

Признаки и виды кризисов предприятия

Оценка эффективности руководителя проекта

Она дает возможность понять, успешно ли руководитель справляется с возложенными на него обязанностями. Критерии оценки:

  • достижение целей проекта в соответствии с графиком и зафиксированным бюджетом;
  • качество созданного продукта, соответствие требованиям и ожиданиям клиентов;
  • организация работы коллектива;
  • общение с подчиненными и заинтересованными сторонами, активная позиция в решении любых проблем;
  • эффективное использование ресурсов проекта (бюджет, работники, материальные).

Оценивать профессионала по перечисленным критериям нужно как можно чаще, чтобы быть уверенными в продвижении общего дела к успешному завершению.

Именно руководитель проекта оказывает большое влияние на то, как быстро и с каким результатом вся команда придет к окончанию задания. Он должен:

  • быть главным в вопросах планирования и организации работы;
  • связывать клиента и исполнителей;
  • оперативно реагировать на все запросы и предложения;
  • определять и управлять рисками;
  • мониторить все этапы работ;
  • мотивировать исполнителей;
  • управлять всевозможными ресурсами.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

Каждый владелец бизнеса вынужден предпринимать радикальные действия, чтобы выжить при нестабильной мировой экономике.

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить средний чек продаж ваших менеджеров на 60%

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Часто задаваемые вопросы об обязанностях руководителя проекта

Кто назначает на должность руководителя проекта?

Обычно это делает инвестор, заказчик или генеральный директор.

Кому подчиняется и перед кем отчитывается о проделанной работе руководитель проекта?

Хотя сам он является начальником над многочисленными исполнителями, но и ему есть перед кем отвечать за обязанности руководителя проекта. Инвестору или заказчику он должен докладывать о ходе работы и демонстрировать сделанное командой. А вот уволить руководителя может генеральный директор – именно у него находится в подчинении руководитель проекта.

Кто может вступить в должность руководителя проекта?

Это может быть человек с опытом из коллектива, непосредственный начальник, приглашенный в компанию специалист. Все его обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции, трудовом договоре или приложениях к этим документам, то есть в дополнительных соглашениях.

Успех дела на 50 % зависит от управленца. Именно поэтому руководителем проекта должен стать признанный лидер, обладающий навыками планирования, координации, коммуникации на высшем уровне. Ему придется ставить цели перед собой и командой, отслеживать рабочий процесс, достигать поставленных заказчиками целей. Только компетентный и ответственный специалист способен довести проект до успешного завершения.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Забрать подарок
100 рабочих бизнес-идей
Скачать бесплатно
Полезные материалы
для предпринимателей
Полезные материалы
для предпринимателей
Скачать 8,1 MB 3,2 MB
Открываем доступ в закрытый
клуб предпринимателей
Получить доступ на месяц