Что такое УТП
Статья

Что такое УТП

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Клиенты всегда будут сравнивать компанию и ее продукты с конкурентами. Чтобы выигрывать в глазах целевой аудитории, нужно разработать сильное уникальное торговое предложение, или УТП. Рассказываем, как это сделать правильно

Содержание

УТП: что это такое и для чего нужно
Отличие от позиционирования
Виды УТП
Как составить УТП: краткая инструкция и примеры


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

УТП: что это такое и для чего нужно

Часто используемый в маркетинге термин УТП расшифровывается как уникальное торговое предложение. УТП — это ответ на вопрос, почему клиент должен купить у конкретной компании, а не у какой-то другой. Это ценностное предложение, которое позволяет увидеть принципиальное отличие того или иного продукта от аналогичных, обозначить, какое сообщение о себе или продукте компания хочет донести до потенциальных и реальных покупателей.

УТП можно сформулировать одной фразой, в которой необходимо четко прописать преимущества продукта или бренда для тех потребителей, которые его выберут.

Чтобы понять, в чем заключается УТП компании и ее товаров либо услуг, нужно ответить на два основных вопроса:

  • по какой причине люди должны покупать продукт;

  • почему должны покупать именно здесь, а не у других продавцов.

К примеру, пиццу продают многие рестораны и кафе, но не каждая обещает бесплатную пиццу, если курьер не привезет заказ через 60 минут.

УТП на сайте Додо Пиццы, источник: dodopizza.ru/moscow

У каждого бренда может быть не одно уникальное торговое предложение, а несколько, например для разных сегментов целевой аудитории.

УТП нужны:

  • брендам,

  • компаниям,

  • сообществам,

  • блогерам,

  • экспертам,

  • продуктам,

  • районам,

  • городам,

  • странам.

Это универсальная концепция, которая необходима, чтобы аудитория с ходу увидела в предложении от компании то, что ей нужно и чего больше нет ни у кого.

Бизнесу УТП дает следующие преимущества:

  • помогает повысить узнаваемость на рынке;

  • поднимает лояльность аудитории, что приводит к росту средних чеков;

  • уменьшает связь между продажами и стоимостью — люди покупают не потому, что дешево, а потому, что предложение уникально, выгодно, и они готовы заплатить даже больше рыночной цены;

  • позволяет продавать больше, наращивать клиентскую базу и легче привлекать новую аудиторию.

Но есть и особенности:

  1. Если продукт уже и так пользуется высоким спросом у аудитории, так как незаменим, то необходимости формулировать сверхэффективное ценностное предложение нет.

  2. Не так просто создать и предложить что-то действительно эксклюзивное. Тем более что удачные УТП фирмы копируют друг у друга, создавая путаницу и надоедая клиентам.

  3. Когда УТП не соответствует действительности, оно влияет на аудиторию совсем не так, как задумывалось. К примеру, ресторан обещает быструю доставку, но ситуация с транспортом в населенном пункте оказывается такой, что люди ждут дольше заявленного. Это вызывает негативные реакции.

Telegram Деловой среды

Больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

С чем не стоит путать УТП

Уникальное торговое предложение в представлениях владельцев бизнеса и руководителей компаний может совпадать или быть близким по значению с понятиями «слоган» и «офер». Но между ними есть различия.

Слоган — это рекламный призыв, который не рассказывает потенциальным покупателям о выгоде. Чаще всего он отражает ценности и идеологию. Пример слогана Билайн: «На твоей стороне». Это не УТП, так как не отвечает на вопрос, по какой причине нужно пользоваться услугами этого оператора.

Офер — это временная или разовая акция. Сама суть уникального торгового предложения заключается не в получении быстрой выгоды, а в ценности для аудитории. Это то, чего больше нет, это продукт , который существенно отличается какой-то ценной для людей характеристикой от своих аналогов. В идеале — не имеет аналогов вовсе.

К примеру, офер — это когда клиент может купить два изделия по цене одного или получить скидку на бургеры в подарок к билету на киносеанс. Не нужно считать такие оферы уникальными.

Разница между офером и УТП заключается еще и в том, что первый обычно непостоянен, подстраивается под конъюнктуру рынка, сезонность, спрос ЦА. Уникальное торговое предложение не меняется в зависимости от подобных внешних факторов. Если оно создано корректно, то будет приносить пользу компании или продукту долгое время.

Отличие УТП от позиционирования

Позиционирование предполагает влияние на образ мыслей потенциального покупателя, что в конечном счете помогает сформировать у потребителей восприятие бренда: образы, ассоциации, связанные с компанией.

Позиционирование дает ответы на вопросы:

  • что из себя представляет компания,

  • для кого предназначены ее товары или услуги,

  • зачем продукция необходима, каковы ее свойства.

УТП отвечает на похожие, но более узкие вопросы, которые можно объединить в один: почему потребитель должен купить товар у конкретного продавца. Уникальное торговое предложение вытекает из позиционирования.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к вебинарам на актуальные бизнес-темы

Попробовать бесплатно на 14 дней

Виды УТП

УТП бывает двух основных видов:

  1. Истинное. Основано на реальных свойствах предлагаемого товара или услуги, что и отличает продукт от предложений конкурентов.

  2. Ложное. Имеет в своей основе изобретенную уникальность, которая по факту выделяет продукт среди остальных только потому, что на этом сделали акцент. К примеру, когда на упаковке растительного масла пишут, что оно содержит витамин Е. Он есть в любом масле.

Найти что-то неповторимое буквально в каждом изделии или услуге невозможно, поэтому чаще встречаются ложные УТП.

Все УТП условно делят на группы в соответствии с их функциями:

  1. Решение проблемы. Такое УТП нацелено на решение какой-либо конкретной проблемы, с которой сталкивается целевая аудитория. Формулировка выглядит как вопрос и ответ на него: «Не хотите тратить время на приготовление ужина? Закажите в нашем ресторане, и через полчаса еда будет у вашей двери».

  2. Подарок. Например, при проведении девичника в СПА-салоне массаж стоп в подарок каждой гостье.

  3. Уникальные преимущества. Важно, чтобы это было не просто громким заявлением, а реальным фактом. К примеру, если заявлено, что у грузоперевозчика — собственный автопарк для поставок в любую точку страны, то машин разной вместимости должно действительно много. Не стоит представлять автопарк как УТП, если в нем две-три машины.

  4. Недостаток, преподнесенный как достоинство. Например, фитнес-инструктор, который не будет жалеть.

Как составить УТП: краткая инструкция и примеры

Шаг 1. Детально изучить целевую аудиторию

Прежде чем браться за формулировку, нужно изучить целевую аудиторию, понять ее запросы, выявить, чего людям не хватает в предложениях конкурирующих фирм или что не устраивает.

Подобных моментов может быть много, не нужно собирать их все в одно уникальное предложение. Стоит выбрать самую заметную «боль» аудитории, от которой продукт компании может ее избавить.

В рамках анализа ЦА следует составить портрет аудитории, сегментировать ее, выявить ключевые потребности при помощи:

  • интервью, опросов;

  • обзора тематических групп и форумов, соцсетей конкурирующих фирм;

  • маркетинговых исследований.

После этого можно дополнить описание целевого пользователя. Важно пойти дальше указания демографических и социальных характеристик, то есть дополнительно собрать данные о том, кем люди работают, какие у них семьи, интересы, потребности.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите возможность задать вопросы по бизнесу экспертам

Попробовать бесплатно на 14 дней

Шаг 2. Выдвинуть гипотезы, каким может быть УТП

Затем можно сформулировать гипотезы относительно УТП на основе ответов на вопросы:

  • чем компания отличается от остальных в нише,

  • по какой причине люди должны покупать именно этот продукт у конкретной компании,

  • действительно ли продукт нужен потребителям.

Шаг 3. Составить несколько рабочих УТП

Формулировать уникальные торговые предложения удобно по следующим формулам:

  1. Упоминание товара и выгоды. Например, курс по UX-дизайну со стажировкой в крупном рекламном агентстве.

  2. Продукт и его креативная особенность. В качестве примера тут можно привести пусть и слоган, зато отражающий суть уникального изобретения: «Шоколад, который тает во рту, а не в руках». Именно так в 1954 году рекламировали продукцию M&M's.

  3. Продукт и дополнительная польза, которую он дает потребителям. К примеру, чай с успокаивающим эффектом.

  4. Выделение особенности. Торт без сахара и пшеничной муки.

  5. Формула «Если…, то…». Принцип работы пиццерии: если курьер не доставит заказ за час, то пицца в подарок. Если при оплате кассир не выдал чек, то еда бесплатна.

  6. Формула «Продукт или компания + для или как + позитивные эмоции». Мороженое, как в детстве.

  7. УТП по формуле «Продукт или услуга + без + страх или боль потребителя». К примеру: Маска для волос без парабенов, Лазерное лечение зубов без боли.

УТП для компании рассказывает об уникальной особенности: рыбный магазин и ресторан под одной крышей. Источник: moremania.info

Шаг 4. Протестировать получившиеся торговые предложения

Когда удалось сформулировать одно или несколько уникальных торговых предложений, стоит протестировать их на целевой аудитории, лучше по сегментам.

Как это сделать:

  • провести опросы в группах;

  • запросить обратную связь в част-ботах;

  • запустить рекламные кампании, а затем собрать результаты и сравнить их.

Шаг 5. Подвести итоги теста, при необходимости доработать УТП

После анализа результатов, если нужно, следует доработать УТП или придумать новую гипотезу и протестировать ее. Важно также посмотреть на предложение глазами клиента и задать несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что задача выполнена:

  1. «По какой причине человек должен это купить?» Важно, чтобы на вопрос был конкретный ответ.

  2. «По какой причине нужно купить именно у этой фирмы, а не у другой?» И снова должно получиться ответить без натяжки.

  3. «Насколько конкретно звучит предложение?» Должно быть легко сформулировать, что человек получит в итоге.

Шаг 6. Начать использовать готовое УТП

Хорошее УТП за счет емкости и ясности формулировки удобно использовать при обзванивании клиентской базы, отправке писем, на лендинге, на любых рекламных материалах, включая баннеры и контекстную рекламу.

Пример использования УТП на сайте, источник: lavka.yandex.ru

Итак, уникальное торговое предложение должно заключать в себе выгоду, которую человек получит, если обратится в конкретную фирму и купит у нее. УТП отличает компанию и ее продукты от остальных и помогает выигрывать у конкурентов не только за счет цены. Правильно составленная формулировка делает товар или услугу запоминающимися, что важно для контент-маркетинга.

Автор: Ольга Лаврикова

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии