ROI — Return on Investment, или возврат инвестиций. Эта метрика, которая показывает, насколько окупились вложенные в развитие бизнеса деньги.
Так, когда предприниматель направляет деньги на покупку оборудования, техники, аренду, зарплату, маркетинг, он желает знать, окупились ли эти вложения. Для этого считает ROI. Таким образом, с определением ROI связаны понятия рентабельности и окупаемости бизнеса.
Применительно к маркетингу рассчитывают похожий показатель — ROMI, Return on Marketing Investment, или возврат на вложения в маркетинг.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум
Вступайте в клуб и получите доступ к 1000 идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!
Оформить на 14 дней бесплатноМетрика ROI показывает эффективность всех инвестиций предпринимателя. Можно считать ROI для всего бизнеса либо для отдельных его направлений, проектов.
Для расчета ROI нужно учитывать:
период — месяц, квартал, год;
все расходы компании за этот период;
все доходы за период.
К статьям расхода, которые нужно учитывать, относятся оплата аренды офиса и коммунальных услуг, закупка оборудования и техники, зарплата персонала, издержки.
ROI дает информацию, рентабелен ли проект и какие следует принять меры: закрыть проект, поменять канал продвижения, увеличить бюджет, сменить поставщика или работать над сокращением издержек.
ROI считают по формуле:
ROI = ((доход бизнеса – все затраты бизнеса) / все затраты бизнеса) х 100%,
где все затраты бизнеса — это размер инвестиций.
💼 Пример
Компания
получила за месяц доход в 500 000 рублей. Предприниматель проанализировал
расходы, учел все статьи в бухгалтерском балансе, оказалось, что за месяц на
бизнес потрачено 300 000 рублей. ROI = ((500 000 – 300 000) / 300 000) х 100% =
66%.
Такой результат показывает, что компания не вышла в убыток, что уже хороший знак. Но 66% означает, что на каждый вложенный 1 рубль компания получила всего 1,6 рубля, а это может быть мало и невыгодно для конкретного бизнеса.
Иногда в формулу добавляют такую переменную, как стоимость инвестиций на конец периода, и тогда ROI считают следующим образом:
ROI = ((стоимость инвестиции к концу периода + доход, полученный в период владения активом – размер инвестиций) / размер инвестиций) х 100%.
Этот вариант формулы используют, например, чтобы понять, какую прибыль принес разработанный онлайн-сервис спустя несколько лет после его запуска.
Метрика ROMI считается похожим образом:
ROMI = ((доход, полученный бизнесом, пока шла рекламная кампания – все затраты на рекламу) / все затраты на рекламу) х 100%.
Если не хватает оперативных данных, например в B2B-продажах, когда происходит длинный цикл сделки и каждый месяц получается разный доход, ROI посчитать сложно. В этом случае нужно ориентироваться на другие маркетинговые и финансовые метрики.
Если ROI:
выше 0% — компания получила прибыль;
0% — компания не получила прибыль и ничего не потеряла;
ниже 0% — это убытки, заработано меньше, чем вложено.
ROI можно повысить, если:
снижать и перераспределять расходы;
увеличивать прибыль и средний чек;
анализировать показатели;
использовать эффективные рекламные каналы.
💼 Пример отрицательного ROI
Компания вложила в бизнес 300 000 рублей, а заработала 200 000 рублей.
ROI = ((200 000 – 300 000) / 300 000) х 100% = –33%.
С каждого вложенного рубля было возвращено только 66 копеек.
ROI — такая метрика, на которую обращают внимание потенциальные инвесторы. Изучая этот показатель, инвесторы оценивают данные о компании, сравнивают их и учитывают в формировании своих инвестиционных портфелей. Собственникам бизнеса ROI позволяет планировать бюджет и стратегию развития, находить выгодные каналы продвижения и сбыта, избегать нерентабельных проектов.
📗 Словарь для предпринимателей