Как открыть бизнес с минимальными вложениями
В открытом доступе до 13.09
Скачать руководство бесплатно Download file
Статья
Для руководителей
25 июля 2024

Активы компании: виды и учет

Содержание
  1. Понятие активов компании
  2. Виды активов компании
  3. Управление активами компании
  4. Бухгалтерский учет активов компании
  5. Часто задаваемые вопросы об активах организации
  6. Формула составления эффективного оффера для роста продаж от 30%
    Скачать бесплатно руководство из клуба «Деловая Среда Сбер»

О чем речь? Активы компании — все ее имущество, используемое в производственной деятельности: деньги, помещения, оборудование, мебель, патенты, программы. В эту категорию не входит то, что не принадлежит бизнесу или не взято в аренду.

На что обратить внимание? Активы делятся по форме, ликвидности, участию в бизнес-процессах и скорости оборота. Также они подлежат бухгалтерскому учету и нуждаются в грамотном управлении.

Понятие активов компании

Активы компании — это ресурсы, которые принадлежат предприятиям и используются в предпринимательской деятельности для получения дохода и роста бизнеса. Эти ресурсы как являются материальными активами, так и могут иметь финансовую форму, например наличные на счете или другой финансовый инструмент.

С начала 2022 года важно знать, что компаниям доступно право на использование активов (ППА). Это позволяет фирмам оформлять ресурсы в аренду и пользоваться ими для получения дохода. Данные активы не находятся в собственности предприятия, но они все же приносят ему прибыль.

Важный аспект для любой организации — управление активами. Оно осуществляется в любом бизнесе.

Основными критериями, которым активы должны соответствовать, являются:

  • Участие в производственной деятельности предприятия в той или иной форме и получение дохода.
  • Наличие стоимостной оценки.
  • Владение компанией на праве собственности (или в случае аренды на праве пользования).
  • Предприятие должно иметь возможность контролировать эти активы и управлять ими.

Зачем считать маржинальность товара

Большие компании, у которых есть распределенная сеть филиалов, обычно управляют своими активами через специальное подразделение.

Малые и средние предприятия, не обладая достаточными производственными ресурсами для создания отдельного органа по управлению своими активами, часто предпочитают делегировать эти компетенции бухгалтерии. А она уже передает контроль над конкретными типами активов другим подразделениям.

Виды активов компании

Фиксирование активов компании ведется в управленческом и бухучете. Они также используются при расчете экономических показателей в финансовом анализе. Для этого принято их деление на четыре группы.

По форме

В этой группе активы компании делятся на материальные, нематериальные и финансовые.

  • Материальные активы — это физическое имущество компании, используемое в своей деятельности. Их составляют: здания и сооружения, оборудование для производства, складские товары, компьютеры, мебель, топливные материалы, инструменты. Транспорт используется для доставки товаров, офисы размещаются в зданиях, продукция хранится на складах, а оборудование используется для изготовления мебели.
  • Нематериальные активы — это имущество, которое не имеет физической формы: товарные знаки, программное обеспечение, лицензии, разрешения и патенты. Эти активы компании также обладают своей стоимостью и играют важную роль в бизнес-процессах.
  • Финансовые активы — это денежные средства, вклады в банках, дебиторская задолженность, акции и облигации сторонних компаний.

По скорости оборота

Активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы применяются в период от покупки до списания товара или услуги, обычно в течение одного года. К оборотным активам относятся:

  • Запасы. Например, сырье, материалы или готовая продукция на складе.
  • НДС по приобретенным ценностям: остаток налога, еще не принятый к вычету.
  • Дебиторская задолженность, подлежащая возврату компании в течение одного года.
  • Краткосрочные финансовые вложения. Например, банковский вклад на полгода.
  • Наличные в кассе и на расчетном счете.

Внеоборотные активы компании — это имущество с периодом полезного использования более одного года. Срок полезного использования можно сравнить со сроком годности для оборудования, он определяется в специальной классификации основных средств.

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса

Полезные материалы по продажам из закрытого клуба Деловой Среды

Мы знаем, как руководителям сейчас непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить количество продаж ваших менеджеров на 60%. Обратите особое внимание на 3 документ, его важно знать каждому!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Как увеличить продажи на 15 чеков в день
Конспект лайфхака
pdf иконка
Как сделать KPI для отдела продаж, чтобы прибыль росла на 20% и более?
Что нужно сделать, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
pdf иконка
Как на холодных звонках заработать 1.5 млрд ₽
Гайд по составлению продающих скриптов для менеджеров
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
2 действия, которые увеличат не только чек, но и продажи как минимум в 2 раза
Скачать подборку бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Для нематериальных активов, таких как лицензии и программное обеспечение, фиксированных сроков нет — компания может устанавливать их самостоятельно.

К внеоборотным активам относятся:

  • Нематериальные активы. Это товарные знаки или права на пользование природными ресурсами.
  • Основные средства. К ним относятся здания, сооружения и различное оборудование.
  • Доходные вложения в материальные ценности. Например, недвижимость или оборудование, сдаваемые в аренду или лизинг компанией.
  • Долгосрочные денежные вложения. Это, например, вклады со сроком более одного года.

Внеоборотные активы переносят свою стоимость на затраты постепенно. Процесс, при котором их стоимость включается в себестоимость товара, работы или услуги, называется амортизацией.

По участию в бизнес-процессах

Активы предприятия подразделяются на операционные и инвестиционные.

  • Операционные активы — это ресурсы, уже задействованные в создании товаров или услуг. Они включают транспорт, материалы, инструменты и деньги.
  • Инвестиционные активы — это ценное имущество, в которое были вложены деньги, но которое еще не введено в эксплуатацию. Например, линия оборудования, еще не запущенная в работу, незавершенные строительные проекты или расходы на создание будущего товарного знака.

По ликвидности

Ликвидность отражает, как быстро компания может продать свои активы для выполнения своих обязательств. Существует четыре вида активов, различающихся по скорости их продажи:

  • Абсолютно ликвидные активы — это денежные средства на текущих и валютных счетах, а также в кассе. Они являются основным средством расчетов с поставщиками.
  • Высоколиквидные активы — это активы, которые можно быстро конвертировать в денежные средства за один месяц без потери их рыночной стоимости. К ним относятся: краткосрочные финансовые вклады и краткосрочная дебиторская задолженность.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

  • Ликвидные активы — активы, которые можно конвертировать в деньги максимум за шесть месяцев. Возможен риск их обесценивания, но можно быстро продать их для погашения долга.
  • Неликвидные активы — это активы, на продажу которых требуется продолжительное время. Это основные средства и нематериальные активы компании.

Управление активами компании

Управление активами — это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, направленных на их формирование и эффективное пользование ими в операционной деятельности предприятия и на организацию их оборота.

Основная цель управления операционными активами, как и финансового менеджмента в целом, заключается в увеличении рыночной стоимости предприятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

  • Формирование активов в достаточном объеме и составе, обеспечивающих нужные темпы операционной деятельности

Для ее решения требуется:

  1. определить потребность в имуществе и денежных средствах, необходимых для операционных процессов организации;
  2. оптимизировать соотношение разных видов имущества и финансов, привлекая наиболее эффективные ресурсы с учетом уровня производительности и ожидаемой доходности пользования ими.
  • Обеспечение максимальной доходности используемых активов при планируемом уровне коммерческого риска

Максимальная доходность может быть достигнута за счет эффективного использования имущества в операционной деятельности и коммерческих операциях предприятия. При этом важно понимать, что высокая рентабельность неизбежно связана с увеличением коммерческих рисков.

  • Обеспечение минимизации коммерческого риска использования активов предприятия при планируемом уровне их рентабельности

Для минимизации коммерческого риска использования активов предприятия при заданном уровне их доходности нужно стремиться к снижению рисков в деятельности, с помощью которой получается доход. Для этого применяются следующие методы:

  1. диверсификация операций и направлений деятельности предприятия, связанных с использованием его имущества;
  2. избегание определенных видов коммерческих рисков;
  3. использование эффективных форм внутреннего и внешнего страхования.
  • Обеспечение постоянной платежеспособности компании посредством сохранения высокого уровня ликвидности активов

Для решения этой задачи необходимо эффективно управлять остатками денежных средств и их эквивалентов. Важно учитывать, что, хотя избыточные денежные средства могут поддерживать высокий уровень платежеспособности, они подвержены обесцениванию из-за инфляции.

Таким образом, при решении данной задачи необходимо балансировать между различными экономическими интересами предприятия. Достаточный уровень платежеспособности достигается также за счет высокой ликвидности готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и других видов операционных активов.

  • Оптимизация оборота активов

Для достижения этой цели необходимо:

  1. эффективно управлять денежными и материальными видами имущества в ходе различных циклов их оборота на предприятии;
  2. обеспечивать синхронное формирование различных видов активов, связанных с операционной деятельностью компании;
  3. минимизировать общие затраты на организацию оборота имущества во всех его формах.

Бухгалтерский учет активов компании

Для бухгалтерского учета активов компании и операций, связанных с их использованием, применяются следующие счета в балансе: с 01 по 26, 29, 40, 41, 44, 45, с 50 по 58, 60, 62, с 68 по 73, 75, 76, 97.

Компания решила продать основное средство. Сумма дохода определяется на основе договорной цены с учетом всех скидок. Доход признается в момент перехода права собственности (п. 6.5, 12, абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99).

Презентация

Выручка отражается записью:

Дебет 62 (76, 73…) Кредит 91-1 — реализация основного средства на дату перехода права собственности.

Выбытие отражается в периоде реализации, если нет оснований для более раннего списания. Например, если по договору право собственности на переданный объект переходит после оплаты, бухгалтерские записи по списанию основного средства будут предшествовать записям о признанной выручке.

Выбытие основного средства отражается на отдельном субсчете счета 01 «Выбытие основных средств». Сумма накопленной амортизации и обесценение уменьшает первоначальную или переоцененную стоимость объекта (п. 42 ФСБУ 6/2020). Используются следующие проводки:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 — отражается первоначальная (переоцененная) стоимость выбывающего основного средства.

Дебет 02 субсчет «Амортизация» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — отражается амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

Дебет 02 субсчет «Обесценение» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — отражается сумма обесценения объекта.

В составе нематериальных активов при соблюдении определенных условий можно учитывать объекты интеллектуальной собственности и деловую репутацию организации (п. 4 ПБУ 14/2007).

По программе поддержки предпринимательства и малого бизнеса
Пакет документов для предпринимателей из закрытого клуба Деловой Среды Сбер

В нашем закрытом клубе мы пропустили через себя тысячи компаний и тысячи предпринимателей, и увидели, что у всех ,плюс-минус, ошибки одни и те же. Именно они блокируют около 80% прибыли

И поэтому мы собрали наши лучшие практики и лучшие документы, которые помогают участникам клуба делать самые крутые результаты, и делимся этой подборкой с вами. Пакет документов в открытом доступе до 13.09.24 числа

Скачивайте и используйте уже сегодня:

pdf иконка
Ключевые метрики продаж в малом бизнесе для внедрения KPI для менеджеров
pdf иконка
Как удержать клиента после встречи и дожать сделку
pdf иконка
Рабочие способы, как увеличить средний чек в продажах
Скачать бесплатно
PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Например:

  • изобретения, промышленные образцы и полезные модели;
  • компьютерные программы;
  • программное обеспечение и веб-дизайн для интернет-сайтов;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • селекционные достижения, такие как новые сорта растений или породы животных.

С 9 июля 2022 года вступил в силу новый ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» (утвержден приказом от 30.05.2022 № 86н). Стандарт обязателен к применению с отчетности за 2024 год.

Часто задаваемые вопросы об активах организации

Как определить степень ликвидности активов?

Для оценки ликвидности активов используют коэффициент иммобилизации. Он показывает, как быстро компания может превратить свои активы в наличные деньги. Этот показатель интересен инвесторам, так как он помогает им понять, насколько оперативно фирма может обналичить свои активы.

постоянные активы

КИ = 

текущие активы

Определение того, какие активы считать постоянными или текущими, зависит от особенностей бизнеса. Более низкое значение коэффициента указывает на большую долю ликвидных активов в компании.

Что такое чистые активы?

Чистыми активами называют все, что приобретено на собственные средства компании. Этот показатель важен для оценки текущего финансового состояния предприятия. Например, если бы компанию продали сейчас и погасили все обязательства и кредиты, оставшаяся сумма была бы чистыми активами. Методика их расчета строго регламентирована законодательством.

Какую ошибку нередко допускают в определении активов?

Часто встречается неправильное или искаженное понимание активов и пассивов. Некоторые считают, что активы — это имущество, приносящее доход, а пассивы — это имущество, на которое потрачены деньги, но не приносящее доход.

Например, квартиру, сдаваемую в аренду, называют активом, а купленную, но пустующую квартиру — пассивом. Это неверное представление. В обоих случаях квартира является активом. Примеры показывают разную степень доходности от использования актива, но не меняют его сути.

Активы — это имущество компании, формируемое за счет собственных средств (капитала) и заемных ресурсов (обязательств). Главное правило бухгалтерского учета заключается в том, что активы всегда равны пассивам.

man
Егор Соколов
close
Егор Соколов печатает ...
Получить подарок
100 рабочих бизнес-идей
Скачать бесплатно
Забрать подарок