- Что относят к рекламным расходам
- Налоговый учет расходов на рекламу
- Бухгалтерский учет расходов на рекламу
- Рекламные расходы при УСН «доходы минус расходы»
- Часто задаваемые вопросы о расходах на рекламу
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
О чем речь? Расходы на рекламу нужно рассчитывать, фиксировать и вычитать из общей прибыли. Их делят на две большие группы: нормируемые и ненормируемые. Бухгалтеру важно разбираться, к какому виду относятся те или иные рекламные креативы.
Что учесть? Немаловажно разбираться в нюансах налогообложения и бухгалтерского учета рекламных расходов. Малейшая ошибка грозит большими штрафами со стороны фискальных органов.
Что относят к рекламным расходам
Расходы на рекламу — вложения компании в информирование, которое:
- Притягивает внимание целевой аудитории к ее продукту, услугам и самой фирме, создает и усиливает интерес к ним, а также благоприятно влияет на их поступательное движение на рынке.
- Ориентировано как на широкую аудиторию, так и на ее наиболее заинтересованную часть.
Реклама услуг и продукции представлена в различных внешних проявлениях (наружная, радио- и телереклама, интернет-реклама в виде контекстной и таргетированной).
Фото: shutterstock
Следует иметь в виду, что, когда рекламные сообщения направляются на конкретный адрес и адресованы определенным людям (с указанием личных данных) или клиентам и партнерам дарят сувениры с логотипом организации, это не считается рекламной продукцией. Налоговая инспекция не признает такие расходы затратами на рекламу.
Виды расходов на рекламу
Расходы на рекламу делятся на две категории — нормируемые и ненормируемые. Последние можно включать в себестоимость полностью, а вот на списание нормируемых установлено ограничение.
Ненормируемые расходы
К этому виду расходов на рекламу организации относятся затраты, которые полностью учитываются для целей налогообложения. Согласно пункту 4 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации к таким относят издержки на следующее:
- Изготовление и размещение рекламы в средствах массовой информации — на онлайн-сервисах, в печатных изданиях, программах ТВ и радиопередачах. Для интернет-рекламы в расходы также включаются оплата за создание и развитие сайта и указание контактов в платных справочных сферах услуг.
- Наружная реклама — на рекламных стойках, щитах, вывесках и прочих подобных ресурсах.
- Показ товаров и предложений на экспозициях, торгах, витринах и в специализированных помещениях (промоакции). В расходы входят приобретение, сборка полок, столов для декора, пошив одежды и подготовка реквизита, а кроме того, организационные взносы.
- Печать брошюр, каталогов, календарей, буклетов, листовок, представляющих бренд или конкретные товары компании.
- Снижение цены на выставленные для показа и потерявшие первоначальные качества продукты в результате показа.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому! Скачивайте и используйте уже сегодня:
Некоторые трактовки таких затрат могут быть расширены или иметь ограничения. Таким образом, к не подлежащим нормированию рекламным расходам относятся:
- Рекламные ролики для транспорта и залов в торгово-развлекательных центрах разрешаются при условии, что организация, осуществляющая трансляцию, зарегистрирована как средство массовой информации.
- Реклама во время публичного показа фильмов в кинотеатрах, видеозалах включается в себестоимость, если картина имеет прокатное удостоверение.
В то же время к затратам, которые нельзя считать нормируемыми, относится оплата печатной продукции, производимой не самим подотчетным лицом, а сторонней организацией.
Перечень ненормируемых затрат можно уточнить в официальных документах, к примеру письмах Минфина:
- № 03-03-06/2/157 от 20 октября 2011 года;
- № 03-03-06/1/17267 от 17 мая 2013 года;
- № 03-03-06/1/77417 от 23 декабря 2016 года.
Нормируемые расходы
Нормируемые расходы на рекламу — это затраты, которые не принадлежат к ненормируемым. Сюда относятся:
- приобретение (производство) призов для участников рекламных акций;
- услуги по мерчандайзингу;
- обустройство рекламными стикерами и щитами вокзалов, станций и поездов метрополитена и другого общественного транспорта;
- SMS-рассылка рекламы или массовая почтовая;
- организация дегустаций различных продуктов питания.
Читайте также
Налоговый кодекс РФ учитывает эти расходы на рекламу лишь в пределах не больше одного процента выручки от продажи товаров или услуг.
Налоговый учет расходов на рекламу
В налоговом учете общая сумма расходов на рекламу указывается в строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. При проверке налоговой часто отказываются учитывать рекламные расходы по таким причинам:
- рассматривают как нормируемые те рекламные расходы, которые вы классифицировали как ненормируемые;
- нет документов, подтверждающих сделку (если рекламные услуги были переданы сторонним организациям);
- не обнаруживают результата (если рекламный материал использовался недолго);
- полагают, что ваша инсталляция не является рекламой;
- не считают опубликованный материал рекламным.
Для правильной квалификации ненормируемых и нормируемых расходов на рекламу тщательно ознакомьтесь с пунктом 4 статьи 249 Налогового кодекса и разъясняющими документами.
Далее приведены примеры решения других часто встречающихся проблем.
- Сотрудничество с третьими сторонами. Всегда проверяйте статус исполнителя, заключайте договор и требуйте подписания акта об оказанных услугах. Если работы доверены физическому лицу, удержите НДФЛ с вознаграждения и начислите взносы на медицинское и пенсионное страхование. Для самозанятых достаточно предоставить чек. Подтверждением участия в выставке будут приказ, договор, закрывающие документы и смета расходов.
- Отсутствие материалов во время проверки часто происходит, когда блогер временно размещает вашу рекламу на своей странице. Чтобы подтвердить, что средства были потрачены непосредственно на продвижение, скачайте историю публикаций (например, через сервис Weynstag) или сделайте скриншот либо видеозапись экрана.
- Отметьте в договоре конкретную дату, до которой блогер обязуется не удалять рекламный материал. Это касается и прочих рекламных продуктов. Для подтверждения в налоговой инспекции сохраняйте образцы буклетов и каталогов, экземпляры печатных изданий, фотографируйте сувенирную продукцию и наружную рекламу, а также получайте справки об эфирных трансляциях рекламных материалов на телеканалах.
- Установка рекламной инсталляции. Чтобы было точно понятно, что конструкция действительно рекламирует представленный вами продукт, получите разрешение властей на ее установку. На ее поверхности обязательно разместите логотип и название фирмы. Также будет полезным добавить контактные данные и короткий привлекающий текст, например слоган.
- Реклама в печатном издании. Чтобы налоговый инспектор учел этот расход, обязательно укажите в тексте пометку «На правах рекламы» и убедитесь, что договор на публикацию статьи рекламного характера заключен.
Фото: shutterstock
Все эти меры позволят вам избежать санкций и дополнительных налоговых расходов.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу
Для учета расходов на рекламу для целей налогообложения используйте субсчет «Прочие расходы» (91-2). Если рекламные расходы оплачивает стороннее предприятие, расход будет признан на одну из следующих дат:
- расчетную (в соответствии с условиями заключенного договора);
- день предоставления документов, являющихся основанием для расчета налогоплательщика;
- последний день налогового периода.
Если рекламные материалы изготавливаются самостоятельно, расходы можно учесть на дату оформления акта их списания (распространения).
Если первоначальная стоимость рекламных объектов (материальных и интеллектуальных) превышает 100 тысяч рублей и они используются более года, то они классифицируются как основные средства (амортизируемое имущество).
Стоимость производства и установки щитов, баннеров, дорогих видеоматериалов и других объектов, соответствующих этим критериям, амортизируется.
Можно избежать этого и учесть расходы сразу, если удастся подтвердить, что данное имущество использовалось вами менее года.
Рекламные расходы при УСН «доходы минус расходы»
Согласно статье 346.16 Налогового кодекса РФ организациям на УСН разрешается учитывать расходы на рекламу. Они определяются в порядке, установленном для расчета налога на прибыль, то есть подразделяются на нормируемые и ненормируемые по аналогичным критериям.
Документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы на рекламу могут быть учтены при расчете единого налога только после их оплаты.
У организаций на УСН выручка определяется кассовым методом (доходы минус расходы), включая полученную предоплату. Сумма нормируемых рекламных расходов также рассчитывается в пределах одного процента от нее.
Часто задаваемые вопросы о расходах на рекламу
Как определить максимальный размер расходов?
Максимальный размер расходов на рекламу можно рассчитать в три этапа:
- Сначала следует подсчитать выручку от реализации.
- Затем вычесть все косвенные налоги, уплаченные покупателем, такие как НДС и акцизы.
- После этого нужно умножить полученную разницу на 1 %.
Фото: shutterstock
Результат — это максимальная норма расходов на рекламу.
Снижают ли расходы на рекламу налоговую базу?
Налоговую базу по налогу на прибыль в полном (фактическом) объеме снижают только ненормируемые рекламные расходы. Нормируемые признаются налоговой, если их размер не больше 1 % от прибыли за отчетный период — на такую сумму и будет снижена налоговая база.
Избыточную сумму (полностью или частично) можно учесть в следующем отчетном периоде, если фактические нормированные рекламные расходы окажутся ниже установленного лимита. Такое вполне возможно, так как налоговая база по прибыли рассчитывается нарастающим итогом.
В соответствии с пунктом 44 статьи 270 Налогового кодекса сверхнормативные рекламные расходы, возникшие в предыдущих периодах, можно учесть в отчетности на протяжении всего календарного года.
На каком счете учитываются сверхнормативные расходы на рекламу?
В бухгалтерском учете в проводке используется счет учета расходов на рекламу — 44 «Расходы на продажу». Для удобства и корректного распределения суммы нормированных затрат следует организовать аналитический учет рекламных расходов на данном счете.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 17.01.25 числа Скачивайте и используйте уже сегодня:
Таким образом, рекламные расходы находятся под пристальным вниманием налогового ведомства. Поэтому от бухгалтера требуется внимательная оценка при классификации затрат как нормируемых или ненормируемых маркетинговых расходов.