В этой статье – идеи из книги Джоэла Баркера «Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других».
В свое время производители часов из Швейцарии посчитали, что новое изобретение — электронный кварцевый механизм — совершенно бесполезно. В итоге менее чем за 20 доля рынка часов Швейцарии упала с 65% до 10%. Швейцарские часовщики не уловили сдвиг парадигмы — изменение основ часового дела. И проиграли.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Парадигма – это нормы и правила (письменные или устные), которые, во-первых, устанавливают границы, во-вторых, говорят, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха. То есть парадигма показывает, как играть в определенную игру по заданным правилам.
Сдвиг парадигмы – это переход к новому своду правил.
Как же заметить тренд? Автор книги предлагает чаще общаться со своими сотрудниками и давать им больше свободы. Рассмотрим, какие четыре типа сотрудников способны создать новую парадигму.
Тип 1. Выпускник вуза
Выпускник вуза знает теорию, но скорее всего еще не применял ее на практике. В этом и заключается его ценность. Он попросту еще не знает, что что-то невозможно и что такой-то метод не работает. У него нет шаблонов и ограничителей, поэтому он способен найти нестандартное решение.
Если вы взяли на работу выпускника вуза, то предложите ему решить 3–5, которые вы давно не дают вам покоя. Дайте полторы недели на размышления, а потом пообщайтесь. При этом важно, чтобы никто из «старых» сотрудников не говорил новичку, что данные проблемы не разрешимы или что они уже пробовали разные варианты и ничего не получилось.
Тип 2. Опытный сотрудник в новой для себя сфере
Сегодня нередко бывает, когда опытный сотрудник вынужден идти работать в совершенно новую для себя сферу. Для таких сотрудников характерно то же поведение, что и для выпускников вуза. Метод работы с этой категорией тот же, что и с предыдущей. Предложите ему решить несколько задач. Здесь важно действовать методично и последовательно. Тогда рано или поздно появится человек, который найдет неординарное решение. Кроме того, такой подход создаст в компании атмосферу для поиска инноваций
Тип 3. «Белая ворона»
Данный сотрудник руководствуется существующими нормами и правилами, то есть он применяет действующую парадигму. Но при этом он знает, какие проблемы не может решить старая парадигма, поэтому постоянно ищет новые способы.
Отличительная черта такого человека в том, что он постоянно задает вопросы, нарушает правила. Скорее всего он держатся особняком и его недолюбливают в коллективе.
Осмотритесь, возможно и у вас в коллективе есть такой сотрудник. Пообщайтесь с ним, узнайте над чем он сейчас работает – не исключено, что он уже нашел новое решение и ему лишь надо дать зеленый свет.
Тип 4. Слесарь-самоучка
Слесарь-самоучка попросту не знает, что он встретился с проблемой особого рода. Он знает одно – проблема стоит у него на пути и ему надо ее решить. Автор книги приводит пример Алмона Стоуджера – владельца похоронного бюро в небольшом городе, который как раз и был слесарем-самоучкой.
В городе, где работал Стоунджер, появилась телефонная сеть. Он заметил, что по мере роста сети, бизнес шел все хуже и хуже. Оказалось, что телефонисткой на станции работала жена его конкурента, она обучила сотрудниц, что если будет заказ на похоронные услуги, то они должны переключить абонента на компанию ее мужа. Стоуджер пытался договориться с женой конкурента, но та отказалась. Тогда он начал искать выход и нашел. В 1888 году он запатентовал изобретение, которое легло в основу автоматического коммутатора и дискового набора. Занимаясь собственной проблемой, Стоуджер решил множество других.