Бросать нельзя продолжить! 5 советов, как избежать выгорания на работе
Статья

Бросать нельзя продолжить! 5 советов, как избежать выгорания на работе

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Что предпринимать, если в некогда любимом деле внезапно наступает кризис? Если оно больше не вдохновляет? Если есть сомнения — бросать или продолжить? Поговорим о настоящих кризисах — это когда сложности есть, как и при нормальном режиме работы, но почему-то сейчас стандартный набор стратегий не работает.

Личным опытом и историями делятся Анна Чернуха, предприниматель, главный редактор журнала «Свободная Дорога», писательница, и Никита Рождественский, независимый директор компаний, эксперт в организационном развитии и трансформации людей и компаний.


Предприниматель

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Подать заявку

Кто сталкивается с выгоранием?

Выгорание, кризис — это ситуация неопределенности, эмоционально нагруженный момент. С этим сталкиваются все, кто внимательно и глубоко относятся к своему делу, будь то наемные сотрудники или предприниматели.

Но последние, возможно, проживают это болезненнее и ярче в силу большей чувствительности к риску. Предпринимателям привычнее искать помощь, искать решения. Из-за этих моментов их кризис может быть более заметным для окружающих. Поэтому предприниматели рано или поздно неизбежно становятся экспертами в вопросах саморазвития.

Существуют три принципиальных сценария: выждать, бросить свое дело, или получить точку опоры и двигаться дальше. И к счастью или нет, это не всегда вопрос выбора.

Когда надо бросить, вас «приложит» так, что вы не сможете это не увидеть. Это ощущается как стена, как конец какой-то главы вашей истории. Обычные стратегии здесь не работают.

В первом случае (сценарий «выждать»), ситуация может предложить сделать паузу — иногда какими-то задержками в процессах, иногда болезнью или даже трагичным событием.

Чем скорее вы выучите урок, тем скорее слайд переключится и урок закончится. Поэтому не надо злиться на ситуацию, она будет разворачиваться сама, раз уж вы напросились. И в этой ситуации вам важно услышать себя, услышать послание, урок. Для этого позвольте себе чувствовать то, что вы чувствуете.

Это и есть прорывающееся сообщение, урок, которые несет в себе кризис, чтобы вы в этот раз не смогли пройти мимо вопросов: что вы делаете в жизни, кому, с кем, для чего, за какие деньги?

Когда мы позволяем себе чувствовать — как минимум 50% градуса напряжения спадает, и у этого чувства есть возможность не забиться в тело, не стать зажимом и хроническим заболеванием. Не обязательно действовать из этой эмоции. Тут самое главное допустить эмоцию до сознания.

В сценарии hard stop, когда вы влетели на полном ходу в персональную стенку, лучшее, что вы можете сделать самостоятельно или с помощником — это сменить обстановку, взять паузу и честно искать новые способы создавать пользу.

Вот что рассказывает Никита Рождественский:


«Безоблачная и крутая корпоративная часть карьеры для меня закончилась одномоментной стенкой, когда я перестал мочь что-то делать — я реально приходил на работу, открывал комп и включал Plants vs Zombies. И это при огромной зарплате и двухэтажном коттедже с камином от работодателя.

Хотел бы я, чтобы тогда рядом со мной был человек, который понимал бы, что со мной происходит. Помог бы переключиться из обиды на весь мир, который как будто внезапно разлюбил меня, прекрасного, в то, чтобы искать новые способы быть пользой и служить тем, в чьем благополучии я заинтересован…

Благодаря тому кризису, я нашел своих клиентов среди предпринимателей и малого бизнеса, построил для них пять акселераторов, выпустил оттуда 220+ учеников и был ментором для 2000+ компаний.

Если вы кризис заметили достаточно рано, или вы хорошо заботились о себе и у вас есть ресурс на изменения, попробуйте на практике следующие пять советов. Пусть они успокоят, дадут пищи для размышления и поддержат вас, ведь они опираются на опыт тех, кто был в подобной ситуации. А своих — не бросаем».


Совет 1: проверьте — что в системе в целом?

Нам интересен не просто успех. Нам интересен успех и счастье.

О. Гадецкий.

Нас интересует целостное ощущение удовлетворенности и наполненности от жизни, плюс социальная реализация. Поэтому, если начинает сбоить какая-то из сфер, то скорее всего имеет смысл посмотреть, что происходит во всей системе в целом. Не был ли это бизнес-успех за счет здоровья или за счет отношений? Кризис показывает ошибку в наших действиях при помощи симптомов. Они могут выражаться в виде просадки по деньгам, по здоровью, даже разводом.


Выгоранием, «стенкой», болезнью накрывает тогда, когда другие сигналы были пропущены.


70% того, что мы называем продуктивностью — это про тело. Собраться в кризисной ситуации можно будет при условии, что вы до этого вели адекватный вашим обстоятельствам образ жизни, вовремя отдыхали, вовремя давали организму питание и нагрузку. Для предпринимательства, если вам интересна полноценная, счастливая жизнь, это тем более верно.

Это вопрос, где у вас нет выбора: тут или адекватно заботиться о себе каждый день, или «жечь» в кредит своего ресурса здоровья. Но так можно дойти до хронической или смертельной болезни.

Совет 2: найдите свой «брэнсонит»

Все предприниматели в своем бизнесе делают две вещи:

  1. То, что больше никто не умеет, кроме них.

  2. То, что никто больше делать не хочет.

Как сбалансировать эту систему? Давайте вдохновимся Ричардом Брэнсоном. Этот человек управляет 400 компаниями и похоже, что при этом он доволен жизнью. Благодаря чему Ричард Брэнсон умеет управлять 400 корпорациями? Явно не за счет штата помощников, такое масштабирование себя невозможно.

Наша гипотеза состоит в том, что Ричард Брэнсон, управляя всеми корпорациями, добавляет в управление только 5% себя, своего необходимого и достаточного «брэнсонита», а в остальном, и это неотчуждаемая роль лидера, — он создает среду, в которую талантливые люди приходят сиять.


Из 5 встреч с предпринимателями, которые не знают, что им делать — в трех случаях из пяти я говорю — уволься. Раздаешь все свои операционные задачи другим менеджерам и увольняешься. Это упражнение можно проделать в уме, а можно воплотить в реальности.


Реальный кейс. Владелец диджитал-агентства не развивает его, так как со следующей ступенью развития компании возрастут и эмоциональные расходы на те действия, которые его разрушают. Бизнес достигает потолка не потому, что рынок просел, а потому что личность собственника его защищает. Пока не делегированы разрушительные для собственника задачи, бизнес просто не пойдет дальше.

Мы же ищем ответ на вопрос: «Если я перестаю делать вот это и это, то что я буду делать со своим днем и со своей работой?». Раздайте свои задачи, просеивая как песок — и обратите внимание, что же останется у вас, что же останется такого значимого, что вы это не отдадите?

«Увольняясь» из компании, вы создаете ситуацию, при которой на ваше место придет человек, который мечтает это делать. Необходимо осознанно подбирать людей, которые любят те задачи, которые вы ненавидите.

Курс

Создание эффективной управленческой команды

Узнайте, как задействовать потенциал команды по максимуму

Совет 3: создавайте экосистему развития людей, и этот бизнес будет непобедим

Собирая команды, имеет смысл опираться на способность людей взять ответственность, «самономинироваться». Когда люди берут какую-то работу, которую они любят и хотят делать, хотят в этом развиваться, мы получаем естественным образом самоулучшающуюся систему.

Такой системе не нужны витаминизированные пинки, которые раздаются за счет эмоционального и энергетического бюджета собственника. Если вся команда правильно подобрана, то вызывающие отторжение задачи будет на кого переложить.

Задача лидера в том, чтобы убедиться, что человек реально это хочет делать, так как не существует никакой мотивации, кроме внутренней.

Деньги в головах у вас и ваших сотрудников. Даже в больших компаниях — когда уже внедрены все SAP’ы, все автоматизации, что делать, чтобы показать акционерам 10-15% роста в год? Где мы еще будем искать продуктивность? Только в головах.

Совет 4: различайте, вы сейчас еще прокачиваетесь или уже разрушаетесь?

Можно ли полюбить то, что тебе не нравится делать? БДСМ-режим в бизнесе хорош до определенной отсечки, после которой, как и в спортзале, от нагрузки происходит не рост мышц, а системное истощение организма.

Есть два варианта:

  1. Решая какую-то задачу, вы прокачиваетесь, и это хорошо. В отсутствии сложных задач — как вы будете развиваться?

  2. Но есть вещи, для которых вы не рождены. Вещи, делание которых будет повышать гормон стресса, кортизол, до той степени, пока не расхочется жить. 

Способность чувствовать эту разницу нарабатывается, как и любой другой навык. Созерцательные практики и практики, направленные на аутентичное самовыражение, могут помочь.

Курс

Стрессоустойчивость в бизнес-среде

Узнать, как справиться со стрессом

Совет 5: делегируя и собирая команду, следите за бюджетом

В малом и среднем бизнесе в России часто делают две ошибки:

  1. На любую функцию сразу ищут человека, что раздувает расходы в бизнесе. Мы мыслим должностями, а не ролями. Когда возникает необходимость — мы не анализируем, почему необходимость возникла. Может, этот процесс изначально кривой. Может, человек, который делает соседний сегмент работы, плохо справляется, и именно этого человека надо менять. 

  2. Функции контроля продолжают выполнять люди. Насколько это классная роль — 10 часов в сутки щелкать плетью над «ленивыми задницами»? В 2021 году мы уже вполне можем делегировать функции контроля планировщикам, календарям и т.п. И это помимо того, что задача лидера сейчас — создавать среду естественной, внутренней мотивации команды. 

Рецепт здесь — задуматься при помощи внешнего фасилитатора в формате стратсессии по организационному развитию о том, почему возникает функционал, который никто делать не хочет? Решение не в плоскости психологии бывает, это вполне может быть вопрос бизнес-архитектуры. Тот процесс, который вы берете на себя — может ли его сделать другой человек, может ли его сделать система, нужен ли он, почему вообще этот «мусор» возникает?

Подводя итоги

Выгорание и кризис — нормальный этап, который ведет вас к следующему эволюционному шагу. На этом шаге разрушается что-то старое, жизнь буквально показывает вам, что с новыми задачами ваши старые стратегии не работают. Когда вы переходите с нижнего уровня эволюции на более высокий уровень, вы оказываетесь на его дне, и это тяжело. Принятие ситуации, как она есть, внимательное отношение к себе, готовность научиться и при этом отпустить (иногда не без боя) ваши старые представления о себе, своем деле и компанию в том виде, в котором она работала ранее. Все это и есть необходимый и достаточный способ взять из кризиса пресловутую возможность.

Итак, повторим 5 рекомендаций, которые помогут не допустить выгорания:

  1. Проверьте систему в целом: не жертвуете ли вы здоровьем во имя успеха?

  2. Найдите свой «брэнсонит»: с чем вашей команде не справиться без вас, а с чем прекрасно справятся другие лидеры? Делегируйте.

  3. Создавайте экосистему, где люди хотят любят и хотят развиваться.

  4. Различайте — сложная задача прокачивает вас или уже разрушает?

  5. Создайте (самостоятельно или с помощью фасилитатора) среду естественной, внутренней мотивации команды. 

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии


МВ
Функции контроля продолжают выполнять люди. Насколько это классная роль — 10 часов в сутки щелкать плетью над «ленивыми задницами»? В 2021 году мы уже вполне можем делегировать функции контроля планировщикам, календарям и т.п.
-
100% верно! В России очень популярны автократии, которые отбрасывают нашу и без того не особо развитую страну вообще в век 16! Вот действительно в яблочко: о плети и "ленивых задницах"!!!!