- Понятие себестоимости
- Факторы, влияющие на себестоимость
- Основные цели снижения себестоимости продукции
- Анализ себестоимости
- Пути снижения себестоимости продукции
- Составление плана мероприятий по снижению себестоимости продукции
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
В чем смысл? Снижение себестоимости продукции несет предприятию определенные выгоды. Компания таким образом повышает процент прибыли, становится более успешной по сравнению с конкурентами, получает возможность создать финансовые резервы.
Как добиться? Есть разные пути снижения себестоимости. Выбирать наиболее подходящие нужно в зависимости от ситуации, в числе всего прочего учитывая специфику производства. Кроме того, следует помнить, что данный процесс не может быть быстрым, так что следует запастись терпением и не форсировать события.
Понятие себестоимости
Данным терминов называют количество финансовых вложений компании в выпуск и продажу товара. Этот показатель является одним из основных при расчёте результатов финансовой деятельности организации и стоимости продукта для покупателя.
Состав себестоимости формируется из элементов, которые влияют на выпуск продукции и её доставку до потребителя:
- Исходное сырьё для производства или стоимость товара в закупе.
- Зарплатный фонд организации.
- Налоговые и страховые взносы.
- Расходы на амортизацию.
- Затраты на рекламу и другие коммерческие расходы.
- Оплата коммунальных услуг.
- Расходы на аренду складов и других помещений, приобретение техники и т. д.
Каждое предприятие стремится к снижению себестоимости продукции, потому что этот показатель оказывает существенное влияние на ценовую политику компании и получаемую прибыль.
Факторы, влияющие на себестоимость
Себестоимость конечного продукта не является стабильным показателем. Она постоянно изменяется в соответствии с текущими условиями. Любое снижение или увеличение затрат по любому аспекту, будь то проведение рекламной кампании или закупка сырья, отразится на этом показателе. Факторы, оказывающие влияние на себестоимость продукции, подразделяются на две группы: внешние и внутренние.
Внешние факторы – не зависящие от предприятий явления, которые отражаются на деятельности компании:
- Экономическая ситуация в государстве.
- Инфляция.
- Технический и технологический прогресс.
- Погода и природные явления.
- Утверждение новых законодательных актов в производственной, экономической и налоговой сфере.
- Увеличение или снижение цен на сырье и ресурсы.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому! Скачивайте и используйте уже сегодня:
- Организация управленческих процессов.
- Производительность труда.
- Затраты рабочего времени.
- Длительность цикла производства товара.
- Процент брака.
- Затраты на рекламу и маркетинговые исследования.
- Расходы предприятия на заработную плату и хозяйственные нужды.
В зависимости от специфики компании эти списки могут быть дополнены. Но указанные явления считаются основными факторами, влияющими на себестоимость продукции.
Основные цели снижения себестоимости продукции
Конечная стоимость товара напрямую зависит от себестоимости. Компании учитывают этот показатель при расчётах, стремясь достичь получения прибыли. Очевидно, что в итоге стоимость продукта должна соотноситься с ценами аналогичных товаров на рынке, поэтому делать слишком большую наценку тоже нельзя. Так что же остаётся производителям для увеличения прибыли?
Компании стремятся к снижению затрат на себестоимость продукции, так как это повышает финансовую выгоду от продаж. Например, себестоимость тюбика пены для бритья составляет 30 рублей, а производитель продаёт этот товар за 200 рублей. Очевидно, что в этом случае компания получит весомую прибыль. Доход будет ещё больше, если снизить себестоимость тюбика до 20 рублей. При этом важно достичь цели без ущерба качеству.
Начинающие бизнесмены стремятся быстро достичь окупаемости бизнеса и вернуть денежные средства, вложенные в его открытие. При этом им нужно выявить оптимальное соотношение качества продукта, его цены для потребителя и поработать над снижением себестоимости производства продукции.
Читайте также
Этот вопрос актуален не только для начинающих предпринимателей. Организации, которые давно находятся на рынке, также постоянно работают над оптимизацией производственных расходов и активно применяют методы снижения себестоимости продукции.
Чем меньше стоит выпуск товара при производстве с учётом всех сопутствующих факторов, тем большую прибыль получит компания. Предприятия любых форм собственности работают над тем, чтобы показатели снижения себестоимости продукции стремились к оптимальным значениям. Можно сказать, что основной целью таких действий являются: повышение прибыльности организации и оптимизация расходов, увеличение конкурентоспособности за счёт низких цен на товары, создание сырьевых и финансовых резервов.
Анализ себестоимости
Анализ исследуемого показателя нужен для того, чтобы подобрать наиболее эффективные пути снижения себестоимости продукции. Для каждого предприятия ситуация является индивидуальной и зависит от особенностей его деятельности, а потому для начала нужно выявить специфические моменты, которые понадобятся учитывать при формировании плана дальнейших действий. Таким образом, задачами анализа себестоимости являются:
- Выявление и конкретизация внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на себестоимость продукции, а также степени их воздействия.
- Формирование графика, который будет показывать, каким образом изменялась себестоимость продукции в предшествующие отчётные периоды.
- Оценка изменений показателя и определение причин, которые привели к текущей ситуации.
- Разработка классификации себестоимости в соответствии со спецификой производимого продукта, а также с коммерческими и вспомогательными процессами.
- Формирование алгоритма действий, который приведёт к снижению себестоимости единицы продукциибез потери качества.
Для того, чтобы грамотно провести анализ себестоимости продукции, придётся воспользоваться статистическими данными из актуальных отчётов о расходах на производство и реализацию продукции, отчётной калькуляцией и данными о затратах по основным и вспомогательным производствам.
Анализу подвергаются такие факторы, как полная себестоимость всех видов продукции, которую предлагает предприятие, себестоимость конкретных продуктов, а также коммерческие, хозяйственные и другие виды расходов.
Есть различные направления снижения себестоимости продукции. Выбор конкретного варианта зависит от специфики предприятия. Для того чтобы определиться с направлением работы, нужно грамотно проанализировать себестоимость. Для этого предприниматели могут применять следующие методы: анализ себестоимости на один рубль товара, анализ продукта по элементам и калькуляционным статьям, изучение влияния прямых материальных затрат на ведение деятельности.
Пути снижения себестоимости продукции
Если предприниматель понял, что рассматриваемое явление компании необходимо, то нужно начинать работу в данном направлении. Этот процесс является достаточно длительным и займет не один день и даже не одну неделю, к чему нужно быть готовым. Существует несколько основных видов снижения себестоимости продукции:
Увеличение производительности труда
Сотрудники компании заинтересованы в быстром выполнении своей работы только в том случае, если они получают премии за превышение плана или работают по сдельной форме оплаты труда, получая вознаграждение за каждую произведенную единицу продукции.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 29.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Если же труд персонала оплачивается по фиксированной ставке, то необходимо разработать систему мотивации для работников в виде поощрений, проведения обучения и обозначения карьерных перспектив. Как альтернативный вариант – можно изменить систему оплаты труда, перейдя на сдельную форму.
Изменение технологий производства, применение новой техники, автоматизация рабочих
Одним из источников снижения себестоимости продукции может стать уменьшение затрат на её производство. Очевидно, что автоматизация процессов в дальнейшей перспективе приводит к экономии средств и позволяет сократить расходы на персонал. Помимо уменьшения затрат на заработную плату, это приведёт к снижению суммы страховых выплат и налоговых взносов.
Соблюдение режима экономии
Важно рассмотреть актуальность применения методов снижения себестоимости продукции на каждом этапе производства. Чем больше количество этапов можно будет оптимизировать, тем лучших результатов вы достигнете. При этом важно следить за тем, чтобы в стремлении к снижению показателя себестоимости продукт не утратил свои качественные характеристики.
Верный выбор партнёров и поставщиков
Любой процесс производства подразумевает взаимодействие с большим количеством партнёров. Это поставщики сырья, техники, наблюдающие за состоянием оборудования и т. д.
Возможно, при пересмотре условий сотрудничества с каждым из них, выяснится, что можно найти аналогичную услугу на более выгодных условиях. Например, в случае с закупкой сырья лучше выбирать поставщиков, которые располагаются неподалёку от вашего производства. Экономия на транспортных расходах приведёт к общему снижению себестоимости продукции.
Снижение трат на содержание управленческого персонала
Необходимо проанализировать функции, которые выполняет каждый из сотрудников, и рассмотреть возможность объединения должностей. Такой подход также является резервом снижения себестоимости продукции, так как позволяет сократить расходы на содержание персонала.
Обучение и повышение квалификации персонала
Чтобы количество выпускаемого брака уменьшалось, необходимо регулярно проводить обучение персонала. На промышленных предприятиях это касается не только рабочих производственной линии, но и отдела ОТК.
Например, вы являетесь директором салона красоты. Если вы будете регулярно отправлять сотрудников на курсы повышения квалификации и профессиональные конкурсы, их достижения повысят престиж вашего заведения. Люди начнут больше доверять мастерам, и поток клиентов увеличится. Довольные потребители услуг расскажут о вас своим знакомым, что создаст дополнительную рекламу.
Экономия на сырье
Нужно постоянно работать над рациональностью использования ресурсов. Например, на производстве кожаных курток изделия могут быть раскроены неправильно, что приведет к утилизации больших объемов материала, оказавшегося бесполезным. Необходимо проработать этот вопрос и либо изменить выкройки, либо разработать новое изделие, при производстве которого можно будет использовать «лишние» куски кожи.
В целях экономии и во избежание краж лучше всего выдавать рабочим только то количество сырья, которое потребуется им для выполнения поставленной задачи. Необходимо обратить внимание и на расход сопутствующих ресурсов: электроэнергии, воды, топлива и т. д. Можно приобрести энергосберегающую технику, заменить элементы освещения и водоотведения, например, установить для мытья рук смесители с фотоэлементом.
Масштабирование компании
Увеличение ассортимента продукции и расширение производства может помочь снизить себестоимость работ. Немалое внимание стоит уделить механизации и автоматизации выпуска товара. Это позволит повысить объемы производства с сопутствующим уменьшением себестоимости.
Уменьшения процента брака в выпускаемой продукции
Выявите основную причину появления бракованных изделий и устраните ее.
Мониторинг ситуации в целом
Время от времени проводите исследование рынка, анализируйте деятельность конкурентов и потребности целевой аудитории. Пользуйтесь инновационными методами и технологиями, если это рентабельно для вашей компании. Обучайте сотрудников современным способам работы с оборудованием и с клиентами.
Методы снижения себестоимости продукции могут варьироваться в зависимости от особенностей предприятия, но именно указанные подходы являются универсальными и обеспечивают максимальный эффект в минимальные сроки.
Составление плана мероприятий по снижению себестоимости продукции
Значительно повысить эффективность производства могут только действия, совершаемые в соответствии с чётким планом. Для этого необходимо разработать порядок мероприятий, которые будут применяться для достижения цели.
Сбор данных
Нужно собрать информацию обо всех расходах компании. Здесь важно учитывать не только глобальные затраты, но и те, которые могут показаться незначительными. Часто именно они оказывают большое влияние на удорожание продукции.
Читайте также
Классификация затрат по категориям
Нужно разделить все затраты на две основные категории: условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-постоянные – это оплата аренды, зарплатный фонд руководящего персонала, отчисления страховых взносов и налогов.
Условно-переменные – расходы на комплектующие материалы, покупку сырья, оплату труда рабочих, ремонт или замена оборудования, приобретение продуктов питания и канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных услуг.
После анализа полученной информации необходимо разработать план снижения себестоимости по каждому виду затрат. Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Обозначьте желаемый процент уменьшения расходов на единицу продукции.
- Разработайте чёткий план действий, который приведет к экономии денежных средств, и назначьте сотрудников, ответственных за выполнение каждого из пунктов.
- Спрогнозируйте эффект, который должно принести выполнение каждого из пунктов намеченного плана.
Контроль исполнения плана
Контролируйте чёткое выполнение каждого из пунктов составленного плана по снижению себестоимости продукции.
Конечно, это потребует от руководителя временных затрат, но зато вы сможете понять, насколько продуктивным является выполнение этапов проекта и какие из них нуждаются в корректировке.
В современных условиях производители не могут формировать цену на товар прибавлением к себестоимости желаемой наценки. При наличии большой конкуренции предприятия вынуждены опираться на среднюю рыночную стоимость продукта. Поскольку цена на один и тот же товар находится в установленных рынком рамках, основной способ увеличить прибыль своей компании — это снизить себестоимость продукции.