- Что такое MVP
- Виды MVP
- Этапы создания MVP
- Типичные ошибки в разработке MVP
- Часто задаваемые вопросы о MVP
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
О чем речь? MVP – проба пера, когда что-то создается для тестирования ниши, аудитории, спроса. К использованию минимально жизнеспособного продукта в основном прибегают стартапы, начинающие свой путь с нуля. Однако инструмент подходит и действующему бизнесу.
Как создать? Прежде чем взяться за разработку MVP, нужно изучить аудиторию, конкурентов, провести SWOT-анализ. Далее надо обозначить проблему, чтобы ваш продукт стал ее решением. Главное – не допускать распространенных ошибок.
Что такое MVP
Тестовый вариант товара, услуги или сервиса, имеющий минимум необходимых функций, вплоть до одной, при этом несущий ценность для покупателя, называется MVP. Расшифровка этой аббревиатуры – Minimal Viable Product, то есть минимально жизнеспособный продукт. MVP создаётся, чтобы проверить гипотезу: выяснить, может ли задуманный продукт быть востребован. Проанализировав итоги тестирования, а также получив обратную связь от потребителя, производитель делает вывод о том, продолжать ли развитие данного проекта. Становится ясно, что в стратегии продукта можно оставить в первоначальном виде, а что требуется изменить.
Существующие крупные компании могут служить доказательством того, что разработка MVP приносит пользу. Например, при создании Spotify сначала был запущен минимально жизнеспособный продукт, представляющий собой сервис, единственной функцией которого была потоковая передача музыки. Это произошло в 2006 году. В настоящий момент авторы этого продукта (Даниэль Эк и Мартин Лорентсон) добились того, что стоимость Spotify составляет $ 21 миллиард, с ним сотрудничает ряд известных звукозаписывающих студий, а активная аудитория насчитывает 50 миллионов человек.
Когда в 2008 году два дизайнера воспользовались тем, что в их городе образовался дефицит жилья для путешественников (из-за проходящей конференции), и сдали свою квартиру по факсу, это стало началом развития одной из самых больших площадок для поиска жилья на короткий срок – Airbnb. Это можно считать MVP – имело место тестирование главной функции сервиса.
Виды MVP
Имеются различные варианты использования метода MVP. Приведём основные типы:
«Волшебник страны Оз», или MVP Флинстоуна
Каждое из этих названий объясняет принцип работы данного типа минимально жизнеспособного продукта. Флинстоун бежал собственными ногами, создавая иллюзию, что едет в автомобиле. Волшебник страны Оз с помощью трюков создавал впечатление, что превращается в фею, гигантскую голову, огненный шар или чудовище. И этот тип MVP только выглядит как полностью функциональный, а на самом деле работа выполняется вручную. Кроме того, отсутствует базовое программное обеспечение, и стартапер проверяет концепцию продукта своими силами.
Эту стратегию использовал Ник Суинмурн, основавший компанию Zappos. Начиная работу, он обошёлся без аренды склада и закупки товара, просто выставив на сайте фотографии обуви. Получив первые заказы, он купил нужную модель в магазине и отправил клиентам. Только после того, как стало ясно, что его проект работает, был обновлён сайт, ставший функциональным.
Консьерж MVP
В этом случае тоже предоставляются реальные услуги, но клиентам известно, что с ними работает живой человек. Консьерж MVP был выбран при начале работы службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront. Сотрудники этой компании лично общались с клиентами, которые обратились за помощью в управлении капиталом.
Этот тип MVP отличается от предыдущего тем, что здесь тестируются идеи о будущем продукта, предоставляющего услуги, связанные с общением.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Разрозненный MVP
Использовать эту разновидность нужно, когда не стоит цель создать уникальное решение, а надо показать, что имеющиеся инструменты являются ценными. При разрозненном MVP прототип продукта выглядит комплексным. С помощью простого программного обеспечения можно реализовать все его свойства, а получив обратную связь, внести нужную функциональность.
Кто использовал разрозненный MVP? Пример – компания Groupon. Эндрю Мейсон начал с запуска сайта на WordPress, размещая на нем ежедневно изображения еды. Свои предложения в виде PDF-документов, сгенерированные с помощью AppleScript, он отправлял по электронной почте через почтового клиента Apple Mail. Так он получил подтверждение гипотезы Groupon.
Продукт с одним параметром
Минимальный продукт MVP может быть действительным программным обеспечением. В этом случае ПО имеет необходимый набор функций, используются именно те, которые требуется проверить. При этом можно ориентироваться на определённый сектор целевой аудитории, провести анализ обратной связи и уделить больше сил тестированию, чем при работе вручную.
Разработка MVP, какой бы тип вы ни выбрали, подразумевает ряд основных этапов.
Этапы создания MVP
Необходимо составить подробный план развития продукта, только тогда он сможет стать успешным. Перед этим необходимо подтверждение основных принципов и методов с помощью минимально жизнеспособного продукта. В течение всего процесса нужно будет придерживаться этих постулатов, стараясь минимизировать финансовые и трудовые затраты.
Чтобы протестировать идею и реализовать её в продукте, нужно:
- Определить проблему, которую надо решить. Для этого кратко описывают, зачем нужен данный продукт.
- Установить, а затем сузить целевую аудиторию. В первую очередь, надо составить развёрнутый портрет покупателя (потребителя услуги). Человеку какого возраста, пола, уровня образования, профессиональной сферы и материального состояния необходим данный продукт? Значение могут иметь также привычки и хобби клиента.
- Провести анализ конкурирующих продуктов. Зная их недостатки и преимущества, легче понять, какой должна быть функциональность вашего. Для эффективного анализа нужно исследовать стратегии, которые применяли в прошлом и в настоящем три основные компании, занимающие рынок. Выяснить объём их продаж, цели в маркетинге и полученный доход. Для сбора информации используют сайты предприятий, публикации в блогах, журналах и газетах, полезно посещение деловых мероприятий, в которых участвуют конкуренты. В анализе помогут такие инструменты финансовой аналитики, как Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow. Эти программы занимаются сбором данных о сайтах и приложениях.
- Провести SWOT-анализ, чтобы выявить внутренние и внешние факторы, от которых зависят возможности продукта, определить его сильные и слабые стороны, предугадать угрозы для MVP. Принимая управленческие решения и формируя политику своего бизнеса, все крупные компании основываются на этом методе стратегического планирования.
- Составить карту путей пользователя. User flow — маршрут, по которому потребитель выходит на продукт и с ним взаимодействует. Становится ясно, каковы должны быть требования к контенту и дизайну сайтов/приложений, которыми будет пользоваться клиент.
- Создать перечень функций, в котором они перечислены в соответствии с приоритетом. В начале списка должны находиться те из них, которые обязательны для разрабатываемого продукта. Опираться можно на пользовательские истории, так как они отражают полезность функций с точки зрения потребителей.
- Определить состав MVP. Минимально жизнеспособный продукт должен включать наиболее необходимые функции, второстепенные следует отбросить.
- Сделать выбор среди типов MVP, подобрав подходящий вам.
- Провести тестирование. Сначала проводят альфа-исследование среди близкого окружения. Режим бета-тестирования позволяет за небольшой срок опробовать продукт среди клиентов. После анализа обратной связи вносят изменения и проводят еще цикл. Количество повторов зависит от того, какой продукт создаётся.
Главное преимущество MVP проекта в том, что это позволяет сделать стартап наименее затратным. Продукт тестируется, затем принимается решение о том, будет ли он выпущен. По мнению Стива Бланка, который разработал методику развития клиентов, проекты зачастую проваливаются из-за плохого знания потребителей, хотя концепция имела хорошие показатели. По исследованиям CB Insights, 42 % неудач произошли из-за отсутствия спроса. Создание MVP помогает до серьёзных вложений увидеть, соответствует ли предлагаемый товар или услуга потребностям аудитории, и при отсутствии интереса покупателей отказаться от выпуска продукта.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Типичные ошибки в разработке MVP
Часто бывает так, что при создании минимально жизнеспособного продукта начинающие предприниматели допускают ошибки. Наработав опыт, они значительно повышают эффективность работы. Можно избежать многих из возможных ошибок, повысив теоретическую подготовку. Расскажем, какие недостатки MVP чаще всего встречаются на практике:
Попытки сделать MVP идеальным
При создании минимально жизнеспособного продукта нужно забыть о перфекционизме и не стараться сделать его совершенным. MVP нужен, чтобы пользователь понял идею продукции, получил о ней базовое понятие, а значит, идеальным он быть не может и не должен.
Происходит тестирование гипотезы, поэтому достаточно базового минимального продукта, чтобы определить, имеет ли ваша идея перспективы. Если у продукции хороший потенциал, это покажет MVP. Приложение, которое медленно работает, недостаточно продуманный интерфейс, недоработки дизайна – ничего из этого не повлияет на спрос, если идея изначально хороша. Удобство инструментов и красоту можно повышать, когда доказана популярность продукта.
Небрежность
Стремиться к идеалу не надо, но нельзя переходить и в другую крайность. Если относиться к разработке халатно, ничего не получится. Простота не означает полного отсутствия качества. Например, при тестировании сервиса, если сначала использовалась ветка домена бесплатного конструктора для его создания, оставлять его там не стоит. Нужно приобрести имя минимум второго уровня.
Невнимание к обратной связи
Можно настолько погрузиться в разработку, что упустить главную цель MVP – сбор обратной связи. При планировании надо определить ключевые метрики успешности проекта. В зависимости от его особенностей, это количество скачиваний, число покупок, прирост клиентов и т. п.
Невыполнение обещаний
Если руководитель настолько увлечён новым проектом, что теряет связь с реальностью, он может значительно преувеличивать возможности продукта. А когда анонсированные обещания не сбываются, пользователи теряют интерес. Применяя MVP в маркетинге, важно об этом помнить.
Необходима объективность, поэтому можно анонсировать только реальные возможности. При оценке того, что вы точно сможете выполнить, нужно рассуждать здраво.
Отрицание результатов анализа
Уверенность в потенциале гипотезы может привести к тому, что разработчики продукта перестают принимать во внимание реальные факты. Если аналитика показывает плохие результаты, отзывы клиентов отрицательны или по метрикам видно отсутствие успеха, команда считает, что пользователи просто ещё не во всём разобрались, а финальная версия продукта будет успешной.
Это маловероятно. Преимущества метода MVP именно в том, что он позволяет опираться на мнение реальных клиентов. Поэтому сделать успешный продукт можно, только если прислушиваться к обратной связи и вносить изменения согласно желаниям пользователей.
Читайте также
Часто задаваемые вопросы о MVP
Есть ли отличие MVP от PoC?
Начинающие предприниматели могут путать эти понятия. Задача Proof of Concept (PoC) — доказать правильность концепции. При этом происходит описание процессов, выясняющих, насколько она жизнеспособна.
MVP и PoC связаны между собой, но одно не может заменить другое. Начальная стадия развития продукта требует описания, этим занимается Proof of Concept. Затем процессы реализуются на практике, появляется базовая версия продукции, что и значит MVP.
На каком этапе и зачем нужна разработка MVP?
Этим занимаются на начальной стадии развития продукта. Зачем это нужно? MVP помогает избежать больших финансовых потерь, если идея окажется неудачной. Разработка минимально жизнеспособного продукта требует гораздо меньше затрат, чем создание конечного варианта, при этом вы проверите, будет ли спрос, стоит ли продолжать развитие в этом направлении.
Самый большой плюс MVP — получение обратной связи. Информация от конечных потребителей является очень ценной. С помощью этих данных можно верно запланировать обновления и определить, реализация каких функций является приоритетной целью.
Читайте также
Как связаны MVP и Agile?
Методология Agile тесно соединена с MVP, поэтому с ней стоит ознакомиться. Четыре главных ценности, которые являются базой Agile, такие:
- взаимодействие между людьми важнее, чем процессы и инструменты;
- обеспечение работы продукта нужнее, чем документация и отчётность;
- успех взаимодействия с заказчиком важнее соблюдения формальностей;
- гибкость и готовность меняться нужнее строгого следования плану.
Чтобы не совершить опасных ошибок при создании минимально жизнеспособного продукта, разработка должна состоять из коротких этапов. В конце каждого из них должен получиться свой результат (обновление версии продукта, добавление функций). Он важен для того, чтобы получить обратную связь, и решить, какие доработки нужны дальше.
Подводя итоги, можно дать ответ на вопрос: MVP – что это такое? Это минимально жизнеспособный продукт, предназначенный для проверки идей и получения обратной связи от конечного клиента. Реализуя MVP, можно избежать ряда ошибок в разработке конечной продукции и сохранить финансы в том случае, если идея оказалась провальной.