Самые большие риски любой проект несет на начальных этапах — когда он еще не приносит прибыли. Чтобы эти риски снизить, нужно до старта убедиться, что на этот продукт точно есть спрос. В этой статье расскажем про шесть шагов, которые помогут оценить вашу бизнес-идею и понять, сможете ли вы на ней зарабатывать.
Шаг 1: сформулируйте проблему
На данном этапе нужно четко обозначить проблему, с которой вы или кто-нибудь ещё сталкивается на регулярной основе. Обратите внимание, что здесь важен фокус именно на самой проблеме, а не на каком-то способе решить её.
Нужно оформить суть проблемы в одно простое предложение. Вот несколько примеров:
Нельзя привлечь внимание клиентов, которые уже вышли из ресторана.
Cложно спрогнозировать масштаб оттока клиентов, пока он не произойдёт.
Разработка удачного графического контента для соцсетей – трудная задача даже для профессионального дизайнера.
С первого раза сформулировать проблему в одном предложении получается не у всех. Продолжайте шлифовать описание проблемы до тех пор, пока оно не поместится в одно предложение.
Шаг 2: определите, входит ли эта проблема в топ-3 самых насущных и актуальных
Выделить какую-то проблему достаточно просто – они повсюду. Но платить готовы не за все. Нужна такая проблема, которая входит в число трех главных, с которыми сталкиваются потенциальные клиенты.
Предположим, что ваш возможный клиент – директор небольшой компании. Пятёрка главных проблем подобного бизнеса примерно такая:
Отсутствие продаж.
Низкая эффективность работы отдела маркетинга.
Высокие издержки на содержание всего штата специалистов
Недостаточный ассортимент производимой продукции.
Отсутствие в социальных сетях
Соответственно, если вы планируете запускать приложение для работы с соцсетями, видно, что эта задача не входит в первую тройку проблем – она лишь на пятом месте в списке.
Никогда не запускайте стартап, который призван решить проблему из разряда «было бы неплохо с этим что-то сделать при удобном случае». Люди будут использовать ваш продукт, но платить за него не станут.
Шаг 3: изучите существующие способы решения проблемы
Обзвонив от двадцати потенциальных клиентов, вы поймете, как они справляются с проблемой сейчас: привлекают сторонних специалистов или пытаются справиться собственными силами.
Важно не загонять собеседника в рамки. Не спрашивайте его: «Каким приложением или чьей услугой вы пользуетесь?» — потенциальный клиент, возможно, справляется с проблемой по-другому. Вместо этого задайте вопрос о том, как они решают проблему сейчас, и просто слушайте. Возможно, вы даже не догадывались о существовании некоторых решений.
Если достойные решения проблемы уже есть на рынке — это плюс. Значит, вы на верном пути и нацелились на проблему топ-уровня для большого сегмента рынка. Хорошо, если как минимум один из ваших конкурентов успешен в развитии и прибыли.
Если конкуренции у будущего стартапа нет – это повод задуматься. Скорее всего это значит, что рынок для вашего стартапа небольшой или его нет совсем.
Шаг 4: ищите недостатки в имеющихся способах решения проблемы
Нужно понять, с какими сложностями сталкиваются потенциальные клиенты в процессе решения проблемы. Если подобный вашему продукт уже есть, что в нем не идеально? Чего не хватает? Что нужно сделать для того, чтобы работа с этим продуктом стала проще и быстрее? Это нужно учитывать, чтобы не запустить стартап с такими же недостатками.
Если для решения проблемы ваш потенциальный клиент не использует какой-то конкретный продукт, изучите, как они справляются с проблемой. Возможно, они отдают эти задачи на аутсорсинг или используют несколько сервисов и тратят на это лишнее время.
Шаг 5: оцените бюджет, который клиент готов тратить на решение проблемы
Если у вашего будущего стартапа есть конкуренты, узнайте текущее положение их дел. Быстро ли растёт эта компания? Хватает ли у них клиентуры? Приносит ли их продукт прибыль? Нанимают ли они новых сотрудников? Ищите любые показатели роста.
Далее звоните потенциальным клиентам и спрашивайте, готовы ли они платить за ваш продукт. Если будете получать отказы или неуверенное «давайте обсудим попозже», нужно копнуть глубже. Почему они не хотят платить? Возможно, следует переговорить с кем-то ещё в компании? Или это вопрос бюджета?
В идеале, после десяти таких звонков вы должны услышать хотя бы пять положительных ответов на вопрос: «Готовы ли вы платить за продукт, который поможет вам решить проблему?». В данный момент вас интересует не конкретная сумма или «ценовой коридор», а сам факт согласия с тем, что эффективное решение стоит денег.
Следующие шаги
Эти шаги помогут определить, есть ли у вашей идеи шанс стать прибыльным стартапом. Их нужно сделать до того, как вложите в проект хоть какие-то деньги:
Сформулировать проблему.
Определить, насколько потенциальным клиентам важно ее решить.
Изучить существующие способы решения проблемы.
Найти недостатки существующих способов.
Оценить бюджет, который готовы тратить потенциальные клиенты на решение проблемы.
Сделав эти 5 шагов, можно переходить к тому, с чего обычно основатели стартапов начинают — к планированию и созданию продукта. Так вы допустите куда меньше ошибок на старте и не потратите время и деньги на провальный проект.
Кстати, если у вас нет денег для запуска — это может сыграть вам в плюс. Так считает сооснователь «Бизнес Молодости» Михаил Дашкиев.
Смотрите видео: «Как начать бизнес без вложений?», Михаил Дашкиев.