5 ключевых метрик для бизнеса: как избежать убытков, увидеть кассовый разрыв, узнать эффективность маркетинга
Статья

5 ключевых метрик для бизнеса: как избежать убытков, увидеть кассовый разрыв, узнать эффективность маркетинга

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Основной язык бизнеса — это цифры. И сколько бы не было бизнесов из разных отраслей, их всех объединяет главное — цифры и метрики. В этом материале Алексей Маликов рассматривает основные метрики и рассказывает, как на них влиять, чтобы добиться хорошего результата

Содержание

Чистая прибыль
Рентабельность
Дебиторка
САС
LTV
Главное о метриках

Каждый год мы рассматриваем 1000 компаний для возможного инвестирования, и каждый основатель совершенно по-разному представляет свою компанию, но когда заходишь в финансовую модель — все становится понятно. Именно там истина, именно там можно моделировать будущее и понимать прошлое. Поэтому так важно знать главные показатели финансовой модели.


Основатель компании «Самоспас»

1. Чистая прибыль

Любое ваше действие должно влиять на чистую прибыль. Если этого не происходит, у меня вопрос — зачем вы это делаете? Чистая прибыль — это ваша основная метрика. Если вы еще не в ладах с цифрами, то первое, что вы должны внедрить в вашей компании — отчет, который позволяет увидеть чистую прибыль за прошлые периоды. Рассмотрим подробнее, от чего зависит чистая прибыль, зачем она нужна, как за ней следить и конечно же, как увеличить.

Чистая прибыль (ЧП) — часть балансовой прибыли компании, остающаяся после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. Чистая прибыль = выручка – себестоимость товаров – постоянные расходы – переменные расходы – налоги.

От чего зависит:

  1. от размера выручки

  2. от размера расходов

  3. от количества клиентов и LTV клиента

  4. от среднего чека

  5. от расходов постоянных (не зависят от объема производства и суммы продаж)

  6. от расходов переменных (зависят от каждой продажи и объемов)

Как использовать:

  • выплатить дивиденды учредителям, если они есть

  • инвестировать в будущее увеличение чистой прибыли, например, нанять персонал, вложить в маркетинг или закупить оборудование

  • создать или пополнить резервные фонды

  • выплатить премии сотрудникам

Как за ней следить:

С помощью отчета о прибылях и убытках. Ежемесячно готовится главным бухгалтером. Туда включаются все ваши расходы в текущем периоде и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и ваша выручка. Итог отчета — сумма чистой прибыли или убытка.

Как увеличить:

Больше продавать и меньше тратить. Надо работать над уменьшением или увеличением метрик, которые влияют на чистую прибыль. За увеличение выручки отвечает отдел продаж, за сокращение расходов — отдел снабжения, развития, бухгалтерия.

2. Рентабельность

Рентабельность можно считать отдельно по каждой продаже, активу, маркетингу или инвестициям. Но здесь мы поговорим о рентабельности всей компании.

Представьте, что вы хотите похвастаться своим бизнесом и сообщаете своим друзьям, что ваш оборот за прошлый год — 50 млн рублей. Но вот приходит еще один друг и говорит, что у него — 500 млн рублей. Но только к концу встречи вы узнаете, что у него рентабельность 2%, а у вас — 50%, значит вы сильно круче.

Рентабельность показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.

Рентабельность = (чистая прибыль / себестоимость) х 100%

Какие бывают виды рентабельности:

  1. Рентабельность активов (ROA)

  2. Рентабельность продаж (ROS)

  3. Рентабельность инвестиций (ROI).

  4. Рентабельность собственного капитала (ROE).

  5. Рентабельность основных средств (ROFA).

  6. Рентабельность оборотных активов (RCA).

Как влиять:

Показатель рентабельности — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Чтобы повысить рентабельность, необходимо либо увеличить числитель, либо уменьшить знаменатель. Например: повысить стоимость товара, снизить себестоимость производства.

Как использовать:

  • сравнивать показатели от месяца к месяцу

  • следить за убыточными проектами и останавливать их

  • всеми способами повышать показатель рентабельности

Как следить:

Периодичность отслеживания — каждый месяц. Отчет можно просить у главного бухгалтера или финансового директора. А можно делать самостоятельно.

Вебинар

9 шагов финансовой грамотности

Узнайте лайфхаки по снижению затрат

3. Дебиторка

Теперь поговорим про задолженность покупателей. Отсрочка платежей у наших клиентов — минимум два месяца, а зачастую еще дольше. Но теперь я знаю, что делать: вместе с командой мы создали бизнес-процесс из 26 этапов, который помогает получить наши деньги вовремя.

Дебиторская задолженность или дебиторка — сумма долгов, причитающихся вашей компании со стороны других компаний или физических лиц. По-простому: вы оказали услугу или отгрузили товар, но вам еще не оплатили — сумма таких долгов и есть дебиторка.

От чего зависит:

  1. работаете ли вы по предоплате или постоплате,

  2. лимитов для одного клиента — максимально допустимых сроков отсрочки платежа и суммы долга.

Рассчитывается по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Как влиять:

  1. Работать по предоплате.

  2. Работать по договору.

  3. Работать через дилеров и дистрибьюторов.

  4. Вовремя готовить документы для оплаты и выполнять чек-лист по возврату дебиторки (см. описание к этому посту).

  5. Не бояться судов.

Как использовать:

  • понимать, сколько денег придет на расчетный счет в ближайшее время

  • прогнозировать кассовый разрыв и рост дебиторки

  • контролировать долги с большой просрочкой и принимать решения о судебном взыскании

Как следить:

В тяжелые времена — два раза в неделю. В обычные времена — один раз в неделю.

Следите не только за общей дебиторкой, но и за просроченной ее частью, если клиенты не укладываются в срок оплаты по договору.

4. САС

Следующий важный показатель — это CAC (customer acquisition cost). Этот показатель показывает эффективность вашего маркетинга.

CAC (customer acquisition cost) — это сумма, которую вы платите за привлечение одного нового клиента.

CAC = все расходы на маркетинг / количество привлеченных новых клиентов.

Именно клиентов, а не лидов! Можно следить за общим количеством или отдельно по маркетинговым каналам.

Примеры:

  1. Вы потратили 10 000 рублей на Яндекс.Директ + 5000 рублей маркетологу за настройку рекламной компании. После этого к вам пришли 15 покупателей, значит CAC этого канала — 1 000 рублей.

  2. Вы потратили 400 000 рублей на участие в выставке. После этого к вам пришли 40 покупателей, значит CAC — 10 000 рублей.

Как влиять:

  1. Повышать конверсию на каждом этапе воронки продаж.

  2. Менять настройки маркетинговых каналов.

Как использовать:

  • следить за маркетинговым бюджетом

  • выбирать оптимальный канал маркетинга

Как следить:

Точно измерять расходы на маркетинг. Если это офлайн-продажи, то отвечает за контроль CAC руководитель отдела продаж, если онлайн-продажи, то руководитель маркетинга.

Подробно о том, как поставить цель, сегментировать целевую аудиторию, проанализировать спрос и выстроить полноценную стратегию онлайн-продвижения Екатерина Шукалова рассказывает в своем курсе «Системный интернет-маркетинг. Инструкция по применению» .👇👇👇

Курс

Узнайте, что нужно сделать, чтобы интернет-маркетинг приводил клиентов

Хочу узнать

5. LTV

Следующая на очереди LTV (lifetime value) — это прибыль компании с одного клиента за время сотрудничества с ним. LTV измеряется в рублях и помогает предпринимателю ответить на вопрос, прибыльная ли у него юнит-экономика в конкретном канале маркетинга.

LTV (lifetime value) — прибыль, которую принес клиент компании за время взаимодействия с ним.

LTV = общий оборот с клиентом – все расходы на клиента.

LTV в среднем по компании = общая прибыль за период / количество клиентов за период.

Каким бывает LTV:

  1. Исторический — основывается на конкретных данных за прошлый период.

  2. Прогнозный — основывается на ваших предположениях о взаимодействии с клиентом.

Зависит от среднего чека, частоты и количества заказов, прибыли с каждого заказа.

Как использовать:

Когда мы запускаем новый канал маркетинга, нам нужно понимать, будет ли он прибыльным — тут как раз и поможет LTV. В некоторых бизнесах клиент отбивается с первого заказа, а есть бизнесы, где окупаемость происходит только после 12 заказа, и за этим надо следить.

Как следить:

  • в интернет-маркетинге данные предоставляет маркетолог, обычно это когортный анализ

  • в офлайн-продажах, то руководитель отдела продаж

Теперь вы знакомы с самыми главными метриками, а значит, сможете следить за эффективностью вашей финансовой модели.

Итак, коротко о главных метриках

Чистая прибыль

Нужна, чтобы понимать эффективность вашей компании.

❗️Если не измерять: будете смотреть на остаток денег на счету и считать, что вы в плюсе, когда вы убыточны.

🧑‍💼 Ответственный: собственник/гендиректор.

Периодичность измерения: каждый месяц.

Рентабельность

Нужна, чтобы оценить эффективность использования ресурсов

❗️ Если не измерять: будете использовать материальные, трудовые, денежные и другие ресурсы в убыток.

🧑‍💼 Ответственный: главбух/финдиректор.

Периодичность измерения: каждый месяц.

Дебиторская задолженность

Нужна, чтобы понимать реальное положение дел и предугадывать кассовый разрыв.

❗️ Если не измерять: вас ждет кассовый разрыв.

🧑‍💼 Ответственный: главбух/финдиректор.

Периодичность измерения: 2 недели.

CAС (customer acquisition cost)

Нужна, чтобы понимать эффективность ваших маркетинговых кампаний.

❗️ Если не измерять: будете использовать неэффективные каналы продвижения и терять деньги.

🧑‍💼 Ответственный: маркетолог.

Периодичность измерения: при запуске нового канала.

LTV (lifetime value)

Нужна, чтобы рассчитывать будущую прибыль и понимать, какой может 
быть CAC.

❗️ Если не измерять: будете неправильно рассчитывать прибыль с маркетинговых каналов продвижения.

🧑‍💼 Ответственный: руководитель отдела продаж.

Периодичность измерения: 2 месяца.

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии