Петр Мельников с друзьями запустили производство уникального средства передвижения — тротуарного электромотоцикла. Но прежде чем найти новую необычную нишу, друзья пробовали свои силы в других бизнес-проектах. Петр рассказал о своем предпринимательском опыте, поиске идей, ошибках и успехах. Материал подготовлен совместно с проектом РБиДОС, уникальным сервисом по регистрации бизнеса
Содержание
Путь в предпринимательство
Переход к производству (+ инсайт, как быстрее запустить продажи)
Невозможность масштабировать проект привела к новой идее
Как тестировали MoonBike и MARS
Какие каналы продвижения использовали (+ инсайт, как завоевать внимание клиентов)
О запуске бизнеса с друзьями (+ инсайт о разделении ответственности)
Ошибки на пути
Результаты и планы
Рекомендации начинающим (+ полезные бизнес-книги)
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Компания: МАРС БАЙК
Основатель: Петр Мельников, Павел Козинкин, Константин Николаев
Локация: Омск
Год открытия: 2022
Стартовый капитал: проект MoonBike — 60 тыс. рублей, проект MARS — 1 млн рублей
Команда: Павел Козинкин, Константин Николаев, Петр Мельников
Доход: 20 млн рублей за 2023 год
Организационно-правовая форма: ООО
Сайт компании
Сообщество во ВКонтакте
Путь в предпринимательство
Петр Мельников, сооснователь компании «МАРС БАЙК».
Мой первый предпринимательский опыт был в 18–19 лет. Сначала я организовал небольшой мини-гольф клуба выездного характера. Заказал 18 дорожек, спроектировал сам по собственному видению. И начался такой небольшой бизнес, который студенту давал определенные средства к существованию.
Потом были еще микробизнесы, как я их называю. У меня с друзьями были пара квеструмов разной тематики. В квесте «Лабиринт фараона» я начал заниматься первыми продажами.
Квест я проектировал полностью сам, начиная с творческой части и заканчивая технической. Здесь надо сказать, что я юрист по образованию. У нас так сложилось, что ключевые люди в компании — это юристы, которые не связаны никак ни с техникой, ни с промышленностью, ни с производством.
Переход к производству
Компания по производству персонального электротранспорта началась с электровелосипеда MoonBike. Я никогда не мог понять, почему у велосипеда нет электромотора. Если ты используешь его каждый день в качестве транспорта — это же сплошная мука. Поэтому мы и пришли к идее создания электровелосипеда.
К тому времени мы немного продавали самокаты. И появилась классная идея: создать свой продукт. Мы пошли по сложному пути: не переделывать китайские велосипеды, а создать полностью свой дизайн, бренд, технологию. Достаточно быстро мы запустили штучное производство, за два-три года поняли, как может выглядеть бизнес в этой сфере.
Мы научились очень быстро продавать по предзаказам еще во время производства первого MoonBike. Первый байк мы построили за свой счет, потратив 60 тыс. рублей. Тогда еще можно было его за эти деньги построить.
Мы просто заказали детали, какие нужно, привезли их, собрали. Сфотографировали, сняли видео. Запустили все это на карточке «Авито». И пошел первый процесс работы с клиентами, где подразумевалось, что клиенты будут давать нам деньги напрямую. Мы тогда еще не знали, что так это и работает.
Были случаи, когда человек звонил и говорил: «Вы делаете прикольный продукт. Давайте я закажу у вас байк, просто хочу вас поддержать».
И некоторые клиенты платили даже больше той цены, по которой мы выставили байк. Допустим, байк стоил 80 тыс., а клиент отправлял 140 тыс., чтобы поддержать наш проект. Было несколько таких первых заказчиков с «Авито».
💡 Инсайт, как запустить продажи
Прежде чем запустить масштабное производство, начните с предзаказов. Выберите канал и собирайте в нем аудиторию. Рассказывайте о продукте. А потом по модели предзаказа получайте первых клиентов. Так делал Илон Маск: сначала он всем показал свою машину, убедил, что это автомобиль будущего. Потом взял деньги по предзаказу за первые Tesla у тысячи человек по 100 тыс. долларов за штуку.
Невозможность масштабировать проект привела к новой идее
Дальше решили масштабироваться. Дошли до крупной сети «М.Видео», где сразу получили фидбек: мы не готовы к дилерской сети, потому что у нас бизнес-модель неподходящая. Наш товар невозможно было производить в больших количествах и при этом качественно. Чтобы собрать этот байк, требовалось много ручного труда.
Следующий продукт мы еще тогда не спроектировали, но понимали — важно собрать три фактора: масштабируемую модель, собственный бренд, уникальный сегмент рынка.
Мы устраивали мозговые штурмы, чтобы понять каким будет следующий продукт. Так появилась концепция MARSа — ультралегкого тротуарного мотоцикла, который не требует прав, весит всего 30 кг, имеет большой запас хода на 100 км и на нем можно передвигаться вдвоем. При этом он должен быть комфортен для людяей, которые стесняются ездить на самокатах, велосипедах, потому что они выглядят несолидно.
Тротуарный мотоцикл MARS.
Так мы создали новый сегмент рынка — тротуарные мотоциклы, что-то среднее между велосипедами и мотоциклами. В этом сегменте находимся пока только мы. Есть косвенные аналоги, но нам это дает определенные возможности для развития.
Первую модель мы сделали из деревяшек, чтобы понять, какого размера должен быть байк. Мы даже аналог не могли никакой взять за основу, потому что они все в других размерах. Дальше сделали черновую модель из металла, потом вторую и третью черновую модель. В течение месяца — четыре штуки. И выработали определенную концепцию. Сразу же накинули на нее дизайн. Получилась интересная модель. Чем больше итераций проходит проект, тем быстрее приходишь к готовому решению.
Как тестировали MoonBike и MARS
Процесс сборки электромотоцикла MARS bike.
Если говорить про наши первые старые модели Moonbike, которые мы уже не производим, то в поиске слабых мест нам очень помогли клиенты. Наш первый клиент был человек большого веса и с очень агрессивной манерой езды. С таким клиентом сразу понимаешь, где нужно что-то доработать. У него в первый же день была поломка. Буквально три дня — он сломал крыло, еще три дня — вилку. А мы за ним следили. Как только у него что-то ломалось, он нам звонил, мы приезжали, сразу же ремонтировали и понимали, что нужно усовершенствовать технически.
Когда мы проектировали наш второй продукт — MARS Bike, там уже был профессиональный инженерный подход. В дорожной карте мы шли четко по плану: прототип, итерация, исправление. Сейчас каждая модель все равно выходит с дополнениями. Каждый десятый байк все равно будет обновляться какими-то деталями. Просто они сейчас не такие значительные. Модель структурно выросла, технически она стабильная, всегда одинаковая. Мы дорабатываем мелочи, чтобы ребята могли быстрее собирать, тем самым экономя время.
Какие каналы продвижения использовали
Cооснователь компании «МАРС БАЙК» Павел Козинкин на мотобайке MARS.
Сначала мы продавали по предзаказам на Авито. Потом появилась группа во «ВКонтакте». Дальше мы использовали разные социальные сети и все площадки, где можно было сделать это бесплатно на тот момент. Этот путь для продуктов — очень хороший пример старта без капитала как такового.
Я считаю, что «ВКонтакте» — это одна из самых удачных площадок, где можно собрать сообщество. Это тоже важно, потому что мы продаем некий образ жизни.
Первое, что нужно сделать молодому проекту — разместить информацию о себе на всех информационных ресурсах: Авито, ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, YouTube, Яндекс.Маркет и т. д.
Сейчас у меня есть целая доска, где я полностью расписал каналы информирования, общения и привлечения клиентов, каналы продаж, каналы работы с существующими клиентами.
Мы продвигаемся и через Youtube. Записывать видеоролики — это тоже целая работа. Управляя компанией, думая о закупках и о производстве нужно найти время, чтобы отвлечься, прокатиться на байке и снять видео.
💡Инсайт, как завоевать внимание клиентов
При продвижении продукта в Youtube и других соцсетях важно, чтобы у проекта был автор, который не боится показывать лицо. Как Илон Маск, он в определенной степени является моим кумиром. Я считаю, что с него, как с фронт-менеджера, можно брать пример: как он позиционирует свои компании, как их растит, что делает, чтобы привлечь к ним внимание. Также я слежу за другими фронт-менеджерами крупных компаний.
О запуске бизнеса с друзьями
Cооснователи компании «МАРС БАЙК». Константин Николаев и Петр Мельников.
Я создал бизнес вместе с друзьями. С Павлом мы стартовали с самого начала, потом подключился Константин. С друзьями работать в 10 раз сложнее. Но помогает то, что у нас уже были общие дела, небольшие бизнесы. То есть мы уже друг друга с точки зрения партнерства понимаем. Главное — сразу себя приучить команду к тому, что у каждого будут свои задачи в бизнесе. В какой-то момент вы даже на работе пересекаться не будете, все будут выполнять свою рутинную работу. Но цель общая. И благодаря маленьким задачкам, которые распределены на всех и все выполняют их хорошо, можно быстрее прийти к цели.
Сейчас у нас нет одного начальника, есть команда. Есть один человек, который управляет, но сама команда достаточно независима. Есть четкий KPI на всю команду: продажи, производство, реализация продукта, цель.
Есть классическая система вертикальной власти, а есть Scrum-система. Мы придерживаемся второй. Пока у нас маленькая компания, мы можем насладиться этим моментом. Когда это будет большая организация, Scrum-система работать перестанет.
💡Инсайт — разделить зоны ответственности
Когда ты директор, тебе самому надо одновременно следить и за производством, и за реализацией, и за закупкой, и за рекламой, и за всеми сотрудниками. Делегировать такое на первом этапе сложно. А если и делегировать, то нужно следить за результатами постоянно. Это отнимает много ресурсов. А времени в сутках и так мало. Поэтому мы к Scrum пришли очень быстро. Каждый из нас чувствует свою ответственность за задачу. Достаточно просто решить, кто и что делает.
Допустим, Павел у нас отвечает за снабжение. Он быстрее всех найдет партнера по поставке запчастей. Мы уже доверяем ему. Он сам разберется, нас привлекать к вопросу не будет до последнего. Может проконсультироваться, но ни у кого нет задачи проверять его потом. Нет этой проблемы.
Ошибки на пути
Самый неприятный момент у нас произошел с первым партнером. Получилось так, что он должен был быть нашим инвестором. Когда уже договорились об определенных инвестиционных цифрах и начали что-то делать, он сильно снизил сумму, чуть ли ни в 10 раз. Этого не хватило, чтобы выполнить одну полную итерацию, до продукта дорасти. Такой ненадежный партнер оказался: сначала сильно затянул по срокам, а потом еще и не додал денег. Сейчас мы разошлись с ним, рассчитались, все закончилось хорошо. Это, наверное, было самой главной ошибкой. С другой стороны, мы кое-чему научились благодаря этому партнеру. Во-первых, смотреть сразу с точки зрения производства — у него было чему поучиться как у производителя. Во-вторых, мы полностью пересмотрели инвестиционную концепцию. И понимаем, как точно не будем делать.
Конечно, небольшие промахи случаются постоянно. Например, происходили ситуации, когда было неудобно перед клиентом. Например, мы взяли много предзаказов — понадеялись, что партнер вовремя привезет комплектующие. А из-за сложностей на производстве и таможне, поставки сильно задержались. Конечно, это наша ошибка: мы не просчитали риск задержки на таможне. В идеале, когда будет оборотка, мы будем товары выдавать из наличия и сразу радовать клиентов, а не мучать их несколько месяцев в ожидании, учитывая, что они заранее заплатили.
Мне кажется, без ошибок вообще невозможно. Если любого предпринимателя спросить, то у каждого были такие провалы. Просто со временем начинаешь воспринимать их как опыт.
Результаты и планы
RED Mars — совместный продукт с дистрибьютером RED Solution.
99% клиентов покупают онлайн, видя мотоцикл только по фотографиям и видео. Я думаю, это связано в первую очередь с правильным информированием: видео на YouTube-канале, открытый фронт-менеджер. Люди наблюдают за нашим производством, доверие и лояльность повышается.
Сейчас мы производим тысячу байков в год. В наших планах выпустить два продукта того же сегмента, в котором мы сейчас работаем. Возможно, получим патент. Постараемся также занять на рынке немного другую нишу, выпустить что-то типа самоката.
Недавно мы выпустили новую версию RED MARS— совместный продукт с RED Solution, крупным российским дистрибьютором бытовой и электронной техники.
А ближайшая большая цель для компании — запустить свою производственную площадку. Мы мечтаем, чтобы у нас было не совсем производство в классическом виде, а именно творческая мастерская. Мы живем в Омске, у нас есть длинная красивая набережная. Как визитная карточка города. Мы хотим, чтобы люди шли по набережной, видели витрины с нашими мотоциклами, смотрели, как мы их собираем. В общем, чтобы получилась своего рода фан-зона для поклонников бренда, но с открытой для всех кофейней.
Рекомендации начинающим бизнесменам
Подходите к своему проекту системно. Непродуманный бизнес может не взлететь. Бизнес-план — это самый универсальный совет для всех: от самозанятого до ООО. Не ленитесь его писать. Когда пишешь бизнес-план, сразу видны ошибки, в процессе появляются правильные цифры, ключевые партнеры и т. д. Обязательно надо прописать какую-то глобальную цель, без нее бизнес не будет расти.
Станьте фронт-менеджером своего проекта. Выходите в свет — это поможет быстрее получить результаты.
Показывайте свой товар на различных площадках и не обращайте внимание на хейтеров. Я встречал предпринимателей, которые не развивали классные идеи из-за недоброжелательных отзывов. Постарайтесь понять, что есть объективная критика, к которой нужно прислушиваться, а есть необоснованный хейт. Верьте в свой проект и не обращайте внимание на диванных критиков.
Вступайте в различные бизнес-сообщества. Чем больше общаешься с другими предпринимателями, тем больше полезной информации узнаешь и начинаешь понимать, как работают системы. Где брать оборотку, где продавать, какие инструменты использовать, какие производственные ресурсы нужны.
📚 Полезные бизнес-книги
Книги помогают не сдаваться, думать как предприниматель, жить как предприниматель. Я люблю ехать или гулять по своему району и слушать аудиокнигу, которые написали опытные люди. В то же время думать о своей компании, будущем и целях.
Вот несколько полезных и вдохновляющих книг, которые я рекомендую почитать начинающему предпринимателю:
– Фил Найт, «Продавец обуви. История компании Nike».
– Джим Коллинз, «От хорошего к великому».
– Рене Моборн, «Стратегия голубого океана».
– Роберт Т. Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа».
– Максим Батырев, «45 татуировок продавана».