Как создать эффективную команду на маркетплейсе
Статья

Как создать эффективную команду на маркетплейсе

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Многие начинающие селлеры считают, что в маркетплейсе можно работать самостоятельно, команда не нужна. Но успех во многом зависит от сплоченной работы команды. Авторы статьи рассказывают, как создать эффективную команду на маркетплейсе

Содержание

Проблемы продавцов на маркетплейсах
Какие три специалиста нужны в команде
Как найти нужных людей
Этапы отбора кандидатов


Директор и основатель «Юнисофт»

Об авторах
Алексей Оносов — предприниматель, номинант премии «Коммерсантъ года-2021» по версии «Коммерсантъ», номинант международной премии «Предприниматель года» (2019, 2020), №1 в рейтинге генеральных директоров России журнала «Генеральный директор» — 2019 в своей отрасли, 3-е место — лучшее предприятие России в своей отрасли, трекер ФРИИ. Участник самого длинного подкаста в YouTube с Оскаром Хартманн, автор бизнес-подкастов «100 героев» и VC Talks, основатель более 5 компаний, опыт предпринимательской деятельности с 2004 года.

Алексей Никонов — эксперт в создании маркетплейсов и крупных интернет-магазинов на российском и междурародных рынков. Сооснователь первого международного портала аренды всего на свете. Занимается системой торговли через интернет посредством интернет-магазинов, крупнейших маркетплейсов, приложений и других сервисов. Консультант по стратегическому развитию и созданию бизнес-процессов крупнейших селлеров, торгующих на лидирующих маркетплейсах России и мира.

💎 Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Попробовать бесплатно на 14 дней

Проблемы продавцов на маркетплейсах

Перед тем, как начать торговлю, селлеру следует проанализировать продаваемость его торговой позиции на каждом маркетплейсе и выбрать тот, на котором спрос выше. Также необходимо оценить все минусы работы с конкретным маркетплейсом, внимательно ознакомиться с правилами.

Проблемы есть в каждом бизнесе, рассмотрим распространенные трудности, которые встают перед продавцами на онлайн-площадках:

  • высокая конкуренция;

  • проблемы с продвижением товара на площадке;

  • высокие комиссие и кассовые разрывы;

  • недостаток открытой аналитики;

  • сложности в коммуникации с площадкой;

  • сложности с документооборотом и бухгалтерией;

  • получение кредита на закупку товара и пр.

Успешные селлеры не останавливают свой выбор на одной площадке. Освоившись на одной, они переходят на другую. Опытные бизнесмены сразу начинают с нескольких маркетплейсах. Чем больше площадок охватывает продавец, тем больше будет его доход.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Какие три специалиста нужны в команде

Для торговли на маркетплейсе не нужен большой штат, достаточно несколько человек. Чтобы онлайн-бизнес активно развивался, необходимо нанять как минимум троих специалистов.

Менеджер маркетплейса

В первую очередь потребуются услуги менеджера маркетплейса. Этот человек должен постоянно следить за изменениями правил на площадке, поддерживать работу личных кабинетов и проверять актуальность данных.

В обязанности менеджера входит:

  • регистрация и первичная настройка ЛК;

  • контроль товаров в карантине цен и скрытых с продажи;

  • контроль товаров с плохим описанием и ошибками;

  • контроль загрузки сертификатов;

  • контроль товаров с завышенными ценами;

  • контроль рейтингов цен, отмен и просрочек;

  • контроль ответов пользователям;

  • документооборот с площадкой  и пр.

Селлеру будет сложно самостоятельно справиться с этими обязанностями, особенно, если он сотрудничает с несколькими площадками. Ответственный менеджер сможет вести полный контроль и своевременно выявлять проблемы. Это избавит продавца от лишних расходов и штрафов.

Аналитик

Электронная коммерция богата различными метриками. В них нужно уметь разбираться, понимать их изменения и постоянно за ними следить. Проводить аналитику и наблюдать за продажами на наглядном графике должен отдельный человек.

Аналитик проводит анализ:

  • продаж «сегодня-к-вчера»;

  • продаж «сегодня-к-прошлая неделя»;

  • просмотров «вчера-к-прошлая неделя»;

  • оборачиваемости и платного хранения для модели FBM и пр. 

Аналитик должен контролировать рейтинг, разбирать причины его падения. Этот сотрудник способен подготовить ежемесячный подробный отчет, где будут отображаться все изменения. Благодаря этому, селлер сможет видеть свой прогресс и вовремя разбирать свои ошибки. Выбирайте специалиста, имеющего опыт работы с метриками и знаниями работы в excel.

Контент-менеджер

Контент-менеджер нужен любому продавцу маркетплейса, но особенно это актуально для селлеров с широким ассортиментом товаров или частой его сменой (например, магазин одежды, который меняет свой ассортимент в зависимости от сезона или появления новой коллекции). Контент-менеджер способен справиться с задачей качественного заполнения карточек товара, рекламой и не только.

Специалист по контенту возьмет на себя много серьезных задач:

  • заведение контента на площадки;

  • брендирование;

  • контроль модерации товаров;

  • аудит контента;

  • адаптация и ретушь фото;

  • инфографика;

  • анализ карточек конкурентов;

  • rich-контент;

  • статьи для продвижения.

Сотрудник берет на себя много работы, от его профессионализма зависит то, как ваш бренд и товар будет выглядеть в глазах потенциальных покупателей. Креативный контент-менеджер с набором необходимых знаний сможет создать привлекательную карточку товара и продвинуть его на первые позиции рейтинга. Его средняя заработная плата — 60 000 рублей. При наборе сотрудников в штат не стоит скупиться, нанимая дилетантов.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Как найти нужных людей

Найти подходящих сотрудников сложнее всего. Брать первых попавшихся кандидатов или собирать штат из друзей и членов семьи не стоит. Рассмотрим несколько способов поиска подходящих сотрудников.

1. Вырастить самим. Необязательно брать сотрудника с огромным багажом опыта за спиной. Начинающий специалист может быть не хуже. Под предводительством терпеливого руководителя, он станет движущим механизмом вашего бизнеса. Ищите инициативных людей, которые справляются с работой в условиях многозадачности, но не забывайте, что у них должен быть хотя бы базовый уровень знаний в сфере их работы.

2. Нанимать на биржах фрилансеров. На таких биржах можно найти достойных специалистов. Там много онлайн-соискателей, пожалуй, это самый быстрый способ собрать команду. Как правило, есть раздел с рейтингом фрилансера, отзывами и портфолио. Селлер может сравнить подходящих кандидатов и выбрать наиболее подходящего. Также существуют специальные сообщества и чаты для поиска сотрудников в социальных сетях. Например, биржи фрилансеров GuRu, Профи, телеграм-канал, группа Вконтакте. Люди, которым подходят условия работы, сами будут откликаться на ваши предложения

3. «Схантить» у конкурентов. Если вы видите, что у вашего конкурента работа идет хорошо, у него красивые карточки товаров и высокие рейтинги, значит у него в команде работают профессионалы. Селлер может переманить сотрудников конкурента себе, предложив наиболее выгодные условия. Это видно, кто отвечает на отзывы и на вопроссы на маркетплейсах. Еще можно посмотреть в переписке на Ozon, зачастую тут можно найти контакты службы поддержки — у небольших компаний данная функция отдана менеджерам маркетплейса.

Многие фрилансеры совмещают работу над разными проектами и сотрудничают с несколькими брендами и продавцами.

Этапы отбора кандидатов

1. Выбор релевантных кандидатов. Если вы собираетесь искать сотрудников на биржах или сервисах фриланса, у вас наверняка будет много откликов. Просматривать каждого — долго, да это и не нужно. Выделите нескольких заинтересовавших специалистов и свяжитесь с ними для проведения дальнейшей беседы. Чтобы облегчить отбор, вы можете в вакансии прописать некое условие, которое должен выполнить потенциальный кандидат при отправке резюме. Тех, кто не выполнит, можно не рассматривать.

2. Выявление необходимого опыта. Если работа требует наличия определенных знаний, без которых человек не справится с работой, нужно выявить уровень его опыта. Идеально, если у кандидатов будет портфолио работ, в котором можно увидеть уровень их профессионализма. Для связи можно использовать мессенджеры и электронную почту. Например, можно задать такие вопросы:

  • какие сервисы аналитики используются,

  • как собираются ключевые запросы и слова по SEO,

  • как строится контентная воронка продаж.

3. Тестовое задание. Можно дать, например, такие задания: собрать SEO-текст, сделать аналитику по конкурентам, построить логистические цепочки. Конечно, большинство соискателей не берутся за бесплатное тестовое задания, не доверяя заказчику и не желая тратить свое время впустую. Стоит быть готовым заплатить за тестовую работу, поэтому к этому этапу нужно оставить в своем списке несколько самых сильных кандидатов. Тех, кто успешно справился с тестовой работой, можно приглашать на собеседование в видео-формате или по телефону.

4. Собеседование и мотивация. Чаще всего для работы в маркетплейсе нанимают сотрудников с удаленным графиком работы. Незачем снимать офис, когда фрилансеры из дома справляются не хуже, но познакомиться со своими сотрудниками лично все равно необходимо. Проведите собеседование по видеосвязи, дайте ему хорошую мотивацию к работе (как правило, это оклад + процент от продаж), чтобы он с первого дня работал с полной отдачей.

5. Прием на тестовый период. На период теста с сотрудником можно работать как с самозанятым. Продолжительность данного периода зависит от способностей сотрудника и объема его работы. Если вы видите, что человек подходит вам, справляется со всеми задачами, не затягивайте с приемом на постоянное сотрудничество.

6. Прием в команду. Многие фрилансеры работают по самозанятости, это позволяет работодателю заключить с ним договор и делать официальные отчисления, с которых сотрудник будет платить налоги. Это обезопасит обе стороны от обмана и сделает работу более комфортной.

Начинать работу на маркетплейсе лучше с командой сотрудников, тогда бренд начнет продаваться сразу. Если селлер будет пытаться наладить онлайн-бизнес самостоятельно, он, скорее всего, не справиться и сделает много ошибок, на исправление которых потребуется лишнее время и деньги. Делегируйте часть работы профессионалам, чтобы успевать работать над более важными вопросами.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии