История предпринимательницы. Как открыть магазин российской уличной одежды на полярном круге
История предпринимателя

История предпринимательницы. Как открыть магазин российской уличной одежды на полярном круге

Поделитесь этим материалом с друзьями


Аудиоверсия этой статьи

Евгения Илив 15 лет проработала в муниципальной администрации на Ямале, занималась развитием предпринимательства, а после обучения дизайн-мышлению не смогла отказаться от идеи открыть свое дело. Евгения рассказала почему решила стать предпринимателем, как ей пригодился прошлый профессиональный опыт и в чем специфика бизнеса в условиях Крайнего Севера. Материал подготовлен совместно с проектом РБиДОС, уникальным сервисом по регистрации бизнеса

Содержание
Как стала предпринимателем
Почему решила открыть магазин одежды
Нашла помещение и открыла магазин
Трудности на старте
Пригодился прошлый опыт работы
Результаты запуска своего проекта
Планы на будущее
Советы начинающим


Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Компания: Black Fox
Основательница: Евгения Илив
Год открытия бизнеса: октябрь 2022 г.
Стартовый капитал: 3 млн рублей
Локация: Салехард
Команда: 3 человека
Организационно-правовая форма: ИП

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Как стала предпринимателем

Евгения Илив, владелица магазина Black Fox.

Я всегда стремилась к тому, чтобы развиваться профессионально. Когда работала в муниципальной администрации, все время училась. Сначала получила профессию архитектора, затем окончила магистратуру по экономике. Для меня важно применять на практике полученные знания, только тогда они имеют ценность. Не диплом, а конкретные навыки. Но, к сожалению, работа по найму не всегда дает такую возможность. Так или иначе ты находишься в рамках своих должностных обязанностей. Хотя я благодарна своей прошлой работе за то, что смогла получить хорошее образование и опыт.

Чтобы не терять драйв, я часто меняла направления профессиональной деятельности. Занималась закупками, развитием предпринимательства, сопровождением крупных инвестиционных проектов на территории города. Но со временем поняла, что хотела бы иметь свое дело.

Эта мысль впервые появилась после того, как в 2019 году я прошла обучение дизайн-мышлению. Это была образовательная программа Минэкономразвития России для государственных и муниципальных служащих, сотрудников организаций поддержки предпринимательства. Мы учились смотреть на ситуацию глазами клиента, понимать его потребности, создавать новые продукты на основе клиентского опыта. Тогда я поняла, что с помощью такого подхода можно реализовать любой проект. И возможности применения дизайн-мышления практически безграничны. Пожалуй, в то время произошла перезагрузка моего мышления.

В 2021 году я возглавила центр «Мой бизнес» в своем городе (Ноябрьск). Это государственная структура, где предприниматели могут получать различные виды поддержки в режиме «одного окна». Осенью этого же года стартовал проект «Лучший сервис на Ямале», организаторами которого стали «Мой бизнес» и Деловая среда. Первый модуль обучения проходил на площадке моего центра. Я снова погрузилась в атмосферу творчества, драйва, позитива.

Проект объединил активных предпринимателей Ямала, которые стремятся сделать сервис в своем бизнесе лучшим в стране. В очередной раз я задумалась о своем деле.

Летом 2022 года по личным обстоятельствам я переехала в административный центр округа — Салехард. И встал вопрос, чем заниматься дальше? Учитывая мой прошлый опыт работы в госструктурах, наиболее вероятным сценарием была государственная или муниципальная служба. Но я поняла, что именно сейчас лучший момент реализовать себя в предпринимательстве.

Изучив потребительский рынок города, пообщавшись со знакомыми предпринимателями, я решила открыть магазин уличной одежды. Таким образом мой магазин стал первым в городе магазином стритвира (дословно с англ. «уличная одежда»).

Почему решила открыть магазин одежды

Магазин Black Fox в Салехарде.

Во-первых, эта ниша была свободна. Для жителя с «большой земли» это может показаться странным, ведь рынок одежды является высококонкурентным. Но у нас, на Севере, все по-другому. На самом деле здесь много свободных рыночных ниш.

Если говорить про одежду, то многие предпочитают делать такие покупки либо во время отпуска, либо через интернет. Хотя для кого-то удобнее традиционный формат – с примеркой, возможностью выбрать, потрогать, оценить качество материала.

Риск, конечно, был. В том числе и потому, что речь шла только о стритвире. Но я убеждена, что небольшой магазин должен иметь определенную специализацию. Это позволяет лучше понимать своего клиента, его потребности (здесь мы опять возвращаемся к дизайн-мышлению).

Первое время я советовалась с предпринимателями, которые уже занимались таким же бизнесом в других городах нашего округа. Например, с предпринимателями Сергеем и Анной мы подружились и стали делиться опытом друг с другом на проекте «Лучший сервис на Ямале».

Очень важный положительный эффект от подобных образовательных программ — нетворкинг.

Принято считать, что предприниматели не любят делиться своим опытом, защищая себя таким образом от конкуренции. Это далеко не всегда так. Прямые конкуренты встречаются редко, а вот возможностей для сотрудничества гораздо чаще. Мы работаем в разных городах региона. Учитывая нашу северную специфику, это как в разных регионах. Основной вид транспортного сообщения у нас воздушный. Ребята мне очень помогли на первоначальном этапе.

В качестве одного из вариантов открытия бизнеса сначала я рассматривала приобретение российской франшизы 21SHOP. Это достаточно известная торговая марка, под которой работают 28 магазинов в городах России. Однако в процессе переговоров выяснилось, что такие малые города как Салехард им не очень интересны.

Не знаю, что повлияло на их решение, возможно, моя настойчивость (я всячески пыталась убедить их в наших будущих перспективах). Но руководство компании согласилось со мной сотрудничать без франшизы. 21SHOP стали одними из основных поставщиков моего магазина.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что в рамках франшизы мне было бы работать сложнее. Слишком много специфических моментов. Например, в наших северных городах отличается ассортимент покупаемой одежды, более востребованы теплые вещи, дольше длится зимний сезон.

Еще одним аргументом в пользу магазина одежды стал уход с этого рынка крупных зарубежных брендов. Да, это коснулось прежде всего мегаполисов. Ведь именно там работали их магазины одежды. Но эта ситуация послужила толчком для развития производства одежды в России.

Сегодня спрос выше предложения. Появляются новые российские бренды, которые не уступают по качеству импортным товарам. У нас много интересных молодых дизайнеров, способных создавать модную одежду. Сейчас рынок на подъеме. В нашем магазине представлены более 20 российских брендов стритвира.

Нашла помещение и открыла магазин

Покупатели в магазине Black Fox.

Я изначально хотела открыть магазин, который не будет уступать аналогичным в крупных городах. К сожалению, северяне часто сталкиваются с большой разницей и в ассортименте товаров, и в качестве обслуживания. Но нужно уходить от формулы, что Север — это временно, а значит сойдет и так.

Я арендовала небольшое, но удобное помещение в проходном месте торгового центра. Сделала хороший ремонт. Продумала все до мелочей.

Пока шли ремонтные работы, не могла спокойно спать ночью: просыпалась с мыслями о том, какую заказать люстру, как расставить мебель в магазине.

Покупатели оценили результат, в день открытия магазина у нас был аншлаг. «Как хорошо, что в нашем городе открылся такой магазин» — для меня это самая высокая оценка работы.

Название Black Fox (в переводе на русский «черный лис») появилось так. Черный лис является официальным символом Салехарда. Раз наш первый магазин открылся здесь, то и ассоциироваться он должен с этим городом. Кто знает, может, когда-нибудь это будет сеть магазинов. Кстати, многие наши клиенты так и говорят: Black Fox — это ведь федеральная сеть?

Кстати, изначально я не хотела, чтобы магазин назывался на английском. Часто названия на иностранных языках выглядят совсем неуместно. В нашем случае выбор английского варианта связан лишь с тем, что «Блэк Фокс» хорошо звучит. Оно короче, чем «Черный лис», его проще произносить. Для названия магазина это важно.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Трудности на старте

На этапе открытия магазина самым сложным было выбрать помещение. В Салехарде не так много вариантов, а стоимость аренды высокая. Поэтому пришлось просчитывать, будет ли поток покупателей достаточным для того, чтобы окупились все затраты. Я составила финансовую модель, в которой запланировала все операционные расходы, и определила минимальную ежемесячную выручку, которая необходима для их покрытия.

С помещением, можно сказать, повезло — как раз в самом крупном торговом центре города (ТЦ «Славянский») сдавалось в аренду небольшое помещение (чуть менее 50 квадратных метров). Для подобного магазина, на мой взгляд, это оптимальная площадь. Как показала практика, выбор был сделан правильно. За счёт хорошей проходимости мы обеспечили себе необходимый уровень продаж с первого месяца.

После того как магазин открылся, я столкнулась с проблемой логистики. Я работаю одновременно с разными поставщиками товара. Чтобы поддерживать широкий ассортимент одежды, вовремя его пополнять, необходимо заказывать товар буквально со всей страны. Поставки идут из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска, Петрозаводска, Тамбова и других городов.

Не все транспортные компании работают с нашим регионом, у кого-то слишком высокая цена, поэтому с каждым поставщиком приходится договариваться об индивидуальных условиях.

Важный момент — работа с персоналом. Во многом именно от работы продавца зависит и успешность продаж, и уровень сервиса. Как обучить сотрудника внимательности, вежливости, доброжелательности. Этим приходится заниматься постоянно. Салехард в этом отношении город специфичный. На местном рынке труда острый дефицит представителей «простых» профессий, в том числе продавцов. Их практически нет, по крайне мере тех, кто в поиске работы.

Ну и пресловутая многозадачность. Работая в найме, почти всегда ты отвечаешь за конкретный участок работы. Став предпринимателем, ты отвечаешь за все. Начиная от поиска поставщиков, заканчивая чистотой пола и плейлистом в магазине.

Пригодился прошлый опыт работы

Прежде всего, я умею работать с документами. Договоры, счета, таблицы, расчеты — все это мне знакомо и не вызывает сложности или неприятия. А этой рутиной тоже приходится заниматься.

Пригодились навыки делового общения. Любому предпринимателю приходится проводить переговоры. В моем бизнесе это работа с поставщиками, транспортными компаниями, подрядчиками. От умения договариваться, выстраивать коммуникации зависит успешность твоего дела. На предыдущей работе мне много приходилось общаться с представителями бизнеса, руководителями предприятий, поэтому сейчас в этом нет никакой сложности.

Результаты запуска своего проекта

Идея проекта оправдалась. Сегодня нас знают и покупатели, и ключевые поставщики. Мы являемся представителями известных брендов стритвира в Салехарде. Среди них «Север», Anteater, «Волчок», Antisocial, Запорожец Heritage, БИЧ, JST, Molotov, OneTwo, Live, Niceonice и другие. Наши покупатели по достоинству оценили качество российских производителей одежды. Появились постоянные покупатели, некоторые приходят всей семьей и каждый находит что-то для себя.

За первые два месяца работы выручка составила чуть менее 3 млн. рублей. Это соответствует расчетам, которые были изначально заложены в финансовую модель. За этот период покупатели сделали 1,3 тысячи покупок.

Планы на будущее

Часть ассортимента в магазине.

Планов по развитию бизнеса много. Я веду переговоры с новыми поставщиками для того, чтобы сделать ассортимент еще более разнообразным. В этом году мы начнем продавать линейку одежды под своим брендом Black Fox. Я вижу, что наш бренд нравится клиентам и уверена, что он станет гарантией качества.

Есть планы по развитию нового направления. Хочу разработать коллекцию сувенирной продукции, связанную с Салехардом. Для этого начала работу с талантливыми дизайнерами.

Я уверена, что еще много идей можно воплотить в жизнь, но не буду это делать в ущерб качеству товара и уровню обслуживания. Для меня важнее сохранить ту репутацию, которую мы уже успели заработать у наших покупателей.

Советы начинающим

  1. Делать так, как сам чувствуешь. Не слушать скептиков, если внутренне уверен и хочешь попробовать. 

  2. Для реализации своих идей советую открыть бизнес самостоятельно, без покупки франшизы.

  3. Если решили увольнять сотрудников, то делать это сразу и не думать, кто будет выполнять работу.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Поделиться

Оценить

5 баллов

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии