Вступай в закрытый клуб предпринимателей!
Попробовать бесплатно
Статья
Для руководителей
2 августа 2024

Дивизионная структура управления: виды, плюсы и минусы

Содержание
  1. Цели дивизионной структуры управления
  2. Виды и примеры дивизионных структур управления
  3. Плюсы и минусы дивизионной структуры управления
  4. Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления
  5. Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%
    Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»

О чем речь? Дивизионная структура управления основана на децентрализованном принятии решений. Компании, внедрившие ее, состоят из подразделений со своими начальниками во главе, которые в свою очередь подчиняются главному руководству.

Что учесть? Позволить себе дивизионную структуру управления могут лишь крупные предприятия, имеющие филиалы в разных регионах и даже странах. Чтобы способ организации работал так, как надо, компания должна отвечать определенным условиям.

Цели дивизионной структуры управления

Дивизионная структура управления – это один из вариантов организации работы крупных компаний. Суть в том, что внутри предприятия создаются отдельные сектора – дивизионы. Структуризация проводится в зависимости от ассортимента продукции, целевой аудитории или сферы деятельности компании.

Дивизионная структура управления была создана с целью найти вариант управления, который бы сочетал централизованную координацию деятельности и рассредоточенное руководство. Каждому сектору, в рамках его вида деятельности, предоставлена возможность самостоятельно принимать решения. При этом сохраняется контроль со стороны высшего руководства фирмы.

Дивизионное управление – командный вид. Каждый сектор занят решением своих задач. Но есть общая цель – развитие предприятия. Это существенно облегчает работу руководства компании, поскольку ответственность за результаты труда всей фирмы лежит и на руководителях секторов. Если в одном из подразделений произошло падение эффективности, это не распространяется на показатели других. Руководитель компании в случае снижения прибыли, получает возможность не подвергать анализу деятельность всей компании, а работает с конкретным сектором.

Признаки и виды кризисов предприятия

Дивизионная структура управления подразумевает автономную работу каждого подразделения. Руководитель сектора имеет право сам принимать решения, которые находятся в зоне его компетенции. Для этого не требуется всякий раз согласовывать их с высшим начальством. Это способствует достижению высоких показателей, характеризующих качество продукции и должный уровень оказания услуг.

Впервые дивизионная организационная структура управления была применена в 20-е годы прошлого столетия компанией General Motors. Причиной послужило осознание, что в условиях стремительно растущей конкуренции дальнейшее развитие невозможно без смены методов руководства. Идея была одобрена на Западе. После распада СССР система прижилась и в России.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Широкое практическое применение дивизионной организационной структуры управления началось в середине ХХ века. Компании делили на автономные секторы, которые лишь частично подвергались руководству центра. Это помогло избавиться от массы проблем механистических организационных структур. Централизованный контроль на предприятиях распространялся на финансовую сферу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Снижение числа уровней иерархии позволило оперативнее принимать решения по вопросам функционирования и развития. Текущие проблемы перешли в компетенцию руководителей подразделений. Исполнительный директор стал больше времени уделять вопросам стратегического характера.

Виды и примеры дивизионных структур управления

Деление на сектора производится по одному из трех критериев:

  • Продуктовая линейка.

Суть: если компания специализируется на выпуске нескольких видов товаров, то для каждого из них создается подразделение. Их руководители ответственны за организацию производственного процесса, техническое обеспечение, качественные показатели готовой продукции. Количество подразделений зависит от ассортимента изделий. Продуктовая структура способствует улучшению координации работ, считается наиболее эффективной и востребованной.

Пример – компания Mars, которая специализируется на производстве кондитерских изделий, кормов для домашних животных.

С кем работают маркетплейсы

  • Потребительская или организационная дивизионная структура управления предприятием.

Система ориентирована на клиентов. Для каждой группы потребителей создают отдельное подразделение, которое занимается продвижением необходимого им продукта. Реализовать эту структуру достаточно сложно, поскольку нужна тщательная проработка целевой аудитории. Она включает не только организацию опросов, но и проведение разного рода исследований. При правильном подходе к использованию системы она дает отличные результаты. Если при определении целевой аудитории были допущены ошибки, вряд ли стоит рассчитывать на успех.

Примером грамотного применения системы служит АО ГК «Медси». Это сеть частных клиник, ведущих прием детей и взрослых в разных центрах.

  • Региональная.

Целесообразно использовать такую дивизионную структуру, если компания осуществляет деятельность сразу в нескольких регионах. Это упрощает решение проблем, связанных с вопросами местного законодательства, полнее учитывать потребности целевой аудитории.

Пример – популярная торговая сеть Auchan, филиалы которой открыты по всему миру. Руководители секторов наделены полномочиями, связанными с решением не только оперативных, но и перспективных задач.

Плюсы и минусы дивизионной структуры управления

Дивизионная структура управления имеет свои плюсы и минусы. Достоинства:

  • Оптимальный вариант для крупных компаний. Подходит предприятиям с многочисленным персоналом. Структура дает возможность управлять сразу несколькими секторами одной фирмы, успешно мотивировать сотрудников.
  • Гибкость. Система быстро перестраивается в условиях нестабильных рыночных отношений.
  • Упрощается коммуникация как с покупателями, так и между сотрудниками внутри подразделений. Система дает возможность оперативно решать проблемы, возникающие у клиентов, что в итоге способствует повышению доверия к компании.
  • Руководство фирмы освобождается от текущих проблем. Их решением заняты начальники подразделений. Исполнительный директор может больше уделять времени вопросам перспективного развития производства.

Материальная ответственность директора компании

  • Доступный контроль. Суть системы в том, что крупное предприятие делится на несколько подразделений. Перед каждым из них поставлены конкретные задачи. Эффективность работы секторов обычно оценивается в денежном эквиваленте. Руководитель компании без труда может выявить, на каком участке произошел срыв намеченных планов.
  • Качественная продукция. Каждый сектор компании ориентирован на выпуск одного вида изделий. Это помогает концентрироваться на технологических особенностях производства товара, работать над его усовершенствованием.

К недостаткам системы можно отнести то, что:

  • затруднена реализация продукции;
  • содержание отдельных секторов требует дополнительных расходов;
  • есть вероятность нехватки ресурсов;
  • между секторами существует конкуренция;
  • руководители отделений часто нарушают корпоративную этику, допускают произвол в отношении сотрудников;
  • чрезмерное количество управленцев;
  • разногласия между руководителями компании и подразделений;
  • разрыв между главным менеджментом и персоналом нижнего звена.
По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 20.09.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Дивизионная структура управления дает положительные результаты в случае внедрения ее в крупные организации. Одно из условий эффективной работы системы – обучение менеджеров отдельных секторов должно находиться под контролем центрального руководства. Однако территориальная разобщенность не всегда позволяет это сделать, что усложняет процесс искоренения перечисленных недостатков.

Часто задаваемые вопросы о дивизионной структуре управления

Когда подходит дивизионная система управления?

Не каждой организации выгодно ее использовать. Она подходит предприятиям, у которых:

  • большой выбор товаров;
  • каталог выпускаемой продукции регулярно обновляется;
  • товары различного назначения – продукты для животных, кондитерские изделия, чистящие средства;
  • многочисленный персонал;
  • есть планы глобализации бизнеса.

Каковы основные элементы дивизионной структуры управления?

Ключевые составляющие такой компании – дивизионы (подразделения), каждый из которых занимается конкретным видом деятельности. Это дает возможность сосредоточить ресурсы на отдельных сегментах рынка.

Дивизион возглавляет руководитель, на него возложены обширные полномочия. Они позволяют ему устанавливать определенные правила в рамках своих секторов.

Каким условиям должна соответствовать компания?

Если перед вами стоит вопрос, следует ли внедрять дивизионную структуру на производстве, обратите внимание на перечень условий, представленный ниже. Наличие хотя бы одного из них является основанием для положительного решения:

  • Широкий ассортимент продукции.
  • Если работаете по моделям: B2C- – «бизнес-клиент» и B2B-услуги – «бизнес-бизнес».
  • Нацеленность на разные социальные группы и возрастные категории.
  • Формируете свой бренд в разных регионах страны и за рубежом.
  • Компания ориентирована на крупных клиентов, для которых важен индивидуальный подход.

Для любой фирмы выбор эффективной структуры управления имеет первостепенное значение. От нее зависит уровень производительности персонала, развитие предприятия. Дивизионная организационная структура управления принесет ощутимую пользу компаниям с разнообразным ассортиментом товаров и разветвленным рынком сбыта.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
Открыть бизнес бесплатно
Забрать подарок
×

СБЕР: Деловая среда

Закрытый клуб
для предпринимателей