- Понятие маркировки товара
- Товары, подлежащие маркировке
- Как работать с маркировкой товара
- Ответственность за нарушения маркировки товара
- Часто задаваемые вопросы о маркировке товара
- Формула составления эффективного оффера для роста выручки от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это такое? Маркировка товара – обязательная процедура для некоторых категорий, которая заключается в нанесении специальных символов. Они содержат информацию о поставщике и характеристиках продукта.
На что обратить внимание? Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно расширяется, но изменения вводят постепенно, чтобы бизнес смог адаптироваться к новым требованиям.
Понятие маркировки товара
Маркировка — это нанесение на упаковку продукта уникальной последовательности символов. Это код идентификации, представляющий основные данные об изделии: страна изготовления, информация о компании-производителе, свойства товара, марка, цвет, параметры. Оператор системы маркировки осуществляет деятельность по созданию набора специальных условных знаков для отдельно взятого изделия и информирует об этом разработчика.
Программа реализации Единой системы маркировки товаров была одобрена в 2018 году Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Изданы Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». В них – главные положения функционирования системы маркировки товаров и идентификационные ресурсы. За год образовалась единая компания наблюдения за изделиями, которые подлежат нанесению на их упаковку уникальной последовательности символов.
Обязательная маркировка товаров является важным шагом в развитии современного рынка. В 2021 году список изделий, подлежащих ей, значительно расширился, включив в себя одежду, текстильные материалы и молочные продукты. К 2024 году планируется введение обязательной маркировки для большей части товаров широкого потребления. Этот законодательный акт постоянно корректируется, поэтому для бизнеса важно следить за новациями. Чтобы получить актуальную информационную маркировку о товарах, можно обратиться к официальному сайту системы «Честный знак», которая осуществляет контроль всех этапов оборота продукта, начиная с изготовления и заканчивая покупкой.
Она важна для всех участников рынка, включая государство, производителей, продавцов и потребителей. Каждая из этих сторон получает преимущества. С рынка исчезают изготовители контрафактной продукции. Компании, занимающиеся легальным бизнесом, легче конкурируют между собой, в итоге доходы бизнеса растут. Государству важно осуществлять контроль рыночной работы и воздействовать на теневой сектор экономики. Система обязательной маркировки способствует контролю оборота товаров и помогает препятствовать поставкам на рынок подделок и контрафактной продукции. Это стимулирует рост поступлений в бюджет, ведь число компаний, работающих незаконно, сокращается.
Как работает обязательная маркировка? Процесс осуществляется путем создания уникальной комбинации символов для идентификации продукта. Компания-производитель наносит код на упаковку. При отгрузке продукции дистрибьютору направляется общий передаточный документ (УПД) со всеми кодами.
Товары, подлежащие маркировке
Обязательная маркировка
Список товаров, подлежащих ей, утверждается правительством и дополняется ежегодно. Маркировке товара в 2023 году подлежат:
- Сигареты, папиросы, иная табачная продукция — например, табак для кальяна и вейпы.
- Духи и туалетная вода.
- Шины и покрышки.
- Кожаная одежда.
- Блузки.
- Верхняя одежда, например, пальто и куртки.
- Домашний текстиль, например, постельное белье и полотенца.
- Обувь.
- Фотовспышки, лампы-вспышки и фотокамеры, кроме кинокамер.
- Сыры и мороженое.
- Молочная продукция. Фермерское производство освободили от обязательной маркировки таких товаров до 1 декабря 2023 года.
- Питьевая вода в бутылках.
- Пиво, включая безалкогольное, пивные напитки, сидр.
В обязательном порядке с 1 сентября 2024 года необходимо будет маркировать велосипеды и рамы, а также питьевую детскую воду.





Пилотные проекты и добровольная маркировка
Перед введением обязательного кода идентификации проводятся эксперименты для подготовки компаний и предпринимателей. Это включает адаптацию оборудования, обновление онлайн-касс, установку программ учета, обучение. С 1 июня 2023 года идет эксперимент по маркировке соков фруктовых и овощных, квасов, компотов и морсов, который продлится до 31 августа. До этой же даты проводится опыт введения кодов некоторых медицинских изделий (обеззараживатели-очистители воздуха, ортопедическая обувь и стельки для нее, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании). Для этих товаров маркировка станет обязательной с 1 марта 2024 года.
Если вы заинтересованы в участии в эксперименте, вы можете подать заявку на сайте «Честного знака» на странице соответствующего пилотного проекта.
В феврале 2023 года завершился опыт маркировки пищевых биологически активных добавок и антисептиков для рук, и с 1 октября 2023 года она для этой продукции станет обязательной. Кроме того, с этой же даты придется кодировать кресла-коляски и ортопедическую обувь. Заявления на регистрацию в «Честный знак» начнут принимать с 1 сентября 2023 года. Важный аспект введения маркировки – предоставление в сентябре бесплатных кодов маркировки при условии: получатель представит отчет о нанесении кодов и о вводе товаров в оборот до конца этого месяца.
Как работать с маркировкой товара
Как маркировать товары производителям
- Необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она позволит вам работать в системе «Честный знак».
- Подсоединитесь к системе электронного документооборота. Направлять контрольные идентификационные знаки маркировки в составе универсальных передаточных документов можно только в цифровом виде.
- Произведите настройку работы с кодами в учётной записи.
- Осуществите регистрацию в системе «Честный знак», затем вступите в организацию GS1 Rus и внесите ежегодный платёж как участник обязательной маркировки в размере 3 000 рублей. В учётной записи GS1 Rus охарактеризуйте свою продукцию.
- Данные о товаре должны подгрузиться в автоматическом режиме на протяжении суток. Затем, после их появления в системе «Честный знак», запросите кодовые обозначения продукции.
- После того как система сформирует и вышлет контрольные идентификационные знаки, их надо нанести на продукцию с помощью обычного или специального принтера для этикеток.
- Осуществите ввод товаров в оборот: для этого необходимо выбрать в системе «Добавить» → «Ввод в оборот» и внести данные о промаркированных изделиях и требующиеся знаки.
- Электронный универсальный передаточный документ (УПД) позволит оформить отгрузку продуктов с нанесенными на них кодами. Укажите товарные и контрольные идентификационные знаки, необходимые для качества маркировки.
Как работать с кодами поставщикам и импортёрам
- Необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Без нее вы не сможете работать с системой «Честный знак».
- Осуществите подключение к электронному документообороту (ЭДО). Это позволит получать и отсылать универсальные передаточные документы (УПД), объединяющие реквизиты счетов-фактур, иных учётных материалов. Внимание: передавать коды маркировки на бумаге нельзя.
- Произведите регистрацию в «Честном знаке».
- Если вы – импортёр, необходимо вступить в ассоциацию GS1 Rus и внести ежегодный платёж в размере 3 000 рублей. В личном кабинете следует описать импортируемую продукцию и запросить коды маркировки. Затем передайте их производителю для нанесения на товары.
- Настройте работу со специальными условными знаками в учетной системе. Это позволит эффективно отслеживать и управлять маркированными товарами на вашем предприятии.
- Купите и подключите сканер 2D-штрихкодов. С его помощью сможете сравнивать фактические коды маркировки с указанными в электронных документах. Это поможет избежать ошибок и обеспечить точность нанесение на упаковку уникальной последовательности символов.

Читайте также
Как продавать маркированные товары в розницу
- Надо приобрести и подключить онлайн-кассу для работы с маркированными продуктами. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных; он уведомит «Честный знак» о выходе товара из оборота. Обязательно заключите договор / дополнительное соглашение с оператором фискальных данных.
- Получение усиленной квалифицированной электронной подписи: она потребуется для работы с «Честным знаком», давая возможность использовать все функции системы.
- Присоединитесь к ЭДО, чтобы принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты счетов-фактур и первичных учетных данных. Внимание: без подключения нельзя принять коды идентификации товаров (КиЗ).
- Регистрация в системе «Честный знак» необходима для того, чтобы получить возможность маркировать товары, которые остаются у вас на складе. Также внесите описание продукции в систему и запросите соответствующие коды идентификации. Затем нанесите их на изделия.
- Настройка работы с кодами маркировки в учетной системе и кассовой программе также является обязательным шагом. Это позволит сверять фактические идентификационные знаки товаров с теми, которые указаны в электронных документах.
- Купите и подключите сканер 2D-штрихкодов. При продаже кассирам нужно будет сканировать два знака: товарный и маркировочный.

Для того чтобы стать хорошим руководителем, нужно предвидеть и знать многое. Команда Деловой Среды подготовила подборку полезных материалов вам в помощь, которая поможет разобраться во всех тонкостях управления.
Скачивайте, это бесплатно! Мы искренне хотим помочь вам реализовать мечту об успешном бизнесе:





Товарный штрихкод — обычный, в виде чёрных и белых полос, с основной информацией: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Маркировочные коды позволяют произвести идентификацию товаров для передачи данных в систему, где хранятся сведения о запасах продукции на складе и другие.
После сканирования последовательности символов информация о покупке направляется оператору фискальных данных, который передает сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.
Если клиент вернет товар, а код маркировки поврежден, потребуется его перемаркировка. Для этого необходимо списать старый код и запросить, распечатать и наклеить новый. То же относится к случаям, когда код утерян/ошибочен, независимо от того, был он нанесен на продукт или нет.
Ответственность за нарушения маркировки товара
Обязательная маркировка товаров – неотъемлемая часть современного рынка. Она позволяет установить идентификационный код, который помогает отслеживать и контролировать перемещение продуктов от производителя до конечного потребителя. Однако несоблюдение требований по маркировке может повлечь серьезные последствия для компаний и лиц, занимающихся производством, продажей и хранением товаров.
Давайте разберемся подробнее. Штрафы и конфискация:
Согласно ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, запрещено изготавливать и реализовывать немаркированные товары. За это – административная ответственность:
- Для должностных лиц за изготовление немаркированной продукции предусмотрен штраф от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических – от 50 000 до 100 000 руб. Также предусмотрена их конфискация (ч. 1 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
- За хранение, перевозку, приобретение в целях сбыта, предусмотрен штраф с конфискацией: для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.; для юридических — от 50 000 до 300 000 руб. (ч. 2 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
С 1 декабря 2021 года по ч. 1 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за нарушение требований по маркировке товаров распространяется не только на производителей, но и на лиц, вводящих немаркированные продукты в оборот. Это важно учитывать тем, кто является изготовителем или импортёром. Помимо этого, внесены поправки в ч. 3 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которые устанавливают меры наказания за реализацию табачных изделий без маркировки.
Лица, принимающие участие в обороте продукции с маркировкой, также обязаны предоставлять данные о ней в «Честный знак». С 1 декабря 2021 года ст. 15.12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ введены меры наказания за неподачу информации о товаре, несоблюдение правил маркировки, последовательности, за сведения, являющиеся неполными/недостоверными. При нарушении этих требований производители могут быть предупреждены или оштрафованы. Для должностных лиц предусмотрен штраф от 1 000 до 10 000 руб., для юридических – от 50 000 до 100 000 рублей. Рассмотрение дел об административных нарушениях по этой статье осуществляет Роспотребнадзор.
Часто задаваемые вопросы о маркировке товара
Что делать, если касса не подключена к ОФД (автономный режим)?
Магазин розничной торговли может самостоятельно направлять информацию о выводе товара из оборота в течение 30 дней со дня продажи по следующему алгоритму:
- Создать документ «Списание».
- Добавить наименование и отсканировать идентификационный код.
- Указать основание списания: розничная реализация. Вписать номер и дату чека.
- Нажать кнопку «Отправить коды».
Нужна ли маркировка товаров для ИП на ЕНВД и патенте?
По 325-ФЗ продавцам розничной торговли следует не только маркировать, но и реализовывать такие товары как лекарственные препараты, одежда и обувь, а также меховые изделия только при общей или упрощенной системе налогообложения.

Читайте также
Кто может помочь с регистрацией в системе «Честный знак»?
Некоторые партнёры оказывают помощь в удаленной регистрации на официальном сайте системы «Честный знак» и подключении с места работы, используя вашу электронную (цифровую) подпись. Стоимость такого обслуживания составляет 2 000 рублей. Также можно сделать заказ на оказание комплексных услуг (регистрация в системе, подбор необходимого оборудования и ПО, обучение работе на нём. Закажут и распечатают коды DataMatrix). Такое предложение будет стоить по-разному, в зависимости от перечня требуемых услуг и региона.
На российском рынке активно внедряется система маркировки продукции. С ее помощью можно бороться с контрафактом и выявлять недобросовестных продавцов.