Вступай в закрытый клуб предпринимателей!
Попробовать бесплатно
Статья
Маркетинг
20 августа 2024

Кейс-стади: задачи и преимущества

Содержание
  1. Суть метода кейс-стади
  2. Источник информации для кейсов
  3. Этапы кейс-стади
  4. Часто задаваемые вопросы о кейс-стади
  5. Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%
    Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»

О чем речь? Кейс-стади – обучение на основе конкретных ситуаций (кейсов, от англ. case – «случай»). Преимущество метода в том, что учащийся, выполняя задание, ищет решение в типовых условиях, анализирует и развивает умение работать, столкнувшись с трудностями.

На что обратить внимание? Кейсы отличаются по сложности, структуре, количеству предоставленных данных для решения вопроса. Информация для составления рабочих схем берется из опыта или придумывается с нуля.

Суть метода кейс-стади

Кейс-стади – это одна из технологий обучения с применением методов анализа конкретных ситуаций (объектов). Используя подходы case study, обучающиеся подробно анализируют реальную ситуацию, вникают в суть проблем и предлагают пути их решения. В переводе с английского языка слово case – «случай», а study – «учиться». Методика активно используется не только в бизнес-образовании, но и в других областях, преимущественно гуманитарного направления.

Технология обучения интересна тем, что теория и практика тесно и органично переплетаются между собой, позволяя обучающимся погрузиться в реальные, естественные для объекта условия. В некоторых источниках подход к обучению называют «натуралистическим», противопоставляя его экспериментальному, при котором объект полностью контролируется исследователем и по факту находится в искусственно смоделированной среде.

При изучении объекта по методу case study все его стороны исследуются с целью выявления закономерностей, объяснения причин протекающих процессов, поведения. Кейс-стади чаще используют в таких отраслях, как медицина, общественные науки, политология. Метод преследует цель – получить полный пакет сведений об объекте и экстраполировать их на подобные ситуации.

Такой подход не лишен недостатков.  Повышенный уровень субъективности создает сложности при формулировке и обобщении выводов для всего объема исследований. В зависимости от специфики ситуации, некоторые факторы могут проявлять себя неоднозначно. Однако, принимая это во внимание, негативный эффект можно заметно сгладить.

Основная система налогообложения (ОСНО)

Есть несколько типов case study. Рассмотрим каждый пример отдельно:

  • Коллективные: изучению подвергают группу людей или отдельную общность. Например, психологи могут заняться изучением следующего вопроса: как меняется ментальное здоровье людей, их межгрупповые отношения после получения доступа к ресурсам? Этот метод подойдет и в том случае, если есть необходимость исследовать одновременно несколько ситуаций.
  • Описательные: проводится исследование одной из описывающих теорий. Объект тщательно изучают. Полученная информация подвергается детальному анализу. Затем идет сравнение первоначальных положений теории с полученными результатами.
  • Объясняющие: объект изучают, чтобы найти причины происходящих событий, имеющих непосредственную связь с исследуемым объектом.
  • Исследовательские: проводятся так называемые предварительные изыскания, которые далее служат базисом для развития фундаментальных научных работ.
  • Инструментальные: дают ученым возможность получить об объекте дополнительную информацию, неизвестную на данный момент, увидеть его скрытые стороны. Пользуется среди ученых особой популярностью.
  • Внутренние: метод применяют в процессе изучения уникальных кейсов и в случае личной заинтересованности со стороны исследователя. Так, например, Ж. Пиаже использовал метод при проведении психологического исследования, в котором в качестве объекта выступали его собственные дети.

Выбор типа и использование кейс-стади зависит от конкретных условий и особенностей объекта.

Виды кейсов

При классификации по способу систематизации данных кейсы поделены на четыре типа:

  • Строгий или структурированный кейс (highlystructured case). Для этого типа сase характерна точность и конкретность. Это касается как изложения ситуации, так и цифр. Содержит минимум информации. В нем заложена модель решения и один правильный вариант ответа, в крайнем случае два. Кейс ориентирован на оценку навыков в различных сферах.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек
  • Неструктурированный кейс (unstructured case). Относится к разряду сложных кейсов. Объем данных в таких кейсах, как правило, занимает порядка 50 страниц. Для изучения материала потребуется не менее двадцати часов. Итоговое решение неоднозначно. Помогает дать оценку образу мышления, навыкам, умению выделять и концентрироваться на сути вопроса. Вариантов правильных решений может быть несколько.
  • Первооткрывательский кейс (groundbreaking cases). Объем материала может быть разным. Значение придается не правильному ответу, а способности нестандартно мыслить и выдвигать креативные идеи.
  • Маленькие наброски (short vignettes). Число страниц текста варьируется от 1 до 10. Одну или две страницы занимает приложение, в котором указаны ключевые понятия. При анализе студентам предлагается реализовать на практике собственные знания.

По степени трудности кейс-стади разделяют на следующие варианты:

  • Иллюстративные учебные ситуации-кейсы. Цель этого варианта кейс-стади заключается в обучении алгоритму действий в различных ситуациях на конкретных примерах.
  • Учебные ситуации-кейсы. За отведенный промежуток времени следует обнаружить и изложить суть проблемы, а затем найти варианты ее решения.
  • Прикладные упражнения. Участники демонстрируют умение реализовывать имеющиеся знания на практике, например, разрабатывать план по устранению какой-либо проблемы.

Использование аналитики данных

Иногда кейсы классифицируют в соответствии со шкалой «Мёртвые и живые кейсы». В основе лежит уровень полноты предлагаемой информации.

  • Мёртвые кейсы. Информация представлена в полном объеме.
  • Живые кейсы. Минимальное количество информации. В процессе решения студент самостоятельно ведет поиск недостающих данных, что помогает развить воображение, принять интересное творческое решение.

Кейс-стади делят на два вида в зависимости от способа подачи сведений:

  • Сюжетные сase. События и действия всех участников представлены в формате рассказа, истории.
  • Бессюжетные кейсы. Сведения представлены в виде расчетов, формул, статистических материалов.

Case также систематизируют в зависимости от субъекта:

  • Личностные кейсы. В основе заложены действия отдельных личностей, политиков, руководителей компаний.
  • Организационно-институциональные кейсы. В основе лежат действия разного рода подразделений, компаний, предприятий.
  • Многосубъектные кейсы. В ситуации принимают участие несколько субъектов.

Кейс-стади могут быть представлены в виде перечня вопросов, требующих ответа в процессе анализа конкретной ситуации, либо как кейсы-задания. В этом случае участники разрабатывают план действий, направленный на решение отдельных проблем.

Источник информации для кейсов

При создании кейсов возникает проблема, заключающаяся в поиске исходных данных, творческая переработка которых позволяет получить приемлемую для обучения ситуацию.

Есть три варианта решения проблемы. Суть первого заключается в том, что основой служит эпизод из жизни компании. Сведения получены непосредственно из уст участника истории. Это позволяет получить развернутую информацию о ситуации.

Основное преимущество подхода – сведения практически не подвергаются каким-либо серьезным искажениям.

Второй вариант предполагает использование таких источников, как средства массовой информации, разного рода презентации. Сведения можно черпать из журналов, вестников, буклетов, которые в изобилии представлены в выставочных павильонах. Характерная особенность подобного рода информации – искажение истинного положения дел, неточность. Однако это не означает, что от подобных источников информации следует отказаться.

Третий вариант – вымышленные истории. Такой кейс встречается достаточно редко. Недостаток заключается в отсутствии реальных ситуаций из жизни компании. Этот факт находится в противоречии с основной сутью методики – работа с конкретными и реальными ситуациями. Исключением являются случаи, когда ситуацию моделирует опытный специалист, не понаслышке знающий о реальном бизнесе.

Если есть достойная основа, творческий подход к ее обработке нивелирует нехватку сведений о ситуации. Важно при этом не потерять интригу и придерживаться хорошего литературного стиля, сохранить ощущение реальной внутренней головоломки.

Этапы кейс-стади

Многие представляют кейс-стади как отражение отдельных сложных ситуаций, на базе которых создаются своего рода головоломки. Студенты должны обдумать задачи и предложить пути их решения. Вполне возможно, что они будут гораздо эффективнее, чем те, что были найдены в реальной ситуации. Однако существует и более глобальный метод, включающий комплекс различных кейсов и их типологизацию.

Суть фриланса

Сделаем пошаговый анализ работы этого метода:

  • Шаг 1. Подборка кейсов.

Сначала определитесь, что именно вы будете изучать. Затем, используя конкретные критерии, выберите кейсы. Если у вас управленческий кризис, возникают сложности при общении с персоналом, необходимо сделать подборку аналогичных случаев. Если качество ваших статей оставляет желать лучшего, используйте критерий обратной связи, проанализируйте отзывы читателей. Важен такой критерий, как время выхода в свет вашей статьи. Проведите анализ происходящих на тот момент событий, которые затрагивают целевую аудиторию. Также можно сделать подборку кейсов ссор с вашим партнером, чтобы избежать конфликтов в будущем.

  • Шаг 2. Типологизация критериев.

Проведите анализ подготовленного набора кейс-стади. Определите перечень критериев, которые помогут разделить кейсы на группы. Старайтесь выбирать несколько критериев. Это позволит более детально проанализировать ситуацию. Допустим, есть набор кейсов на тему «Ссоры с близкими людьми». В качестве критериев можно принять следующие моменты – причина конфликта, его продолжительность, итог ссоры, возрастная категория сторон конфликта. Еще одна ситуация – проблемы в управлении с онлайн-журналом. В этом случае подойдут следующие критерии – число читателей, объем ресурсов журнала. Для наглядности результаты можно оформить в виде таблицы.

Например, у нас есть четыре критерия, которые имеют по 3 или 4 варианта. Варианты должны соответствовать действительности. Например, не следует указывать вариант причин, который отсутствует в кейсах.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек
  • Шаг 3. Создание групп.

Количество вариантов групп в нашем случае – 4х4х4х3=192. Это слишком много. Задача заключается в создании сетки для конкретных кейсов. При этом следует выбирать группы, в которые можно поместить как минимум три кейса. Процесс формирования групп заключается в подборке и сравнительном анализе различных вариантов.

В конечном итоге у нас получится несколько групп со своим набором кейсов. В основу каждого из объединений заложен определенный признак.

  • Шаг 4. Сравнительный анализ кейс-стади каждой группы. Извлечение инструментов.

Теперь, когда процесс типологизации завершен, возникает вопрос – зачем мы это делали? Мы получили группы кейсов, которые имеют схожие признаки, а значит, и общие инструменты решения. Это дает возможность проводить в каждой группе сравнительный анализ. Если вы участник кейса, обратите внимание на то, как вы себя вели, какие могли быть варианты поведения, какие цели вы преследовали. Если участник кейса – посторонний человек, есть возможность поучиться на ошибках других. Следует также подумать об альтернативных вариантах решения проблемы.

Анализ позволяет выявить общие инструменты. Это могут быть различные действия участников, которые в конечном итоге ведут к примирению.

  • Шаг 5. Применение выработанной сетки.

Если какой-либо инструмент является общим для каждого кейса одной группы, его можно считать рабочим и использовать в анализе последующих кейсов. Для ясности приведем простой алгоритм действий, состоящий всего из пары пунктов:

  • Допустим, что между вами и кем-либо еще, произошла ссора. Имея таблицу с группами кейсов, вы относите ситуацию к одной из них.
  • Выбрав группу, посмотрите, какие в ней есть инструменты для решения проблемы. Внимательно изучив прежние варианты ссор, вы без труда примете правильное решение, разберетесь, как надо действовать дальше.

Метрики эффективности контент-стратегии

Метод имеет важное преимущество. Чем чаще вы прибегаете к нему для решения тех или иных вопросов, тем более универсальной становится ваша сетка. Число кейсов будет расти. Решения, принятые на основе имеющегося опыта, помогут быстро достичь желаемого результата.

Часто задаваемые вопросы о кейс-стади

Что мешает создать кейс-стади?

Одна из причин – отсутствие информации, особенно при создании кейса на основе личного опыта. Не откладывайте написание кейса до тех времен, когда появятся грандиозные успехи. Нарабатывайте опыт. Основой кейса могут служить незначительные достижения или, напротив, неудачи. Это поможет избежать ошибок в будущем.

Как освоить кейс-стади?

Технология кейс-стади – это основной инструмент обучающих программ по подготовке специалистов высшего и среднего управленческого звена.

На решение кейсов уделяется порядка 25–35 % от общего времени, отведенного на процесс обучения. Особенно широко кейсы используют в программах по маркетингу. В меньшей степени – по финансовым дисциплинам.

Что может быть объектом кейсстади?

Кейс-стади – это анализ, изучение конкретных ситуаций. К объектам технологии обучения относятся:

  • культурная практика: проект, мероприятие;
  • культурная институция: учреждение, компания, предприятие.

В процессе работы над кейсом необходимо провести сравнительный анализ, дать личную оценку рассматриваемой ситуации.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей