Чтобы работать в стартапе, сотрудникам нужны не только специфические знания и навыки, но и особый склад ума. Это важно учитывать при найме: иметь в виду личностные качества кандидатов и задавать правильные вопросы. Преподаватель Русской Школы Управления и бизнес-тренер Дмитрий Михайлов рассказал, как подобрать ключевых сотрудников в команду.
Бизнес-образование
Продажник
Если вы автор продукта и ищете компаньона-продажника, вот качества, которыми он должен обладать:
Нацелен на результат. Идеальный продажник в стартапе считает: если кто-то до него добился успеха, то и он сможет. Он верит, что может добиться всего сам.Спросите у кандидата, кого он считает успешным человеком. Если он приводит в пример сына большого чиновника, такой сотрудник вряд ли будет целеустремленным. Лучше если он расскажет про парня Колю, который ещё в школе начал продавать масло в переходе, потом имел свою палатку, магазин, сеть, потом обанкротился и сейчас вынашивает новый бизнес-проект.
Может «заразить» идеей. Попросите кандидата рассказать о любимом блюде или месте отдыха. Хороший продажник сможет так рассказать про отдых в палатке, что вам самим захочется туда отправиться, даже если вы не фанат такого туризма.
Видит за словами их смысл. Хороший продажник может уловить ход мысли собеседника, он внимательный и чуткий. Если вы после собеседования возьмете его визитку со словами: «Я вам перезвоню», он не уйдет молча, а ответит: «Я знаю, что не заинтересовал вас, и вы не позвоните. Скажите, пожалуйста, с чем это связано».
Не зацикливается на неудаче. Продажник должен быть эмоционально устойчив, чтобы через 20 минут после отказа крупного клиента быть готовым к новым переговорам. Спросите кандидата, как он переживает неудачи и что может выбить его из колеи.
Понимает, какой продукт будет продаваться. Задавайте ему вопросы об инновационных продуктах в нескольких нишах. Если у него нет своего мнения на этот счет, это плохой знак.
Автор продукта
Если вы умеете продавать и ищете в компаньоны автора продукта, нужно распознать в нём следующие качества:
Готов работать над продуктом. Для бизнес-успеха одной идеи недостаточно. Даже выдающиеся продукты нужно постоянно совершенствовать, чтобы быть впереди конкурентов, и автор должен это понимать.
Владеет набором уникальных компетенций. Определите, какими знаниями и навыками должен обладать автор вашего продукта. Создайте портрет идеального кандидата и подбирайте сотрудника, четко следуя ему. Важно, чтобы кандидат мог подтвердить каждое слово сильным портфолио и реальными кейсами.
Финансист
Его стоит нанимать, когда первичная команда стартапа уже не справляется с управлением финансовыми потоками. Необходимые финансисту качества:
Обладает аналитическим складом ума. Хороший финансист все мерит цифрами. На собеседовании предложите кандидату задачу типа «Сколько в Магадане грумеров». Здорово, если он начнет считать количество домохозяйств, предположит, у какой доли населения есть собаки и скажет вам примерную цифру. Если скажет: «Я не знаю. Я не люблю собак», вам не по пути.
Рационален. Финансист должен понимать, что для стартапа критично важно постоянно повышать количество продаж. Он должен этому содействовать, а не вставлять палки в колеса отделу продаж. Задайте кандидату несколько ненавязчивых наводящих вопросов, чтобы понять, насколько он хорошо чувствует и разделяет ваши бизнес-задачи.
Остальные сотрудники
По мере роста компании ваша команда будет постоянно расширяться. Вам может понадобиться штатный дизайнер, копирайтер, HR-менеджер, менеджер по продажам, event-менеджер и т. д. Выбирайте специалистов в первую очередь по их опыту и портфолио, разработайте для каждой позиции качественное тестовое задание.
Необходимое качество для каждого сотрудника стартапа – умение оставаться спокойным в сложных ситуациях. Им часто придется сталкиваться с жесткими дедлайнами, спорными ситуациями и форс мажорами. Просите кандидатов рассказать про самую трудную ситуацию, в которую они попадали за прошедший год. С теми, кто будет рассказывать о сложностях с улыбкой, вам по пути.
После того как команда будет сформирована, вам нужно постоянно ее развивать: проводить корпоративное обучение и тимбилдинги. Конкуренция на сильные кадры довольно высока, и вам нужно сделать так, чтобы сотрудникам в вашей компании было комфортно.
Не забывайте, что хорошим профессионалам важно вовремя начислять зарплату не ниже, а лучше чуть выше рыночной. Чтобы сделать этот процесс максимально простым и быстрым, можете подключить зарплатный проект: он позволяет выплачивать оклады и премии в несколько кликов, а еще сделать корпоративный дизайн банковских карт для ваших сотрудников.
Закрепим
Собрать команду мечты сложно, это может занять довольно много времени. Однако это оправданные вложения: сильные кадры будут развивать ваш бизнес в разы быстрее.
Определите, какие сотрудники нужны вам в штат на данном этапе.
Продумайте до деталей портрет идеального кандидата.
Проверьте все, что говорит о себе кандидат: обратите внимание на опыт и кейсы из его практики.
Учитывайте характер и эмоциональную устойчивость: работать в стартапе сможет не каждый квалифицированный сотрудник.