- Зачем проводить инвентаризациюденежных средств
- Порядок инвентаризации кассы
- Состав комиссии по инвентаризации денежных средств в кассе
- Документы при инвентаризации денежных средств в кассе
- Приказ о проведении инвентаризации денежных средств в кассе
- Учет результатов инвентаризации денежных средств в кассе
- Бухгалтерские проводки при инвентаризации денежных средств в кассе
- Акт инвентаризации денежных средств в кассе
- Как часто нужна инвентаризация кассы
- Часто задаваемые вопросыоб инвентаризации денежных средств
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это? Инвентаризация денежных средств позволяет предприятиям контролировать и управлять своими финансовыми ресурсами. Заключается в учете и подсчете активов на счетах и наличных в кассе.
Зачем проводится? Регулярная инвентаризация гарантирует порядок в денежных вопросах во избежание финансовых потерь. Контроль за деньгами должен осуществлять главный бухгалтер, с которого и будет спрос в случае чего.
Зачем проводить инвентаризацию денежных средств
Инвентаризация организуется для проверки остатков денежных средств и насколько точно это зафиксировано в учетных документах. Пересчитываются сами деньги, отслеживается правильность оформления бухгалтерской отчетности.
Руководство компании использует инвентаризацию в качестве инструмента контроля над кассирами, проверяя:
-
наличие хищений;
-
выполнение должностных обязанностей.
Финансовые проверки имеет право проводить также налоговая служба. В таком случае всякое предприятие должно иметь оформленные и надлежащим образом заверенные акты инвентаризации по форме ИНВ-15.
Порядок инвентаризации кассы
Основанием для начала инвентаризации могут служить распоряжение, приказ или постановление руководства предприятия. Регламент процедуры изложен в «Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации»:
Создание комиссии
Состав комиссии определяется руководством компании. Обычно в нее входят главный бухгалтер, представитель администрации предприятия и специалисты экономического и иных отделов.
Изучение документации
Члены комиссии получают для изучения приходные и расходные документы, отражающие перемещение денежных средств. Кассиры – работники, на которых возложена полная материальная ответственность за сохранность денежных средств. В силу этого они в письменном виде отражают передачу документации комиссии, списание выбывших и наличие в кассе оприходованных денежных сумм.
Подсчет наличных денег
Комиссия осуществляет подсчет наличных средств в кассе, а затем сравнивает с данными, содержащимися в бухгалтерской отчетности. Полученные цифры сверяются с информацией в памяти контрольно-кассовой техники.
Важнейшие рекомендации при проведении инвентаризации денежных средств:
-
деятельность комиссии осуществляется всегда в полном составе, иначе полученные результаты будут аннулированы;
-
составленные по итогам проверки акты и описи должны составляться не менее чем в двух экземплярах;
-
при подсчете денег присутствие кассиров обязательно;
-
итоговые акты заверяются как членами комиссии, так и кассирами;
-
в инвентаризационных документах не должно быть помарок и исправлений, имеющиеся ошибки зачеркиваются, сверху указываются правильные данные, которые подтверждаются комиссией.
Получившийся по итогам инвентаризации акт содержит информацию об учетном и фактическом остатке наличных денежных средств с указанием членов комиссии и заверяется их подписями.
Результаты контроля получает руководство фирмы. В случае отсутствия расхождений между данными документов и фактическим количеством средств делается вывод о качественной организации учета и удовлетворительной работе кассира. Если получен излишек или дефицит, требуется принятие соответствующих мер по приведению ситуации в норму.
Все излишки в таком случае квалифицируют в качестве «прочего дохода», вносят в статью прихода, дабы уплатить с этой суммы налоги. Нехватка средств компенсируется тем работником, кто несет материальную ответственность.
Состав комиссии по инвентаризации денежных средств в кассе
Традиционно на предприятии имеется инвентаризационная комиссия, действующая на постоянной основе (п. 2.2 указаний). Либо для инвентаризации денежных средств создается ревизионная комиссия.
Обычно численность комиссии насчитывает минимум три человека: экономисты, служба внутреннего аудита.
Председателем может быть любой член комиссии, исключая материально ответственное лицо. Чаще всего возглавляет работу контрольного органа представитель администрации.
В состав комиссии не могут включаться материально ответственные работники, однако их присутствие обязательно во время процедуры инвентаризации (в соответствие с п. 2.8 и 2.10 указаний).
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Члены комиссии (в соответствие с п. 2.3 указаний) должны находиться в помещении, где происходит проверка. В случае неполного состава из числа проверяющих, результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.
Документы при инвентаризации денежных средств в кассе
В силу того, что процедура связана с оформлением достаточно большого количества сопутствующих документов, руководство компании в своем распоряжении определяет сроки инвентаризации, список членов комиссии и ценностей, которые станут предметом учета.
Данные о наличии ценностей в процессе ревизии фиксируются в специальные формы. Это могут быть разработанные в инициативном порядке варианты документов либо унифицированные.
Например, допустимо применить:
-
форму № ИНВ-15 (подведение результатов контроля финансовых документов и денежных средств);
-
форму № ИНВ-16 (оформление итогов ревизии документов строгой отчетности и ценных бумаг).
Читайте также
Используемые варианты документации требуется принять и утвердить в соответствие с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Приказ о проведении инвентаризации денежных средств в кассе
До начала процедуры проверки руководитель предприятия издает приказ. Основные положения приказа:
-
сроки начала и завершения ревизии;
-
объект инвентаризации (денежные документы, наличные денежные средства);
-
причины инвентаризации (например, увольнение работника, несшего материальную ответственность);
-
список членов комиссии;
-
дата предоставления в бухгалтерию итогового акта с результатами проверки.
Данный приказ может быть написан как в произвольной форме, так и на основе бланка унифицированной формы № ИНВ-22.
Распорядительный документ требуется внести в «Журнал учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации». Для составления журнала рекомендуется использовать унифицированную форму № ИНВ-23 (п. 2.3 указаний).
Учет результатов инвентаризации денежных средств в кассе
В случае обнаружения в ходе проверки отклонений, нужно:
-
Отразить выявленную ситуацию в сличительных ведомостях. Если применяются формы № ИНВ-15 и № ИНВ-16, то зафиксировать там сведения о дефиците либо излишке.
-
Затребовать от кассира объяснительную записку по поводу данного факта.
-
Провести итоговое заседание комиссии и составить протокол, в котором следует отметить:
-
предложения по разрешению ситуации, связанной с излишками либо недостачей денег, опираясь на информацию, предоставленную материально ответственным работником;
-
причины того, почему компенсация недостающих средств не возложена на виновных лиц.
Основываясь на документах по инвентаризации, руководитель организации выпускает приказ по утверждению итогов проверки, в котором требуется указать пути решения проблемы по компенсации найденной недостачи денег или иных ценностей в кассе предприятия либо способы урегулирования вопросов их излишков.
Бухгалтерские проводки при инвентаризации денежных средств в кассе
Если в ходе инвентаризации была обнаружена недостача наличных средств, это должно быть отражено по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса» («Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций», утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94 н).
Размер денежных средств, которые высчитываются после инвентаризации с виновного сотрудника, фиксируется по кредиту расчетного счета 94 в корреспонденции с дебетом счета 73 в соответствие с разделом «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (п. 28 п.п. «б» «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34 н).
На размер величины удержаний с зарплаты виновного лица делается запись по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 73, субсчет 73-2.
В случае если организация не будет взыскивать деньги с виновного в недостаче сотрудника, тогда данная сумма фиксируется в бухгалтерских документах в разделе прочих расходов и проводится по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 94 (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33 н).
Акт инвентаризации денежных средств в кассе
Итоги ревизии наличных средств в кассе оформляются актом, составленным по форме № ИНВ-15, а также по варианту, принятому в организации.
Рассмотрим порядок составления документа, взяв в качестве примера унифицированную форму № ИНВ-15:
-
В верхней части листа материально ответственный работник отмечает, что на момент начала проверки все требуемые документы переданы в бухгалтерию, поступившие деньги оприходованы, ушедшие – зафиксированы в расходной части.
-
Затем определяется сумма наличных средств согласно учетным данным.
-
После этого вносится размер выявленных ревизией нехватки или излишков.
-
Далее сотрудник, несущий материальную ответственность за это, объясняет причины сложившейся ситуации.
-
Руководитель определяет свое решение – удержать величину недостачи из заработной платы виновного (в полном объеме или нет) либо, если вины работника нет, отнести на финансовый результат. Размер возмещения недостающих денежных средств зависит от факта заключения с сотрудником Договора о полной материальной ответственности:
-
если договор заключен, тогда кассир возмещает полную сумму недостачи;
-
если договор не был заключен, тогда ответственность сотрудника не может превысить размер его средней зарплаты за месяц (на основании ст. 241, п. 2 ст. 243, ст. 244 Трудового кодекса Российской Федерации, перечень, утвержденный Постановлением Минтруда Российской Федерации от 31.12.2002 г. №85).
-
Итоговый акт инвентаризации денежных средств подписывают материально ответственный работник, члены комиссии, председатель. Руководитель фирмы заверяет подписью свое решение.
Довольно часто случается, что кассир не хочет ничего рассказывать в ходе ревизии. Это ведет к необходимости составления акта об отказе материально ответственного лица дать объяснения.
Если инвентаризация проводится в отношении наличия или отсутствия документов строгой отчетности или ценных бумаг, тогда акт составляется в соответствие с формой № ИНВ-16 (либо иным видом, утвержденным организацией).
В таком случае также берется расписка с материально ответственных сотрудников перед началом ревизии о том, что ими сданы в бухгалтерию все документы, подтверждающие приход и расход ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, все оприходовано, выбывшее отправлено в расход. Расписка фиксируется в заголовочной части инвентаризационной описи.
Может так случиться, что в течение проверки произойдет движение ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Чтобы отразить этот факт, в форме № ИНВ-16 внизу последней страницы оставляется две пустых строчки перед местом для подписи председателя комиссии.
Акт о проведении инвентаризации оформляется в двух экземплярах. Их подписывают материально ответственный работник и члены комиссии, после чего экземпляр отправляется в бухгалтерию, а другой отдают кассиру. В случае смены сотрудников, несущих ответственность за сохранность материальных ценностей, итоги ревизии составляют в трех экземплярах.
Как часто нужна инвентаризация кассы
Проверки следует проводить в плановом порядке или без предварительного объявления. Частота процедуры может также определяться учетной политикой организации, которая меняется каждый год.
Случаются ситуации, когда ревизию произвести необходимо, пусть она и не предполагалась ранее:
-
наличных средств в кассе существенно меньше или заметно больше, чем должно быть;
-
происходит смена материально ответственного лица;
-
идут серьезные перемены в организационной структуре (ликвидация юридического лица, например);
-
стихийные бедствия, принесшие ущерб предприятию;
-
заканчивается календарный год.
Читайте также
Проблемы учета денежных средств, вскрытые в ходе инвентаризации, решаются достаточно просто, когда применяется система операций, объединяющих в единое целое приемку, отгрузку и отчетность по продажам и прибылям.
Часто задаваемые вопросы об инвентаризации денежных средств
В чем разница между плановой и внеплановой инвентаризацией?
Плановая проверка осуществляется в рамках требований российского законодательства и нормативных актов Министерства финансов (пункт 15 «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49).
О дате проведения работники извещаются заблаговременно. Учетная документация заранее приводится в порядок. Цель инвентаризации – проверить отражение в бухгалтерском учете денежных средств, имеющихся у организации.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 29.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Внезапная проверка организуется в случае возникновения опасений, что возможна нехватка средств. Предварительно о ней не сообщается. Цель – проверка деятельности сотрудников.
Необходимо ли присутствие кассира во время инвентаризации?
Проверка денежных средств обязательно происходит в присутствии материально ответственного работника.
Какие шаги нужно предпринять в случае обнаружения недостачи?
При выявлении в ходе инвентаризации нехватки денежных средств в кассе должен быть составлен акт, который заверяется подписями членов комиссии, а также кассира. После чего проводится расследование по определению виновности материально ответственного лица. Расследование может быть внутренним либо с участием сотрудников правоохранительных органов.
Какие есть три направления инвентаризации?
-
ревизия наличных денег в кассе;
-
проверка финансовых документов;
-
контроль денежных средств в пути.
Осуществление продуманной системы инвентаризации денежных средств в организации обеспечивает ей стабильность в вопросах финансового состояния, повышает репутацию фирмы у клиентов, партнеров и инвесторов.