ABC-анализ — это маркетинговый инструмент для определения эффективности продаж. ABC-анализ показывает, продажи каких товаров обеспечивают бизнесу прибыль, а каких — убытки. Благодаря ABC-анализу компания может сосредоточить силы и ресурсы на продвижении продуктов, приносящих доходы, а убыточные исключить из ассортимента.
Чаще всего ABC-анализ применяют для оценки ситуации с продажами разных товарных категорий в рамках всего ассортимента. Но такой инструмент является универсальным, он позволяет также анализировать:
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
складские запасы,
поставщиков,
клиентскую базу и сегменты целевой аудитории,
подразделения и отделы организации,
инвестиции и статьи расходов.
Принцип, лежащий в основе ABC-анализа, похож на закон Парето, он же — правило 20/80: 20% товаров обеспечивают 80% всей прибыли и оборота.
Чтобы провести ABC-анализ, необходимо выделить три группы:
A — продукты, формирующие 80% прибыли, их примерно 20%;
B — продукты, которые приносят 15% прибыли, их около 30%;
C — продукты, которые дают всего 5% прибыли, но их больше всего, в районе 50%.
Преимущества ABC-анализа:
возможность грамотно управлять запасами;
возможность сосредоточиться на тех продуктах, которые приносят прибыль, уменьшить долю малоприбыльных продуктов и тем самым сэкономить на их хранении и логистике;
помощь в планировании бюджета;
помощь в оценке стратегии маркетинга.
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноКак провести ABC-анализ:
Создать таблицу Excel.
Выписать в первый столбец все товары или другие позиции.
В следующем столбце указать выручку, которую приносит каждый товар или услуга. Нередко выполняют разбивку по месяцам.
Посчитать в процентах долю товаров каждой категории в выручке.
Вывести совокупный процент, или накопленную долю. В первой строке значение равно проценту от общего объема, в последующих строках — сумме процента от общего объема и совокупного процента предыдущей позиции.
Присвоить в зависимости от процента по выручке букву товару: A — совокупный процент до 80%, B — от 80% до 95% и C — выше 95%.
Сделать выводы.
Для бизнеса важно проводить ABC-анализ на постоянной основе — раз в квартал или раз в год. Так можно оценить развитие продаж в динамике.
📗 Словарь для предпринимателей