Вступай в закрытый клуб предпринимателей!
Попробовать бесплатно
Статья
Маркетинг
2 октября 2024

Аффинити-индекс: сферы применения и способы расчета

О чем речь? Аффинити-индекс – это показатель заинтересованности аудитории сайта выложенным контентом по сравнению с другими порталами. Он нужен для анализа рекламы и целевой аудитории (ЦА), а также при проведении маркетинговых исследований.

На что обратить внимание? Вычислить аффинити-индекс можно вручную по формуле или использовать вкладку в «Яндекс.Метрика». При этом нужно понимать ограничения и недостатки метода.

Понятие аффинити-индекса

Affinity Index (Aff, индекс соответствия и аффинити-индекс) представляет собой маркетинговый показатель, который оценивает отношение рейтинга медиапродукта среди целевой аудитории к нему же у базовой. Он показывает, насколько эффективно выбранная PR-площадка соответствует ЦА. Специалисты также применяют его для оценки профиля ресурса, на котором планируется размещение рекламы. То есть выясняется, насколько этот ресурс подходит для продвижения продукта, ориентированного на определенную целевую группу. Аналогичный метод изначально начал применяться в медицинской практике для выявления взаимосвязи между результатом болезни и факторами риска.

В маркетинге индекс соответствия дает рекламодателям возможность оптимизировать рекламные кампании, позволяя выбрать наиболее эффективный канал взаимодействия с клиентом, способный принести максимальную прибыль. Основное преимущество этого инструмента заключается в выявлении различий между предпочтениями базовой и целевой аудиторий, что позволяет точнее настроить стратегию продвижения.

Эксперты объясняют это на примере опроса потребителей. Представьте, что предприниматель хочет узнать, кто из людей готов купить его товар и чем они занимаются. Но такая информация может быть неточной, ведь некоторые профессии встречаются редко и не показывают реального интереса к продукту. Поэтому важно понимать, сколько людей действительно хочет купить товар, а сколько — нет. Используя формулу аффинити-индекса, можно определить, нужно ли ориентироваться на выбранную ЦА для продаж.

Сферы применения аффинити-индекса

Анализ PR-эффективности

Аффинити-индекс в маркетинге помогает определить, где лучше разместить рекламу. К примеру, вы продаете спортивные аксессуары и хотите разместить PR в соцсетях. Целевая аудитория — мужчины и женщины 20–40 лет, увлеченные занятиями физкультурой. Проанализировав данные о пользователях соцсетей, можно вычислить аффинити-индекс. При этом базовой аудиторией будут все пользователи в вашем регионе, а целевой — мужчины и женщины в возрасте 20–40 лет, которым нравится заниматься физической активностью и следить за собой.

Для начала стоит определить аффинити-индекс для разных каналов коммуникации в целом. Возможно, ваша целевая аудитория чаще посещает конкретную соцсеть.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Маркетинговые исследования

Расчет аффинити-индекса имеет ключевое значение при выводе нового продукта на рынок. Этот показатель помогает выявить, представители какой социальной группы с наибольшей вероятностью станут покупателями, что напрямую влияет на дальнейшую маркетинговую стратегию, включая разработку упаковки, выбор названия и методов продвижения. Аффинити-индекс также можно использовать для уже существующего продукта. Если товар успешно продается, попробуйте сравнить характеристики вашей ЦА с общими показателями по населению, чтобы глубже понять, как и где его продвигать дальше.

Важно учитывать не только пол и возраст аудитории. Обратите внимание на их интересы, предпочтения в музыке и любимые книги. Это может дать ценные инсайты и новые идеи для продвижения продукта. К примеру, анализ покупателей вашего интернет-магазина посуды показывает, что среди тех, кто совершил более двух покупок, много любителей того или иного сериала. В этом случае можно рассмотреть выпуск лимитированной серии кружек с принтами или запустить кампанию в подходящих сообществах.

Анализ аудитории веб-сайта

Сервис «Яндекс.Метрика» позволяет в автоматическом режиме рассчитать аффинити-индекс для пользователей платформы на основе их интересов. Эти данные доступны в разделе «Отчеты». Они позволяют формировать гипотезы, улучшать конверсию в продажи и понять, какая аудитория посещает ваш сайт.

Этот отчет также помогает оценить, насколько эффективной будет PR. Перед размещением баннера на стороннем сайте запросите у рекламодателя данные о его аудитории. Важно убедиться, что интересы вашей ЦА совпадают с основными увлечениями посетителей сайта. К примеру, если представляете спортивную организацию, важно, чтобы «Спорт» был в топ-5 предпочтений на этом веб-ресурсе. При этом учитывайте, что данные «Яндекс.Метрика» по аффинити-индексу работают хорошо только тогда, когда определенный интерес значительно превосходит остальные (в 2-3 раза).

Плюсы и минусы аффинити-индекса

Использование аффинити-индекса в маркетинге предоставляет множество преимуществ:

  • Анализ показателя способствует более глубокому пониманию ЦА. Благодаря определению аффинити-индекса организации получают возможность лучше изучить предпочтения и интересы клиентов, что помогает разработать результативные маркетинг-стратегии.

  • Этот инструмент позволяет эффективно выбирать источники трафика. Аффинити-индекс дает возможность выявить те каналы, которые приводят наиболее качественных посетителей на сайт. Это позволяет сосредоточить маркетинговые усилия на максимально перспективных направлениях.

  • Аффинити-индекс может значительно повысить эффективность предприятия по продвижению новых продуктов. Он позволяет компаниям выявить, какие товары или бренды имеют схожие интересы и предпочтения с их новинками, что способствует разработке более целенаправленных и результативных стратегий продвижения.

  • Анализ аффинити-индекса играет ключевую роль в укреплении партнерских отношений. Компания может находить наиболее подходящих компаньонов для сотрудничества, что способствует укреплению стратегических альянсов и увеличению объемов продаж.

Функции продуктового маркетолога в компании

Применение аффинити-индекса в маркетинге имеет свои ограничения:

  • Невысокая точность анализа. Показатель позволяет получить лишь общее представление о потенциальных интересах различных групп ЦА по отношению к продукту или услуге. Этот инструмент не способен определить конкретные размеры аудиторий или их детализированные поведенческие характеристики.

  • Аффинити-индекс не имеет возможности предугадывать будущее поведение ЦА. Анализ сосредоточен на текущих и прошлых данных, что делает его менее эффективным для прогнозирования изменений в интересах и поведении потребителей.

  • Аффинити-индекс не позволяет предсказать возможные риски или проблемы в маркетинговых кампаниях.

  • Информация, на основе которой проводится анализ, может быть устаревшей или ошибочной. Зачастую это приводит к неправильным выводам и построению неэффективных стратегий.

Формула расчета аффинити-индекса

Формула для расчета аффинити-индекса выглядит следующим образом:

Аффинити-индекс = (Рейтинг по целевой аудитории / Рейтинг по базовой аудитории) * 100.

Есть множество характеристик, по которым можно определить ЦА: пол, возраст, интересы, местоположение и т. д. К примеру, если ваша аудитория — молодые люди до 30 лет, то для расчета аффинити-индекса нужно взять число людей этого возраста и сравнить его с общим количеством людей на всех рекламных площадках.

Если индекс превышает 120 %, это означает, что нужная аудитория на этой платформе встречается чаще, чем на других. Если индекс находится в пределах от 80 % до 120 %, это указывает на смешанную публику, значение ниже 80 % говорит, что площадка не подходит для вашей цели.

Допустим, что вы ведете блог, посвященный обучению маленьких детей, и одновременно продаете товары, связанные с этой темой. У вас есть 1500 подписчиков, среди которых 1000 женщин и 500 мужчин. В соцсети насчитывается 10 миллионов пользователей, из которых 1,5 млн — мужчины. Подставив эти данные в формулу, можно получить следующие результаты:

((500 / 1500) / (1 500 000 / 10 000 000)) * 100 = 222 %.

В этой соцсети насчитывается 8 500 000 женщин. Для данной группы индекс будет следующим:

((1000 / 1500) / (8 500 000 / 10 000 000)) * 100 = 78 %.

Аффинити-индекс для мужчин оказался выше, так как в соцсетях их меньше. Однако, учитывая высокий показатель для женской аудитории блога, при выборе тем и продуктов можно увеличить продажи и сохранить или повысить количество подписчиков.

Аффинити-индекс в «Яндекс.Метрика»

С помощью «Яндекс.Метрика» вы можете автоматизировать расчет аффинити-индекса, избавляя себя от необходимости делать это вручную. В отчетах будут отображаться все категории интересов, что поможет легко определить, какие темы особенно востребованы среди вашей ЦА. Чтобы найти аффинити-индекс в «Яндекс.Метрика», зарегистрированному пользователю нужно зайти в раздел «Отчеты», выбрать подраздел «Аудитория», вкладку «Долгосрочные интересы».

Результаты отчета показывают процентный показатель для каждой категории интересов. Если аффинити-индекс составляет 100 %, это означает, что потенциальные покупатели и пользователи других сайтов проявляют интерес к данной теме. Если же цифра превышает 100 %, это указывает на то, что посетители данного веб-ресурса чаще интересуются выбранным мотивом, чем другие. Однако высокий аффинити-индекс не всегда означает, что тема подходит для вашей ЦА. Иногда она слишком далека от основной направленности вашего сайта, поэтому важно выбирать интересы, которые действительно релевантны.

Пример использования аффинити-индекса на практике

Рассмотрим последовательность действий, которые потребуется выполнить для использования аффинити-индекса при настройке кампании.

Подготовка гипотез

Сначала нужно открыть отчет по аффинити-индексу, проанализировать данные и выбрать ЦА. Важно уделить внимание категориям с индексом выше 100 %. К примеру, если мы работаем в нише косметики, наша целевая аудитория также может интересоваться парфюмерией.

Через анализ других категорий можно выявить дополнительные направления для работы, такие как одежда, обувь, аксессуары и другие. Важно учитывать, что некоторые категории могут иметь высокий аффинити-индекс, но их тематика может быть слишком широкой или не связанной с выбранной. К примеру, раздел “Спорт”. Интерес к нему может быть высоким, однако данная категория не является целевой, поэтому такие аудитории лучше игнорировать.

Сбор семантики

Открыв разделы с высоким аффинити-индексом, внимательно изучите ключевые слова, которые можно собрать с помощью Wordstat. Это могут быть запросы, связанные с брендами декоративной косметики, парфюмерией, а также с темами, касающимися окрашивания волос, укладки и других подобных направлений. Затем создаются шаблоны запросов. Далее вам нужно перейти в Wordstat, проверить их частотность и собрать самые популярные.

Аффинити-индекс помогает определить, какой ещё аудитории можно демонстрировать PR в РСЯ.

Настройка рекламной кампании

Для выбора подходящей стратегии (оплата за клики или за конверсии) можно использовать следующую формулу: CPC / CR = CPA. К примеру, если ставка за клик – 10 рублей, а коэффициент конверсии для такого трафика равен 1 %, то цена за конверсию будет 10 / 0,01 = 1000 рублей.

Поскольку заранее определить точный коэффициент конверсии сложно, как правило, лучше запускать такие кампании с оплатой за нее.

Часто задаваемые вопросы об аффинити-индексе

В каких случаях аффинити-индекс может оказаться бесполезным?

К примеру, если ваша ЦА значительно меньше общего числа потребителей. Рассмотрим два телеканала для размещения рекламы. Первый имеет аудиторию в сто тысяч человек, из которых только 5 % составляют вашу целевую аудиторию. Второй имеет лишь тысячу зрителей, но 90 % – ваша ЦА. Хотя аффинити-индекс для этого канала значительно выше, рекламировать продукт через него бесполезно.

Что выбрать — аффинити-индекс или SWOT-анализ?

Последний помогает выявить внутренние сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы. Это дает комплексное представление о ее положении на рынке. Аффинити-индекс сосредоточен на изучении интересов и предпочтений ЦА, позволяя точнее понять, какие темы и категории наиболее востребованы у потребителей. Выбор между этими инструментами зависит от целей анализа.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Какие инструменты можно применять совместно с аффинити-индексом?

Особенно хорошо комбинируется он с A/B-тестированием. В то время как аффинити-индекс помогает понять, какие аудитории лучше всего реагируют на определенные темы и где размещать рекламу. А A/B-анализ позволит определить, какие конкретные PR-варианты наиболее успешны и какие изменения надо внести для улучшения кампаний. Совместное их использование помогает не только точно настроить таргетинг рекламы, но и оптимизировать её эффективность.

Теперь вы знаете, что такое аффинити-индекс. Это мощный инструмент анализа взаимосвязи между потребителями и брендом. Он позволяет измерить уровень лояльности и интереса аудитории к компании, что способствует разработке более точных и результативных маркетинг-стратегий. Используя аффинити-индекс, компании могут лучше понимать предпочтения своей целевой аудитории и адаптировать свою рекламу для достижения максимального эффекта.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей