- Что такое ROA
- Формула показателя рентабельности активов ROA
- Плюсы и минусы метода подсчета ROA
- Анализ показателей компании на основе вычисленного ROA
- Как увеличить рентабельность активов
- Часто задаваемые вопросы о ROA
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это? ROA, или рентабельность активов – показатель эффективности деятельности компании. С его помощью оцениваются финансовое состояние и потенциал роста бизнеса.
На что обратить внимание? По сути, ROA – инструмент для принятия стратегических решений, таких как выделение инвестиций, планирование процессов оптимизации и анализ конкурентной ситуации. Чем выше этот показатель, тем продуктивнее используются активы компании для роста прибыли.
Что такое ROA
ROA — это финансовый показатель рентабельности активов. Соответственно аббревиатура расшифровывается как «Return on Assets».
.Активами считается любое имущество, используемое для получения прибыли. В качестве таковых могут являться наличные деньги, банковские вклады, различные финансовые инструменты.
Кроме того, извлекать прибыль можно с помощью:
- производственного сырья и конечной продукции;
- земельных участков, объектов коммерческой и производственной недвижимости, а также иных недвижимых объектов, предназначенных для выпуска продукции;
- технологического оборудования и транспорта;
- сертификатов, лицензий, патентов, товарных знаков, авторских и прочих нематериальных прав, так или иначе участвующих в деятельности компании.
Показатель рентабельности активов ROA характеризует эффективность конвертирования компанией инвестированных средств в чистую прибыль. И чем больше значение коэффициента, тем меньше денег вкладывается на получение этой прибыли.
Формула показателя рентабельности активов ROA
Расчет производится чаще всего по одной из двух формул. Первая выглядит так:
ROA = Чистая прибыль / Средний размер активов × 100%
Чтобы рассчитать чистую прибыль, необходимо из общей прибыли вычесть все издержки, включая налоговые отчисления. Средний размер активов определяется как сумма активов в начале и в конце отчетного периода, деленная пополам.
Далее приведем вторую распространенную формулу:
ROA = Прибыль до налогообложения / Стоимость активов × 100%
Как видно, здесь вместо чистой прибыли используют прибыль до выплаты налогов.
Для примера воспользуемся первой формулой для определения ROA. Как считать показатель в таком случае? В первую очередь нужны сведения о прибыли и активах изучаемой компании.
Допустим, магазин за определенный период заработал 15 млн руб. Совокупные расходы без учета налогов за то же время составили 6,5 млн руб. Сюда входят затраты на заработную плату, транспорт, закупку продукции и т. д.
Определим чистую прибыль:
- Чистая прибыль = Прибыль – Расходы
- Чистая прибыль = 15 – 6,5 = 8,5 млн рублей
Далее нужно вычислить средний размер активов. Считаем, что эта сумма за весь год была стабильной и составила 10 млн руб.
Используем для определения ROA формулу расчета, приведенную выше:
- ROA = (8,5 / 10) × 100% = 85%
Полученный показатель означает, что с каждого рубля инвестиций магазин зарабатывает 85 копеек чистой прибыли.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Проведем аналогичный расчет в случае изменения размера активов. Допустим, на начало года сумма составляла 10 млн руб., а к концу года выросла до 12 млн.
- Средняя стоимость активов: (10 + 12) млн руб. / 2 = 11 млн руб.
- ROA = (10 / 11) млн руб. × 100% = 90,9%
Следует учитывать, что мы привели лишь теоретические примеры. На практике даже значение показателя чуть более 5% будет говорить о прибыльной деятельности. А когда ROA превышает 20%, то результат можно считать превосходным.
На данный показатель также могут влиять особенности конкретной отрасли. Например, если для какого-то производства характерны низкая маржа и высокий уровень капиталовложений, оптимальное значение ROA будет низким. Для высокомаржинальной сферы деятельности со сравнительно меньшими инвестициями показатель станет выше. Первый вариант — это производственная сфера и авиаиндустрия, второй — это области технологии и финансов.
Плюсы и минусы метода подсчета ROA
Преимущества | Недостатки |
Простота расчета и доступность. Определение показателя не требует сложных вычислений и использования специальных средств. | Низкая информативность в некоторых случаях. Коэффициент не даст нужной информации для компаний с дешевыми или труднооценимыми активами (например, в интеллектуальной сфере). |
Наглядность. Инвесторы сразу могут оценить эффективность использования бизнесом ресурсов. Это дает возможность сравнения деятельности нескольких компаний.
| Сравнение показателей исключительно у компаний из одной и той же сферы. |
Простая трактовка результата. Падение показателя явно означает нецелесообразность использования активов, а рост говорит о хорошо отлаженных бизнес-процессах. | Неоднозначность результатов при определении рентабельности. Скажем, по этому показателю нельзя точно определить, рентабелен ли бизнес компании, недавно закупившей дорогостоящее оборудование и не успевшей его запустить. |
Следует помнить, что показатель ROA служит лишь одним из нескольких параметров оценки. Для анализа деятельности компании нужно учитывать множество других факторов, как финансовых, так и нефинансовых.
Анализ показателей компании на основе вычисленного ROA
Данный коэффициент можно интерпретировать только в контексте изучения конкретного бизнеса. Например, изучается динамика деятельности компании за какой-то период, а результаты сравниваются с другими компаниями.
Именно анализ позволяет оценить эффективность использования ресурсов в бизнес-процессах. Рост или снижение показателя будет означать соответственно рост или снижение рентабельности активов. Если последние увеличиваются, однако это не сопровождается увеличением прибыли, смысла в расширении бизнеса нет. При этом наблюдается снижение ROA. Когда же вместе с ростом стоимости активов растет и показатель рентабельности, следовательно, растет и прибыль. В таком случае бизнес целесообразно расширить.
Кроме того, ROA показывает и эффективность деятельности конкурентов. Это также можно использовать для анализа собственной деятельности на фоне всей отрасли. Безусловно, конкурентов следует выбирать из той же сферы.
Если компания показывает сравнительно низкую рентабельность активов, следует разобраться в причинах такой ситуации и попытаться искоренить их.
Как увеличить рентабельность активов
На коэффициент влияют два фактора — прибыль компании и общая стоимость ее активов. Логично, что для повышения рентабельности нужно оптимизировать оба показателя.
Перечислим возможные варианты, как повысить прибыль:
- снижение себестоимости продукции (внедрение более экономичной производственной технологии, использование вторсырья, работа с поставщиками на более выгодных условиях и т. д.);
- пересмотр ассортимента (производство и реализация наиболее рентабельной продукции);
- повышение объема продаж;
- повышение цен.
Далее приведем способы оптимизации активов:
- продажа неиспользуемых объектов, включая недвижимость;
- ремонт или полная замена оборудования;
- сокращение дебиторской задолженности.
Помимо сказанного можно оптимизировать управленческие процессы в компании (например, автоматизировать их). Это также может положительно сказаться на рентабельности активов.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Как уже говорилось, коэффициент ROA сам по себе неинформативен. Чтобы принимать какие-либо инвестиционные решения, необходимо учитывать и другие параметры. Тем не менее, польза данного коэффициента очевидна, особенно при рассмотрении его в динамике.
При этом нужно учитывать, что рассматриваемый показатель не всегда однозначно свидетельствует о благополучной финансовой ситуации. Компании порой привлекают заемные средства для обеспечения основных бизнес-процессов, что негативно сказывается на устойчивости бизнеса. В таких случаях резонно брать в расчет рентабельность собственного капитала и ликвидность.
Часто задаваемые вопросы о ROA
По каким показателям можно анализировать деятельности компании помимо ROA?
Рентабельность в целом оценивается по нескольким параметрам.
- Дает представление о рентабельности продаж. Для расчета коэффициента следует чистую прибыль поделить на размер выручки.
- Показывает эффективность средств, которые инвестируются в конкретные направления. Коэффициент особенно полезен при составлении финансовой части бизнес-плана. Желательно рассчитывать его на несколько лет. Чем выше значение ROIC, тем эффективнее вложены средства.
- СОП. Корректирует операционную прибыль на величину процентов и налоговых отчислений.
- Демонстрирует рентабельность собственного капитала, но без учета заемных средств в отличии от ROA.
Таким образом, для анализа стоит рассматривать все перечисленные выше показатели.
Читайте также
От каких факторов зависит ROA?
На показатель влияют ряд параметров, в числе которых — эффективность управления активами, операционная эффективность, размер долговой нагрузки, уровень конкуренции в данной отрасли и цикличность этой отрасли.
Что такое двухфакторная модель ROA?
В оценке финансового состояния бизнеса часто используется формула Дюпона, учитывающая основные факторы влияния. А именно, в расчете участвуют чистая прибыль, средняя выручка и средний размер активов.
Формула двухфакторной модели выглядит так:
ROA = ROS*Koa,
где ROS — коэффициент рентабельности продаж, определяемый делением чистой прибыли на выручку;
Koa — коэффициент оборачиваемости активов, вычисляемый путем деления величины выручки на среднее значение активов.
При таком подходе оценивается вклад системы продаж в формирование прибыли предприятия. Также можно сделать вывод о том, насколько интенсивно в компании используются активы.
Читайте также
Итак, при оценке прибыли ROA играет важную роль в рамках фундаментального анализа. Однако высокое значение показателя не гарантирует соответствующую доходность инвестиций. На размер коэффициента могут влиять и негативные факторы (к примеру, предприятие экономит на модернизации оборудования). Поэтому ROA рассматривается исключительно в комплексе с другими показателями — ROE, ROS и ROIC. Высокую рентабельность будет показывать только стабильный рост всех этих параметров выше среднеотраслевых значений.