Открыть бизнес
Что такое ABC-анализ
Бизнес-словарь

Что такое ABC-анализ

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

ABC-анализ — это маркетинговый инструмент для определения эффективности продаж. ABC-анализ показывает, продажи каких товаров обеспечивают бизнесу прибыль, а каких — убытки. Благодаря ABC-анализу компания может сосредоточить силы и ресурсы на продвижении продуктов, приносящих доходы, а убыточные исключить из ассортимента.

Чаще всего ABC-анализ применяют для оценки ситуации с продажами разных товарных категорий в рамках всего ассортимента. Но такой инструмент является универсальным, он позволяет также анализировать:


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

  • складские запасы,

  • поставщиков,

  • клиентскую базу и сегменты целевой аудитории,

  • подразделения и отделы организации,

  • инвестиции и статьи расходов.

Принцип, лежащий в основе ABC-анализа, похож на закон Парето, он же — правило 20/80: 20% товаров обеспечивают 80% всей прибыли и оборота.

Чтобы провести ABC-анализ, необходимо выделить три группы:

  • A — продукты, формирующие 80% прибыли, их примерно 20%;

  • B — продукты, которые приносят 15% прибыли, их около 30%;

  • C — продукты, которые дают всего 5% прибыли, но их больше всего, в районе 50%.

Преимущества ABC-анализа:

  • возможность грамотно управлять запасами;

  • возможность сосредоточиться на тех продуктах, которые приносят прибыль, уменьшить долю малоприбыльных продуктов и тем самым сэкономить на их хранении и логистике;

  • помощь в планировании бюджета;

  • помощь в оценке стратегии маркетинга.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Оформить на 14 дней бесплатно

Как провести ABC-анализ:

  1. Создать таблицу Excel.

  2. Выписать в первый столбец все товары или другие позиции.

  3. В следующем столбце указать выручку, которую приносит каждый товар или услуга. Нередко выполняют разбивку по месяцам.

  4. Посчитать в процентах долю товаров каждой категории в выручке.

  5. Вывести совокупный процент, или накопленную долю. В первой строке значение равно проценту от общего объема, в последующих строках — сумме процента от общего объема и совокупного процента предыдущей позиции.

  6. Присвоить в зависимости от процента по выручке букву товару: A — совокупный процент до 80%, B — от 80% до 95% и C — выше 95%.

  7. Сделать выводы.

Для бизнеса важно проводить ABC-анализ на постоянной основе — раз в квартал или раз в год. Так можно оценить развитие продаж в динамике.

📗 Словарь для предпринимателей

Говорите с деловыми партнерами на одном языке — с помощью Бизнес-словаря

Выяснить значение терминов

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии