Чтобы открыть винодельню и производить вино, важно учитывать специфику бизнеса, знать технологию, соблюдать условия выращивания сырья. В статье рассмотрим, как запустить производство вина в рамках закона
Содержание
Особенности
винодельческого бизнеса
Анализ
рынка
Выбор
места и приобретение земли
Получение
лицензий и разрешений
Подготовка
земли и организация виноградников
Наем
персонала
Выбор
помещения, закупка оборудования
Технология
производство вина
Маркетинг
и продажи
Организация
винных туров и мероприятий
Управление
бизнесом и его развитие
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
🔔 Важно
Спецификой винодельческого бизнеса является то, что нужно высаживать виноград и получать лицензию для сельхозпроизводителей, которая дает право на продажу вина. Наличие такой лицензии обязывает делать вино из собственного винограда, который был задекларирован.
Иногда предприниматели начинают с закупки винограда и производят напитки из него. Но все же, чтобы заниматься таким бизнесом серьезно, стоит посадить собственные виноградники. Это обусловлено такими аспектами:
в любой момент поставщики могут прекратить торговлю, и тогда производство остановится;
вино делают из определенных сортов, которые иногда сложно найти;
при производстве вина из чужого винограда сложно контролировать качество и уровень сахара.
Фермерам не очень выгодно продавать натуральный виноград небольшим домашним хозяйствам. Они обычно предпочитают работать с винодельческими заводами, которые за один раз выкупают весь урожай.
Производство красного и других разновидностей вина имеет свою специфику. Для каждого сорта есть технология. Например, важно учитывать содержание сахара в виноматериале, чтобы к моменту приготовления белого или красного вина была необходимая концентрация.
Содержание сахара в различных видах вина регулируется в статье 18 ФЗ №468 от 27.12.2019 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Так, сухое вино должно содержать до 4 грамм сахара на кубический дециметр, а полусладкое — от 18 до 45.
Сахар в ягодах увеличивается к моменту созревания, и его уровень повышается довольно быстро. Поэтому важно собирать урожай строго в тот момент, когда сахар достигает нужного уровня. Если собрать виноград слишком рано, вино будет кислым.
Важно понимать, что винодельческий бизнес требует значительных вложений, а его окупаемость довольно долгая. Плюс у такой деятельности есть риски и особенности:
Можно потерять урожай из-за неблагоприятных погодных условий, вредителей или заболеваний растений.
Сложно конкурировать с заводами вин, которые реализуют свою продукцию по низким ценам.
Есть ограничения в рекламе.
Непросто найти квалифицированных и опытных виноделов.
В последние годы интерес к отечественной алкогольной продукции возрос в связи с повышением пошлин на импортный алкоголь и влиянием других условий. Эксперты считают, что это повысит конкурентоспособность российских вин и избавит рынок от некачественного импорта.
В ближайшей перспективе цены на российский алкоголь будут расти. Это связано как с ростом налогов и акцизов, так и с общим увеличением себестоимости производства белого и красного вина.
Сейчас импортеры ориентируются на минимальную закупочную цену белых или красных вин и меньше смотрят на характеристики предлагаемых вин. Поэтому на полках магазинов есть выбор из менее качественного импортного продукта и качественного отечественного по примерно одинаковым ценам.
В РФ лидерами по выращиванию винограда признаны:
Краснодарский край,
Дагестан,
Крым.
Стоимость гектара земли сельхозназначения в южных регионах России может меняться и доходить до 5 млн рублей. Многое зависит от локализации участка, типа почвы, транспортной доступности, коммуникаций.
Землю первое время допустимо арендовать, но потом лучше выкупить. Свободные участки можно искать несколькими способами:
Посмотреть в публичной кадастровой карте участки, которые не поставлены на кадастровый учет. Это означает, что землю можно приобрести.
Приехать в районную администрацию и узнать, какой участок земли свободен.
Администрация устраивает аукцион на участок. Согласно закону, сразу ее выкупить нельзя. Первые несколько лет приходится брать в аренду.
🔔 Важно
Система
аренды позволяет уберечь землю от фермеров, которые дешево покупают, но не
ухаживают за участком, то есть ведут себя недобросовестно. Администрация
посылает ревизора, который следит, как идут дела на участке. Если вопросов нет,
то через 3 года фермер может выкупить землю. Если нарекания возникли, то
договор аренды расторгнут.
Для регистрации участка стоит взять на работу кадастрового инженера. Еще важный момент — удостовериться, что почва на участке подходит для винограда. Для этого надо сделать анализ почвы. Также следует узнать, где находится вода, чтобы наладить систему орошения.
Государство ведет реестр виноградопригодных земель. Если участок внесен в реестр, значит, на нем возделывали виноград в течение 5 лет за последние 50 лет. Эта информация может облегчить поиск участка.
Важный этап — оформление всей необходимой документации. Без этого нельзя будет приступать к производству игристого вина или любого другого, а также продавать его.
Красные или белые вина от сухих до сладких можно продавать, только если есть разрешение на это.
Лицензия для сельхозпроизводителей требуется, чтобы реализовывать красное, игристое, белое, сухое и любой другой алкоголь не только через дистрибьюторов, но и напрямую у себя на винодельне, на рынках, ярмарках.
Для получения лицензии нужно соблюсти ряд условий:
Следует обратиться в налоговую, зарегистрироваться как глава крестьянско-фермерского хозяйства. Стать главой КФХ не может человек, у которого оформлено ИП.
Важно, чтобы у человека в собственности или в аренде было помещение, в котором он занимается производством игристого вина или любого другого алкогольного напитка.
Фермер должен быть собственником или арендатором виноградников, после сбора урожая на которых получается предлагаемое к продаже белое вино, красное вино, сухое — любое из доступных вариаций.
Нужно учитывать еще одно непременное условие: лицензию выдают только тем, кто работает на сертифицированном оборудовании. Получается, нельзя использовать на производстве игристого вина или других видов напитка какие-либо приспособления, у которых нет сертификатов.
Также нужна технологическая инструкция, в которой описано, как происходит производство, приведена конкретная технология. Фермеру нужно указать:
по какой технологии происходит переработка винограда;
как снимается сусло;
как производится отжим, ферментация;
как протекают прочие этапы производства белых или красных вин;
какой конкретно используется метод;
как осуществляется розлив алкоголя по бутылкам.
Необходим компьютер, на котором будет установлена программа ЕГАИС. С ее помощью государство отслеживает контрафактный винный продукт таким образом:
Производитель клеит на бутылки акцизные марки и сканирует штрихкод с каждой проданной бутылки.
По этому штрихкоду государство отслеживает, куда дальше идет вино и кому продана продукция.
Чтобы получить акцизные марки, через сайт Минсельхоза подают декларацию о собранном винограде. Этим занимается бухгалтер. Также должен вестись журнал учета, в котором отмечается, какой сорт винограда собран и в каком количестве. Взвешивать виноград следует на сертифицированных весах.
Далее через ЕГАИС запрашивают нужное число марок. Как правило, число равно реализуемому за 9 месяцев количеству бутылок, так как срок годности акцизных марок — 9 месяцев.
Марки, которые не наклеены на бутылки с вином, необходимо возвращать Росалкорегулированию. Акцизные марки следует хранить в сейфе.
Чтобы продавать красное или белое вино в странах ЕАЭС, нужно получить сертификацию ЕАЦ. Для этого готовое вино раз в год отправляют на анализ. Специалисты проверяют его на допустимую концентрацию серы, спирта, летучих кислот.
Потенциал почвы и микроклимата участка имеют большое значение для успешности дела. В связи с этим зачастую привлекают почвоведов и других специалистов по винограду, чтобы они исследовали характеристики земли. Такая экспертиза может стоить порядка 20 000 рублей.
Прежде чем высадить на территории виноград, нужно провести подъем плантажа — взрыхлить землю, удобрить ее. Затем выполняют геодезическую разметку: землю размечают и находят участок для выращивания кустов. Разметка позволяет наладить уход за кустами в дальнейшем и оптимизировать сбор урожая.
От качества саженцев зависит:
приживется ли куст,
будет ли он устойчивым к заболеваниям,
сколько принесет урожая.
Начинать можно с закупки саженцев разных сортов. Чаще всего на одном гектаре сажают от 3000 до 5000 саженцев.
Нужно учитывать, что первое вино из собственного винограда можно сделать только на третий год после посадки.
Важно верно выбрать время посадки. Например, не стоит делать этого, если температура нестабильная и быстро меняется от плюсовой до минусовой. Также нужно сразу рассчитать, сколько человек понадобится, чтобы высадить все купленные саженцы.
Труд стоит максимально механизировать, чтобы не сажать вручную. Например, поначалу можно закупить б/у технику.
На винодельню обязательно нужно нанять таких специалистов:
Агроном. Отвечает за качество винограда и урожайность.
Винодел. Следит за процессом изготовления продукции.
С учетом потребностей предприятия в команду находят технологов винного производства, рабочих, бухгалтера, юриста, команду, которая займется продвижением.
Для выпуска 50 000 бутылок требуется помещение примерно 1000 квадратных метров. Какая понадобится сельхозтехника и сколько единиц, зависит от площади участка и плотности посадки. На небольшом винограднике можно свести применение техники к минимуму, как это делают изготовители классического вина. А при особой потребности — арендовать технику, найти бригаду.
Разливать вино можно самому или при помощи специального аппарата. При этом пресс, винификатор, емкости не так важно приобретать первые два-три года, пока виноград прорастает и укореняется.
Технология производства вина может отличаться в зависимости от сорта винограда. Вина бывают:
красными, белыми, розовыми или оранжевыми;
сухими, сладкими и полусладкими.
Красное или белое вино, как и любое другое, имеет свою специфику изготовления.
Например, для изготовления красного вина урожай собирают на поле и в тот же день везут на винодельню. Там его нужно отправить в давилку, чтобы отделить ягоды и гребни, подавить ягоды и отправить сок через шланг в специальные баки.
На следующие сутки начинается процесс брожения, который зависит от количества дрожжей. Важно периодически перемешивать сусло, чтобы не возникало сильного окисления.
Примерно неделя нужна на то, чтобы весь сахар преобразовался в спирт. Так заканчивается спиртовое брожение.
Затем сок сливается в баки с плавающей крышкой. Важно успеть сделать это вовремя, чтобы не окислилось вино. Напиток оставляют на месяц, чтобы сформировался осадок.
Вино можно держать на осадке, чтобы оно становилось более насыщенным, мягким и приобрело интересный вкус. Но передерживать не стоит, поскольку это придаст напитку специфические тона. После этого вино требует некоторой выдержки и переливается в бутылку.
В производстве белого вина есть небольшие отличия. Например, нужно отделить мякоть и кожицу. Поэтому условия для образования естественных дрожжей не создаются. Чтобы запустить процесс брожения, в белое вино добавляют промышленные дрожжи.
Маркетинг и продажи
Нужно четко продумать стратегии продвижения, которые будут способствовать продажам. Но для начала следует определить стоимость своей продукции.
При формировании цены нужно учитывать много различных факторов:
себестоимость тары, винограда, транспортировки, этикетки;
затраты на оборудование, его обслуживание, электричество;
труд сотрудников;
проведение дегустаций.
Поэтому стоимость для потребителей может составлять более 1000 рублей за бутылку.
В таком бизнесе, как винодельческий, большое значение имеет узнаваемость. Поэтому стоит заниматься контент-маркетингом. Следует:
создать свой сайт,
вести блог,
заказывать публикации на сторонних площадках.
Владельцу виноградного бизнеса хорошо давать интервью и рассказывать о технологиях и уникальных отличиях продукта и локации. Все это поможет заинтересовать целевую аудиторию и привлечь больше потенциальных покупателей.
Винные туры набирают популярность. Туристы все больше посещают не только южные достопримечательности, но и винодельни, виноградники, фестивали.
Участники винных туров — люди, которым интересны дегустации в красивых локациях, а также лекции и мастер-классы на темы, связанные с алкогольной продукцией.
В процессе таких туров люди приобретают белое или красное вино, которое предлагает винодельня. Мероприятия рассчитаны как на начинающих любителей, так и знающих толк в этом напитке.
Туры бывают однодневные и рассчитанные на несколько дней. Количество гостей также может быть разным — от 2 до 20 участников. В связи с этим нужно понимать, стоит ли организовать при винодельне небольшую гостиницу или сдавать комнаты в аренду. Это принесет дополнительную прибыль, но потребует и вложений.
Если на винодельне достаточно места, то можно использовать ее еще и как локацию для разных событий, например для свадеб или фотосессий.
Предпринимателю нужно просчитать всю экономику: от закладки виноградника и до комплекса маркетинговых мероприятий. При этом следует учитывать курс валют и уровень инфляции, потому что это влияет на стоимость оборудования и материалов.
Путей развития винодельни может быть несколько. Например:
запустить фирменный магазин при винодельне и продавать там напитки,
открыть сеть магазинов,
устраивать мероприятия и винные туры.
Путь от идеи до выпуска первой бутылки может занять от 5 лет. Нужно найти хорошую землю и обработать ее, приобрести и высадить саженцы. А также построить винодельню, закупить оборудование, внедрить систему ЕГАИС и получить лицензию на продажу вина. Несмотря на сроки реализации и специфику, бизнес может стать интересным и прибыльным делом.
Автор: Ольга Лаврикова, пишет на темы для предпринимателей