Что такое XYZ-анализ
Бизнес-словарь

Что такое XYZ-анализ

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

XYZ-анализ — это способ для анализа и выявления спроса на товары, учитывающий влияние внешних факторов.


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

К внешним факторам относятся изменения в трендах и покупательском поведении, запуск маркетинговых активностей, сезонность и другие.

XYZ-анализ позволяет изучить спрос и его динамику, планировать закупки, вносить изменения в ассортимент.

Понятие XYZ-анализа включает расчет коэффициента вариации. Если вариация небольшая, спрос более стабилен и устойчив, если вариативность большая — товар продается нестабильно, наблюдаются резкие колебания спроса.

Формула расчета коэффициента вариации.

Коэффициент вариации также рассчитывается в Excel-таблице по формуле:

СТАНДАРТОТКЛОНП (ЯЧЕЙКАN:ЯЧЕЙКАM)/СРЗНАЧ(ЯЧЕЙКАN:ЯЧЕЙКАM).

Для расчета берутся данные из ячеек — суммы реализации товаров за каждый период и процентные соотношения между ними, которые показывают, на сколько процентов изменился спрос.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к более 1000 идеям для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Чтобы провести XYZ-анализ, нужно разделить ассортимент на группы:

  1. Группа X. У этих товаров коэффициент вариации до 10%. Они отличаются стабильным спросом. По этой группе легче всего рассчитывать, сколько нужно купить единиц товара.

  2. Группа Y. Товары имеют вариацию 10–25%, отличаются нестабильным спросом, поэтому достаточно сложно прогнозировать поставки. По этой группе дополнительно проводится анализ факторов, влияющих на колебания спроса. Поставки планируются уже с учетом выявленных факторов.

  3. Группа Z. Это группа с коэффициентом вариации более 25%. Спрос на такие товары случаен, он может как быть, так не быть. Эти товары можно либо вывести из ассортимента, сократить, либо, наоборот, приобрести больше на случай, если спрос резко поднимется.

К какой группе отнести товары с той или иной вариацией, определяют, исходя из специфики бизнеса. Так, если бизнес продает товары, которые сами по себе отличаются нестабильным спросом, в группу Y могут быть отнесены позиции с вариацией до 50%.

Telegram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Период для анализа можно рассматривать также в зависимости от вида деятельности. Для реализации продуктов питания это может быть одна неделя: например, перед выходными спрос на определенные категории товаров растет, так как люди покупают их для дачи и отдыха, а в понедельник — вторник спрос на те же категории минимален.

Чаще всего для получения полной картины XYZ-анализ проводят вместе с ABC-анализом. ABC-анализ показывает, какой процент каких товаров приносит наибольшую прибыль. В группу A попадают 20% товаров, которые приносят 80% прибыли, в группу B — 30%, которые приносят 15% прибыли, в группу C — 50% товаров, которые приносят 5% прибыли.

📗 Словарь для предпринимателей

Говорите с деловыми партнерами и подрядчиками на одном языке — с помощью Бизнес-словаря

Выяснить значение терминов

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии