- Суть метода дерева целей
- Плюсы и минусы методики дерева целей
- Структура дерева целей
- Методики построения дерева целей
- Этапы создания дерева целей
- Часто задаваемые вопросы о дереве целей
- Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»
Что это такое? Дерево целей – метод целеполагания, основанный на декомпозиции. Выделяются главная цель и пути ее достижения. Техника предполагает схематическое изображение дерева с вершиной, стволом, ветвями и листьями, где каждый элемент отвечает своей задаче.
Как создать? Чтобы грамотно построить дерево целей, которое станет не просто красивой картинкой, а принесет пользу, необходимо выделить проблемы, главную цель, стратегические подцели, тактические действия.
Суть метода дерева целей
В 1957 году Ч. Черчмен (1913–2004) и Р. Акофф впервые представили концепцию дерева целей. Эта методика планирования использует визуализацию взаимосвязей между различными целями и шагами, которые требуются для их достижения. Создание дерева целей позволяет установить приоритеты, правильно распределить ресурсы и измерять прогресс по ходу работы.
Каждая ветвь дерева представляет подцель, которая способствует достижению более высокоуровневой цели. Данный метод предполагает разделение стратегических целей предприятия на подзадачи. Выполнение каждой нижней задачи является средством для достижения более высокой цели. Такая иерархия обеспечивает структурирование задач и их эффективное решение.
Структура дерева содержит главную цель проекта, которая устанавливается на вершине. Затем разрабатываются подцели первого и последующих уровней, формирующих ветви дерева целей.
Метод подразумевает иерархическое упорядочение объектов, начиная с наиболее приоритетных и заканчивая менее. Принцип построения дерева состоит в разделении общей цели на подзадачи, выполнение которых направлено на достижение основной цели.
Разработка такой схемы позволяет сформировать оптимальный прогноз событий в ключевых областях деятельности организации и планировать соответствующие действия. Принцип декомпозиции используется для разбиения главной цели на более мелкие задачи. Подцелей нет только на самом нижнем уровне.
Метод декомпозиции не просто разделяет цель на части, а также способствует формированию новых целей, необходимых для реализации уже имеющихся. Таким образом, создается комплекс второстепенных, но необходимых действий и мер для успешного выполнения основной задачи.
Плюсы и минусы методики дерева целей
Рассмотрим плюсы методики дерева целей организации:
- Легкость восприятия. Графическая схема легче воспринимается по сравнению с длинным текстом.
- Иерархичность и системность. Каждый этап является логическим следствием предыдущего, обеспечивая последовательное достижение целей.
- Структурированность. Дерево показывает дедлайны, ответственных лиц, последовательность действий и ресурсы, которые необходимы для достижения каждой подцели.
- Персонализация. Данный метод может быть адаптирован под особенности любой организации, а также учитывать индивидуальные потребности.
- Простота отслеживания. Анализ дерева целей и процесса выполнения задач упрощается благодаря наличию дедлайнов для каждого этапа исполнения.
Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды
Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Минусы дерева целей:
- Необходимость четко формулировать этапы. Неправильное определение этапов на пути к цели может привести к несоответствию ожидаемому результату. Поэтому нужно четко определить принципы измерения показателей эффективности.
- Отсутствие возможности внесения изменений в процессе выполнения. Если становится ясно, что выполнение определенного этапа невозможно, то требуется изменение всей структуры дерева целей.
- Невозможность пропуска этапов или замены шагов. Каждая ветвь дерева целей тесно взаимосвязана с другими, поэтому невозможно пропустить тот или иной шаг без изменения всей структуры.
Структура дерева целей
Графическое изображение дерева целей включает элементы, расположенные на разных уровнях: ствол, крону, ветви и листья. Ствол дерева, представляющий основу планирования, находится в верхней части схемы.
- Вершина
На вершине находится стратегическая цель проекта. Ее часто формулируют как миссию, которая служит источником вдохновения и мотивации. Достижение этой цели требует значительных временных, финансовых и трудовых затрат. Как правило, реализация занимает 5-10 лет. Если у организации несколько стратегических целей, то для каждой создается свое дерево.
- Ветви
Все тактические действия, требуемые для достижения стратегической цели, представлены в виде ветвей. Обычно на стволе формируют 3-4 ветви, представляющие эти задачи. Если ветвей слишком много, то это может нарушить структуру дерева целей, поэтому их число следует ограничивать.
- Побеги на ветвях
Подзадачи, которые требуются для выполнения тактических задач, представлены на ветвях дерева целей. Их нужно формулировать максимально четко. Каждой задаче присваивается ответственное лицо. Уточняется дедлайн в пределах от 6 до 12 месяцев.
- Листья
Листья – важнейшие составляющие дерева целей, которые представляют собой простые действия, направленные на выполнение оперативных задач. К примеру, если организация планирует создать блог, такой задачей может быть поиск и найм видеомонтажера. Срок выполнения микрозадач обычно составляет не более одного месяца.
Методики построения дерева целей
Перед тем как изобразить путь достижения целей, следует предварительно рассмотреть «Дерево проблем». Это особый вариант схемы, который будет использован при разработке дерева целей. Приведем примеры эффективных методов создания дерева целей:
От плохого результата к хорошему
Компании, обладающие хорошо разработанным деревом проблем, могут воспользоваться причинно-следственной цепочкой. Пример такого подхода:
- Проблема: небольшая сумма среднего чека в розничных торговых отделах.
- Причина: товар стоит на нижних полках.
- Следствие: товар приобретают только преданные бренду клиенты, знающие, где расположена нужная им продукция. Они посещают магазин, чтобы купить конкретно этот товар.
Несколько примеров целей для дерева задач:
- Разместить флажки-рамки на ценниках с надписью «Выгодная цена», чтобы привлечь внимание посетителей.
- Рассчитать соотношение между стоимостью аренды полки среднего уровня и ожидаемым показателем роста объема продаж.
Эти цели позволяют сосредоточиться на конкретных шагах для решения проблем и улучшения эффективности. При этом не требуется создание дополнительных файлов.
От результатов к плану мероприятий
Руководители, получающие указания относительно плановых показателей, могут связывать задачи с проблемами только по факту. Например, руководитель отдела продаж получил задачу увеличить средний чек до определенного уровня. Эта директива появилась уже после решения проблем с размещением продукции, в результате чего показатель размера покупок вырос.
Для дополнительного увеличения среднего чека следует сформулировать несколько подцелей:
- провести мозговой штурм, чтобы найти способы решения задачи и создать дерево целей;
- создать фокус-группу для поиска причин, по которым конечные потребители не покупают больше товаров фирмы;
- разработать новую маркетинговую акцию.
Этот пример подчеркивает гибкость метода построения дерева целей. Исходная графическая схема может состоять лишь из двух блоков: планируемый результат и первоначальный этап, к которому будут добавляться дополнительные ветви задач.
Таким образом, использование вышеуказанных методов дает руководителям возможность оперативно решать имеющиеся задачи и устранять крупные проблемы.
Этапы создания дерева целей
Этап 1: Формулирование основной цели
Каждая цель должна быть направлена на решение той или иной проблемы. Следовательно, первый шаг — это определение ключевых проблем. Важно четко ответить на вопрос: “Для чего это нужно?”. Понимание цели поможет точно определить шаги, необходимые для ее достижения.
Примеры:
- Моя цель — поступить в этот ВУЗ на данную специальность, чтобы стать хорошим специалистом с высоким уровнем дохода.
- Наша цель — снизить затраты на производство, не ухудшив качество продукции, сделав товары более доступными для потребителей.
- Мы стремимся превратить весь наш цифровой продукт в чат-бот, так как это удобнее для наших клиентов.
На данном этапе рекомендуется использовать методологию SMART. Характеристики SMART подразумевают, что цель должна быть: конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (achievable), актуальной (relevant), привязанной ко времени (time bound). Это дает возможность сосредоточить внимание на конкретных результатах, отсеять неактуальные цели еще на стадии планирования и направить усилия на приоритетные задачи. Кроме того, SMART-цели облегчают отслеживание процесса.
Например:
- Вместо общей цели “получать прибыль” формулируем SMART-цель: “Увеличить чистую прибыль на 20 % к 2025 году”.
- Не “написать книгу”, а “написать книгу из 250 страниц за полгода”.
- Не “разработать новые продукты для продажи”, а “Создать и запустить 5 новых продуктов к 2025 году”.
Этап 2: Дробление на подцели
Теперь настало время структурировать свою стратегию, разбивая общую цель на несколько ключевых задач. Это позволяет установить временные рамки, распределить задачи и назначить ответственных.
Примеры:
- Для поступления в ВУЗ необходимо выполнить ряд шагов: изучить условия поступления, успешно сдать ЕГЭ, набрав необходимые баллы, и подготовить документы. Среди этих задач подготовка к экзаменам является самой объемной, поэтому именно ей следует уделить больше всего времени.
- Для снижения затрат на производство без потери качества требуется провести ряд мероприятий: найти нового поставщика или получить скидку, разработать новые рецептуры, пересмотреть упаковку, модернизировать оборудование и скорректировать маркетинговую стратегию. Нужно распределить эти задачи между всеми работниками компании.
- Для успешного перемещения цифрового продукта в чат-бот необходимо пересмотреть структуру продукта, разработать персонализацию и личные кабинеты, настроить платежную систему и внести изменения в маркетинговую стратегию.
Когда речь идет о предприятии, важно, чтобы структура дерева стратегических целей компании отражала структуру организации. Если результат получается иной, то проблема либо в структуре дерева целей, либо в самой компании.
Этап 3: Дробление подцелей на конкретные задачи
Процесс разделения цели продолжается до момента, когда станет ясно, каким образом можно выполнить поставленную задачу. К примеру, задача по реорганизации маркетинга слишком размытая. Неясно, как именно будет происходить реорганизация. И вот тут на помощь приходит дерево целей проекта.
В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли
И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 22.11.24 числа
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Сначала разбиваем задачу на крупные цели (к примеру, анализ аудитории, формирование JTBD, создание гипотез, проработка месседжей, написание статей, создание дизайна, продакшн и так далее). Если цель крупная, то ее нужно разбить на более мелкие задачи. В результате мы получаем конкретный перечень действий с установленными сроками. Следует формулировать их в глагольной форме.
Для задачи “создание дизайна” подзадачи будут выглядеть так:
- определить объекты для размещения (баннеры, корпоративная сувенирка, обложки и прочее);
- сформулировать характеристики макетов;
- создать макеты;
- согласовать результаты;
- организовать продакшн.
Часто задаваемые вопросы о дереве целей
Зачем использовать метод дерева целей в менеджменте?
Данный метод позволяет оптимизировать процесс планирования и эффективно управлять проектами. Дерево целей способствует целеполаганию и формулированию подцелей, а также выявлению необходимых средств и методов достижения.
Этот инструмент обеспечивает правильное использование имеющихся ресурсов, распределение задач между участниками проекта и контроль за выполнением поставленных целей.
В соответствии с какими правилами выстраивается дерево целей?
Метод построения опирается на следующие правила:
- Иерархическая структура. Схема должна состоять из иерархической структуры, где основная цель находится вверху, а конкретные шаги для ее достижения располагаются внизу. Каждая подзадача направлена на достижение более глобальной цели.
- Цель-функция. У каждой цели в дереве есть конкретная функция. К примеру, цель может заключаться в повышении уровня прибыли компании или улучшении качества продукции. Цели могут быть как качественными, так и количественными.
- Приоритезация. В каждой ветви системы дерева целей установлен приоритет. Это дает возможность выделить наиболее значимые и менее значимые цели проекта, фокусируясь на достижении ключевых результатов.
Какие инструменты можно применять для создания дерева целей?
Для эффективного построения дерева целей и задач рекомендуется использовать разнообразные ресурсы:
- Интеллект-карта. Этот продвинутый инструмент обеспечивает быстрое создание, визуализацию и коррекцию планов с использованием иерархического принципа. Популярные платформы: Miro и Mindmeister. Данные инструменты поддерживают совместную работу.
- Таблицы. Менее элегантный, но очень практичный способ. Таблицы не имеют ограничений по объему контента. Кроме того, они широко распространены и удобны в использовании.
- Канбан-доска. Это отличный способ управления командами на этапах планирования и выполнения задач. Популярные инструменты из этой категории: Trello, Weeek.
Читайте также
Дерево целей компании представляет собой удобный инструмент для постановки иерархических стратегических задач. Планирование с использованием данного метода поможет вам сформулировать цели, установить сроки и найти требуемые ресурсы. Важно учесть, что чем более тщательно составлено дерево целей, тем проще будет выполнять поставленные задачи.