Эксперты издательства «Бомбора» подготовили небольшой чек-лист, который поможет избежать самых распространенных ошибок при старте локального бизнеса. Материал подготовлен на основе книги Александры Коняхиной — «Локальный бизнес. Как найти удачное место и превратить его в кофейню, салон красоты, винотеку или другое дело»
Содержание
Ошибка 1. Излишняя детальность
Ошибка 2. Целевая аудитория: «и так все понятно»
Ошибка 3. Слишком уникальное торговое предложение
Ошибка 4. Отсутствие концепции
Ошибка 5. Не продуман формат
Выводы
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Ошибка 1. Излишняя детальность
«Расчеты, которые делаются на недели, месяцы и годы вперед, — это фантазии», — считает успешный IT-предприниматель Джейсон Фрайд. В начале пути вы редко можете просчитать, как будет развиваться дело. Есть десятки стихийных факторов, которые превращают самые точные подсчеты в пустую трату времени.
Оптимальный вариант — нанести крупными мазками основные штрихи будущего бизнеса, а остальное дорабатывать уже на месте. Что это за штрихи? Об этом ниже.
Ошибка 2. Целевая аудитория: «и так все понятно»
Часто на старте у нас уже есть некий образ покупателя, и детально прорабатывать этот вопрос кажется излишним — «и так все понятно».
Александра Коняхина рекомендует следовать за Джеффом Безосом и рассуждать на вопрос о целевой аудитории прицельно — и с карандашом в руке. Норвежские ученые установили, что активность мозга при написании чего-либо гораздо выше, чем при печатании на цифровых устройствах или отсутствии фиксации мыслей вовсе.
🎯 Лайфхак
Бизнес-план основателя Amazon Джеффа Безоса состоял всего из двух вопросов:
– Что нужно людям?
– За что они готовы платить?
Важно, что над обоими вопросами он рефлексировал письменно. Напомним, что в 2022 году Безос занял второе место в списке миллиардеров Forbes с состоянием в 171 млрд долл.
Ошибка 3. Слишком уникальное торговое предложение
Обычно клиентам локального бизнеса нужны простые и массовые продукты или услуги. Если это кофейня — американо, капучино, батончики и жвачка. Если парикмахерская — стрижка, укладка, окраска корней.
Часто при открытии локального бизнеса нет смысла изобретать велосипед. Люди посещают эти места, потому что они находятся в паре шагов от работы или по пути к метро. Клиенты рассчитывают найти в новом месте что-то базовое и привычное. Дайте им это.
И все же это не значит, что ваша кофейня не должна ничем отличаться от аналогичного заведения в соседнем доме. Об этом ниже.
Ошибка 4. Отсутствие концепции
Еще одна типичная ошибка бизнес-плана — отсутствие концепции. «Концепция — это все то, что создает образ вашего заведения. Что называется, вайб этого места», — говорит Александра Коняхина.
Например, у салонов красоты может быть две разные концепции: максимально быстрое обслуживание или неторопливая атмосфера расслабления. Следите, чтобы концепция не отсекала часть вашей аудитории. Например, если ваш салон красоты не только делает маникюр, но и погружает в атмосферу релакса, мастера не смогут обеспечивать скорость, а значит трудоголики и мамы малышей выпадут из числа потенциальных клиентов.
Ошибка 5. Не продуман формат
От формата вашего бизнеса зависит количество услуг, которые вы можете предлагать. Важно продумать это заранее: на «островке» в торговом центре вы не сможете открыть ремонт любой техники, для этого нужно большое помещение. Зато в таком формате можно ремонтировать смартфоны, а из дополнительных услуг оставить только наклейку защитного стекла.
Просчитайте, хватит ли ларька, кабинета или островка в ТЦ, либо нужно искать полноценное помещение.
Выводы
Составив бизнес план перед открытием, помните, что в действительности обстоятельства могут быть иными, чем вы представляли — а значит, план нужно менять.
«Даже эксперты со стажем могут ошибаться, — говорит Александра. — Есть одна из моих любимых историй на эту тему. В 1993 году на вопрос „Какие у Microsoft планы на Интернет?“ Билл Гейтс уверенно ответил: „Интернет? Нас это не интересует“». Что-то подсказывает, что позже он поменял свой план.
Бомбора — крупнейшее издательство и лидер на рынке полезных и вдохновляющих книг. В России каждая третья книга non-fiction выходит в Бомборе. В их числе «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя», «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед», «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» и многие другие.